22 Июля 2015
Контрольно-счётная палата Новосибирской области провела проверку использования средств бюджета, направленных на государственную поддержку товарного рыбоводства и промышленного рыболовства в Новосибирской области.

Отчет Контрольно-счётной палаты Новосибирской по результатам проверки законности и эффективности использования средств областного бюджета, направленных на государственную поддержку товарного рыбоводства и промышленного рыболовства в Новосибирской области в 2014 году и за текущий период 2015 года (в том числе реализация ведомственной целевой программы «Государственная поддержка развития товарного рыбоводства в Новосибирской области на 2014-2016 годы») рассмотрен на заседании коллегии палаты и направлен председателем палаты Губернатору Новосибирской области и в областное Законодательное Собрание.
Контрольное мероприятие проведено на следующих объектах:
- Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области (Департамент природных ресурсов, Департамент);
- Акционерное общество «Новосибирскрыбхоз», до 25.03.2015 – Открытое акционерное общество «Новосибирскрыбхоз» (ОАО «Новосибирскрыбхоз»);
- Общество с ограниченной ответственностью «Водный мир» (ООО «Водный мир»);
- Общество с ограниченной ответственностью «Рыбхоз» (ООО «Рыбхоз»).
В результате контрольного мероприятия установлено:
1. В 2014 году расходы Департамента природных ресурсов на реализацию мероприятий по развитию товарного рыбоводства и промышленного рыболовства составили 39 995,4 тыс.руб. (99,9% к плану). Оказана государственная поддержка 38 субъектам на сумму 39 040,4 тыс.руб., в том числе на содержание и разведение (выращивание) рыбопосадочного материала (3 231,5 тыс.руб.), на компенсацию приобретенного рыбопосадочного материала (13 824,2 тыс.руб.), технических средств и оборудования (21 680,8 тыс.руб.), на выполнение мелиоративных мероприятий (303,5 тыс.руб.), а также оплачено обучение основам товарного рыбоводства и рыболовства на сумму 955,0 тыс.руб. За 5 месяца 2015 года средства областного бюджета не направлялись.
2. Государственная поддержка товарного рыбоводства и промышленного рыболовства оказывалась в рамках ВЦП, которая включена в государственную программу в сфере охраны окружающей среды.
В нарушение п.32 и п.30 Порядка принятия решений о разработке государственных программ Новосибирской области (утв. Постановлением Правительства области от 28.03.2014 №125-п), изменения, в части корректировки финансирования госпрограммы в 2014 году, своевременно не вносились, планы реализации мероприятий госпрограмм на 2014 и 2015 годы на официальном сайте Департамента природных ресурсов не размещались.
3. В ходе проверки установлены недостатки нормативного правового регулирования оказания государственной поддержки товарного рыбоводства и промышленного рыболовства:
3.1 К организациям, претендующим на получение господдержки не предъявляются требования по ведению отдельного учета затрат на производство субсидируемого рыбопосадочного материала. В результате ОАО «Новосибирскрыбхоз» для расчета субсидии предъявлены затраты на производство рыбопосадочного материала, превышающие установленные постановлениями Правительства области объемы и на не подлежащие субсидированию виды.
3.2 Государственная поддержка одновременно оказывалась ОАО «Новосибирскрыбхоз» на производство реализованного организациям рыбопосадочного материала (затраты компенсированы на 962,8 тыс.руб.) и организациям (субсидия на сумму 2 479,5 тыс.руб.) на возмещение стоимости рыбопосадочного материала приобретенного у ОАО «Новосибирскрыбхоз».
В 2015 году в п.1 ч.1 ст.11.1 Закона №61-ОЗ внесены изменения, согласно которым, компенсация на воспроизводство реализованного рыбопосадочного материала исключена.
3.3 Представления, для получения государственной поддержки, программ рыбохозяйственной мелиорации и рыбоводно-биологическое обоснований носит формальный характер, так как их исполнение и соблюдение Департаментом не контролируется.
3.4 В результате, в 2014 году большая часть субсидируемых технических средств и оборудования приобретены получателями на вторичном рынке, после длительной эксплуатации и имеют значительный износ, что не способствует техническому перевооружению рыбохозяйственной отрасли. Перечень видов технических средств и оборудования, утвержденный постановлением Правительства области, не содержит ограничений по срокам производства и производителям.
4. ООО «Водный мир» допущено нецелевое использование средств областного бюджета в размере 702,5 тыс.руб. (ст.306.4 БК РФ), полученных в форме субсидии на возмещение 50% стоимости приобретенной техники, которая в производстве не использовалась, а была перепродана в ноябре 2014 года (без постановки на учет в ГИБДД).
Согласно п.16 Порядка №171-п полученные в счет субсидий денежные средства в полном объеме подлежат возврату в областной бюджет.
5. ОАО «Новосибирскрыбхоз» субсидия в размере 1 656,3 тыс.руб. получена из областного бюджета, с нарушением условий, установленных пп.2 п.5 Порядка №171-п (имелась просроченная задолженность по выплате заработной платы). Согласно п.3 ст.78 БК РФ, п.16 Порядка №171-п полученные в счет субсидий денежные средства в полном объеме подлежат возврату в областной бюджет.
ОАО «Новосибирскрыбхоз» ранее неоднократно допускались нарушения условий получения субсидий, в части просроченной задолженности по налоговым платежам и по выплате заработной платы (в 2010 году – 2 063,8 тыс.руб., в 2012 году – 1 806,5 тыс.руб.).
6. Из 8 целевых индикаторов, установленных в ВЦП «Государственная поддержка развития товарного рыбоводства в НСО на 2014-2016 годы», Департаментом подтверждено исполнение только одного.
Ряд целевых показателей рассчитан с нарушением методики, носит приблизительный характер и не является достоверными, что свидетельствует о низком уровне ответственности сотрудников Департамента природных ресурсов при формировании отчетности и не позволяет оценить эффективность реализации ВЦП за 2014 год.
По результатам проведения контрольного мероприятия, в целях устранения выявленных нарушений предписания Контрольно-счётной палаты Новосибирской области направлены:
- Департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области;
- АО «Новосибирскрыбхоз»;
- ООО «Водный мир».
Контрольное мероприятие проведено на следующих объектах:
- Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области (Департамент природных ресурсов, Департамент);
- Акционерное общество «Новосибирскрыбхоз», до 25.03.2015 – Открытое акционерное общество «Новосибирскрыбхоз» (ОАО «Новосибирскрыбхоз»);
- Общество с ограниченной ответственностью «Водный мир» (ООО «Водный мир»);
- Общество с ограниченной ответственностью «Рыбхоз» (ООО «Рыбхоз»).
В результате контрольного мероприятия установлено:
1. В 2014 году расходы Департамента природных ресурсов на реализацию мероприятий по развитию товарного рыбоводства и промышленного рыболовства составили 39 995,4 тыс.руб. (99,9% к плану). Оказана государственная поддержка 38 субъектам на сумму 39 040,4 тыс.руб., в том числе на содержание и разведение (выращивание) рыбопосадочного материала (3 231,5 тыс.руб.), на компенсацию приобретенного рыбопосадочного материала (13 824,2 тыс.руб.), технических средств и оборудования (21 680,8 тыс.руб.), на выполнение мелиоративных мероприятий (303,5 тыс.руб.), а также оплачено обучение основам товарного рыбоводства и рыболовства на сумму 955,0 тыс.руб. За 5 месяца 2015 года средства областного бюджета не направлялись.
2. Государственная поддержка товарного рыбоводства и промышленного рыболовства оказывалась в рамках ВЦП, которая включена в государственную программу в сфере охраны окружающей среды.
В нарушение п.32 и п.30 Порядка принятия решений о разработке государственных программ Новосибирской области (утв. Постановлением Правительства области от 28.03.2014 №125-п), изменения, в части корректировки финансирования госпрограммы в 2014 году, своевременно не вносились, планы реализации мероприятий госпрограмм на 2014 и 2015 годы на официальном сайте Департамента природных ресурсов не размещались.
3. В ходе проверки установлены недостатки нормативного правового регулирования оказания государственной поддержки товарного рыбоводства и промышленного рыболовства:
3.1 К организациям, претендующим на получение господдержки не предъявляются требования по ведению отдельного учета затрат на производство субсидируемого рыбопосадочного материала. В результате ОАО «Новосибирскрыбхоз» для расчета субсидии предъявлены затраты на производство рыбопосадочного материала, превышающие установленные постановлениями Правительства области объемы и на не подлежащие субсидированию виды.
3.2 Государственная поддержка одновременно оказывалась ОАО «Новосибирскрыбхоз» на производство реализованного организациям рыбопосадочного материала (затраты компенсированы на 962,8 тыс.руб.) и организациям (субсидия на сумму 2 479,5 тыс.руб.) на возмещение стоимости рыбопосадочного материала приобретенного у ОАО «Новосибирскрыбхоз».
В 2015 году в п.1 ч.1 ст.11.1 Закона №61-ОЗ внесены изменения, согласно которым, компенсация на воспроизводство реализованного рыбопосадочного материала исключена.
3.3 Представления, для получения государственной поддержки, программ рыбохозяйственной мелиорации и рыбоводно-биологическое обоснований носит формальный характер, так как их исполнение и соблюдение Департаментом не контролируется.
3.4 В результате, в 2014 году большая часть субсидируемых технических средств и оборудования приобретены получателями на вторичном рынке, после длительной эксплуатации и имеют значительный износ, что не способствует техническому перевооружению рыбохозяйственной отрасли. Перечень видов технических средств и оборудования, утвержденный постановлением Правительства области, не содержит ограничений по срокам производства и производителям.
4. ООО «Водный мир» допущено нецелевое использование средств областного бюджета в размере 702,5 тыс.руб. (ст.306.4 БК РФ), полученных в форме субсидии на возмещение 50% стоимости приобретенной техники, которая в производстве не использовалась, а была перепродана в ноябре 2014 года (без постановки на учет в ГИБДД).
Согласно п.16 Порядка №171-п полученные в счет субсидий денежные средства в полном объеме подлежат возврату в областной бюджет.
5. ОАО «Новосибирскрыбхоз» субсидия в размере 1 656,3 тыс.руб. получена из областного бюджета, с нарушением условий, установленных пп.2 п.5 Порядка №171-п (имелась просроченная задолженность по выплате заработной платы). Согласно п.3 ст.78 БК РФ, п.16 Порядка №171-п полученные в счет субсидий денежные средства в полном объеме подлежат возврату в областной бюджет.
ОАО «Новосибирскрыбхоз» ранее неоднократно допускались нарушения условий получения субсидий, в части просроченной задолженности по налоговым платежам и по выплате заработной платы (в 2010 году – 2 063,8 тыс.руб., в 2012 году – 1 806,5 тыс.руб.).
6. Из 8 целевых индикаторов, установленных в ВЦП «Государственная поддержка развития товарного рыбоводства в НСО на 2014-2016 годы», Департаментом подтверждено исполнение только одного.
Ряд целевых показателей рассчитан с нарушением методики, носит приблизительный характер и не является достоверными, что свидетельствует о низком уровне ответственности сотрудников Департамента природных ресурсов при формировании отчетности и не позволяет оценить эффективность реализации ВЦП за 2014 год.
По результатам проведения контрольного мероприятия, в целях устранения выявленных нарушений предписания Контрольно-счётной палаты Новосибирской области направлены:
- Департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области;
- АО «Новосибирскрыбхоз»;
- ООО «Водный мир».