06 Июля 2015
Заседание Совета органов государственного и муниципального финансового контроля Новосибирской области состоялось в рабочем поселке Ордынское.

Заседание Совета органов государственного и муниципального финансового контроля Новосибирской области состоялось в рабочем поселке Ордынское 02 июля 2015 года. Основной темой заседания Совета стало обсуждение актуальных вопросов формирования системы муниципального финансового контроля.
В работе Совета приняли участие руководители и сотрудники 19 контрольно-счётных органов Новосибирской области, а также руководители представительных органов 6 муниципальных районов.
Открыла заседание Совета его председатель-председатель Контрольно-счётной палаты Новосибирской области Е.А. Гончарова, которая, в частности, отметила: «Сегодняшнее выездное заседание посвящено актуальным вопросам формирования системы муниципального финансового контроля. Мировой опыт и международные принципы организации финансового контроля (Лимская декларация) предусматривают существование двух необходимых подсистем: внешнего и внутреннего финансового контроля. Изменения, внесенные в Бюджетный кодекс РФ в 2013 году, окончательно закрепили соответствующие требования и в российском законодательстве.
Вопросы формирования системы внешнего муниципального финансового контроля неоднократно рассматривались на заседаниях нашего Совета. Сегодняшнее выездное заседание, прежде всего, посвящено опыту работы ревизионной комиссии Ордынского района.
В 2011-2012 гг. профессиональные контрольно-счетные органы созданы во всех городских округах и муниципальных районах области. Практически все поселения передали полномочия по внешнему финансовому контролю контрольно-счетным органам районов (собственные органы создали 10 поселений). В этом году, наконец, решена проблема с контрольно-счетным органом Северного сельсовета, должностные лица которого работали на общественных началах. После проведенной палатой проверки и представлений прокуратуры органами местного самоуправления поселения было принято решение о передаче полномочий району.
Меры по формированию профессиональной системы внешнего муниципального финансового контроля дают положительные результаты. Мы ежегодно отслеживаем основные показатели деятельности муниципальных контрольно-счетных органов. Так в 2014 году число проверенных органов и организаций увеличилась с 810 до 995; объем устраненных нарушений – с 848,1 млн.руб. до 1 386,7 млн.руб.; число реализованных предложений – с 1 200 до 1 497.
Об эффективности работы системы внешнего муниципального финансового контроля также свидетельствует и то, что в текущем году решениями советов депутатов были утверждены на новый срок действующие председатели нескольких муниципальных контрольно-счетных органов.
Сохраняется и ряд проблем в деятельности муниципальных контрольно-счетных органов. В ряде районов и поселений штатная численность контрольно-счетных органов не превышает 1 человека, что недостаточно для осуществления всех полномочий по внешнему финансовому контролю. При этом число полномочий, возложенных на контрольно-счетные органы увеличивается (добавились аудит закупок, контроль квартальной отчетности). В этих условиях, конечно, неправильным будет формирование системы внутреннего муниципального финансового контроля за счет сокращения штатной численности и финансирования контрольно-счетных органов.
На прошлом заседании Совета мы рассматривали обращение Совета депутатов и ревизионной комиссии Ордынского района по вопросу установления отдельного норматива расходов на содержание муниципальных контрольно-счетных органов. Представители палаты вошли в состав рабочей группы при Министерстве финансов НСО по межбюджетным отношениям, которая, в том числе, рассматривает вопросы совершенствования подходов к установлению нормативов. Министерством финансов НСО предлагаются варианты увеличения нормативов, которые, должны простимулировать муниципальные образования к укрупнению. Но увеличение также может быть использовано для решения проблемы финансирования органов контроля.
На повышение статуса и эффективности работы контрольно-счетных органов направлены последние инициативы и мероприятия Совета контрольно-счетных органов при Счетной палате РФ. Подготовлен проект изменений в Федеральный закон об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов, которые, в частности, предусматривают обязательное наделение муниципальных контрольно-счетных органов правами юридического лица, отнесение должностей председателя и аудиторов к муниципальным должностям.
Президиумом Совета утверждены 5 типовых стандартов внешнего государственного и муниципального финансового контроля, подготовленных рабочими группами Комиссии Совета по вопросам методологии (в работе которой участвует палата). В Москве 28 января 2015 года с участием Президента РФ В.В. Путина прошло расширенное заседание Коллегии Счетной палаты РФ, посвященное 20-летию со дня образования Счетной палаты РФ. На заседании в качестве основных задач деятельности контрольно-счетных органов были озвучены анализ и оценка эффективности антикризисных мер, принимаемых органами исполнительной власти, а также осуществление нового полномочия по аудиту в сфере закупок.
Буквально на днях нами была завершена разработка проекта типового стандарта по осуществлению аудита в сфере закупок. Стандарт после обсуждения Комиссии по вопросам методологии будет доработан и рекомендован для использования контрольно-счетными органами. Об актуальных вопросах проведения аудита в сфере закупок и использовании классификатора нарушений сегодня выступит начальник сводно-аналитической инспекции палаты Мартынов Сергей Николаевич.
Ждем Ваших предложений по проекту типового стандарта и другим вопросам деятельности Совета».
С приветственным словом к участникам заседания Совета обратился Глава администрации Ордынского района Колясников В.И.
Председатель Совета депутатов Ордынского района Трифонова А.В. выступила с приветственным словом участникам заседания Совета и сообщила об опыте взаимодействия Совета депутатов и ревизионной комиссии Ордынского района.
Председатель ревизионной комиссии Ордынского района Казанцева И.Г. в своем выступлении предоставила информацию об опыте организации и осуществления внешнего муниципального финансового контроля в Ордынском районе Новосибирской области.
Также на заседании Совета выступила председатель ревизионной комиссии Колыванского района Сарбашева Т.И. с информаций о формирования состава контрольно-счетного органа муниципального образования на новый срок.
Заместитель председателя Контрольно-счётной палаты Новосибирской области Подковырин П.В. выступил с информацией об актуальных вопросах формирования и взаимодействия систем внешнего и внутреннего муниципального финансового контроля.
Начальник сводно-аналитической инспекции Контрольно-счётной палаты Новосибирской области Мартынов С.Н. рассказал об утвержденных Контрольно-счетной палатой Новосибирской области методических указаниях по учету нарушений и применению Классификатора нарушений, разработке проекта типового стандарта по осуществлению аудита в сфере закупок. Сообщил о проблемах регистрации на официальном сайте zakupki.gov.ru муниципальных контрольно-счетных органов, не обладающих правами юридического лица. Предложил реализовать рекомендации центрального аппарата Федерального казначейства по регистрации на сайте, в таких случаях, представительного органа, создавшего соответствующий контрольно-счетный орган. Сообщил о внесении в Государственную Думу проекта новой редакции Бюджетного кодекса и о возможности принять участие в его обсуждении на сайте www.budcodex.ru.
Подводя итоги заседания Совета ГМФК Новосибирской области Гончарова Е.А. предложила продолжить практику проведения выездных заседаний Совета и изучения опыты работы контрольно-счетных органов муниципальных образований непосредственно на местах.
В работе Совета приняли участие руководители и сотрудники 19 контрольно-счётных органов Новосибирской области, а также руководители представительных органов 6 муниципальных районов.
Открыла заседание Совета его председатель-председатель Контрольно-счётной палаты Новосибирской области Е.А. Гончарова, которая, в частности, отметила: «Сегодняшнее выездное заседание посвящено актуальным вопросам формирования системы муниципального финансового контроля. Мировой опыт и международные принципы организации финансового контроля (Лимская декларация) предусматривают существование двух необходимых подсистем: внешнего и внутреннего финансового контроля. Изменения, внесенные в Бюджетный кодекс РФ в 2013 году, окончательно закрепили соответствующие требования и в российском законодательстве.
Вопросы формирования системы внешнего муниципального финансового контроля неоднократно рассматривались на заседаниях нашего Совета. Сегодняшнее выездное заседание, прежде всего, посвящено опыту работы ревизионной комиссии Ордынского района.
В 2011-2012 гг. профессиональные контрольно-счетные органы созданы во всех городских округах и муниципальных районах области. Практически все поселения передали полномочия по внешнему финансовому контролю контрольно-счетным органам районов (собственные органы создали 10 поселений). В этом году, наконец, решена проблема с контрольно-счетным органом Северного сельсовета, должностные лица которого работали на общественных началах. После проведенной палатой проверки и представлений прокуратуры органами местного самоуправления поселения было принято решение о передаче полномочий району.
Меры по формированию профессиональной системы внешнего муниципального финансового контроля дают положительные результаты. Мы ежегодно отслеживаем основные показатели деятельности муниципальных контрольно-счетных органов. Так в 2014 году число проверенных органов и организаций увеличилась с 810 до 995; объем устраненных нарушений – с 848,1 млн.руб. до 1 386,7 млн.руб.; число реализованных предложений – с 1 200 до 1 497.
Об эффективности работы системы внешнего муниципального финансового контроля также свидетельствует и то, что в текущем году решениями советов депутатов были утверждены на новый срок действующие председатели нескольких муниципальных контрольно-счетных органов.
Сохраняется и ряд проблем в деятельности муниципальных контрольно-счетных органов. В ряде районов и поселений штатная численность контрольно-счетных органов не превышает 1 человека, что недостаточно для осуществления всех полномочий по внешнему финансовому контролю. При этом число полномочий, возложенных на контрольно-счетные органы увеличивается (добавились аудит закупок, контроль квартальной отчетности). В этих условиях, конечно, неправильным будет формирование системы внутреннего муниципального финансового контроля за счет сокращения штатной численности и финансирования контрольно-счетных органов.
На прошлом заседании Совета мы рассматривали обращение Совета депутатов и ревизионной комиссии Ордынского района по вопросу установления отдельного норматива расходов на содержание муниципальных контрольно-счетных органов. Представители палаты вошли в состав рабочей группы при Министерстве финансов НСО по межбюджетным отношениям, которая, в том числе, рассматривает вопросы совершенствования подходов к установлению нормативов. Министерством финансов НСО предлагаются варианты увеличения нормативов, которые, должны простимулировать муниципальные образования к укрупнению. Но увеличение также может быть использовано для решения проблемы финансирования органов контроля.
На повышение статуса и эффективности работы контрольно-счетных органов направлены последние инициативы и мероприятия Совета контрольно-счетных органов при Счетной палате РФ. Подготовлен проект изменений в Федеральный закон об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов, которые, в частности, предусматривают обязательное наделение муниципальных контрольно-счетных органов правами юридического лица, отнесение должностей председателя и аудиторов к муниципальным должностям.
Президиумом Совета утверждены 5 типовых стандартов внешнего государственного и муниципального финансового контроля, подготовленных рабочими группами Комиссии Совета по вопросам методологии (в работе которой участвует палата). В Москве 28 января 2015 года с участием Президента РФ В.В. Путина прошло расширенное заседание Коллегии Счетной палаты РФ, посвященное 20-летию со дня образования Счетной палаты РФ. На заседании в качестве основных задач деятельности контрольно-счетных органов были озвучены анализ и оценка эффективности антикризисных мер, принимаемых органами исполнительной власти, а также осуществление нового полномочия по аудиту в сфере закупок.
Буквально на днях нами была завершена разработка проекта типового стандарта по осуществлению аудита в сфере закупок. Стандарт после обсуждения Комиссии по вопросам методологии будет доработан и рекомендован для использования контрольно-счетными органами. Об актуальных вопросах проведения аудита в сфере закупок и использовании классификатора нарушений сегодня выступит начальник сводно-аналитической инспекции палаты Мартынов Сергей Николаевич.
Ждем Ваших предложений по проекту типового стандарта и другим вопросам деятельности Совета».
С приветственным словом к участникам заседания Совета обратился Глава администрации Ордынского района Колясников В.И.
Председатель Совета депутатов Ордынского района Трифонова А.В. выступила с приветственным словом участникам заседания Совета и сообщила об опыте взаимодействия Совета депутатов и ревизионной комиссии Ордынского района.
Председатель ревизионной комиссии Ордынского района Казанцева И.Г. в своем выступлении предоставила информацию об опыте организации и осуществления внешнего муниципального финансового контроля в Ордынском районе Новосибирской области.
Также на заседании Совета выступила председатель ревизионной комиссии Колыванского района Сарбашева Т.И. с информаций о формирования состава контрольно-счетного органа муниципального образования на новый срок.
Заместитель председателя Контрольно-счётной палаты Новосибирской области Подковырин П.В. выступил с информацией об актуальных вопросах формирования и взаимодействия систем внешнего и внутреннего муниципального финансового контроля.
Начальник сводно-аналитической инспекции Контрольно-счётной палаты Новосибирской области Мартынов С.Н. рассказал об утвержденных Контрольно-счетной палатой Новосибирской области методических указаниях по учету нарушений и применению Классификатора нарушений, разработке проекта типового стандарта по осуществлению аудита в сфере закупок. Сообщил о проблемах регистрации на официальном сайте zakupki.gov.ru муниципальных контрольно-счетных органов, не обладающих правами юридического лица. Предложил реализовать рекомендации центрального аппарата Федерального казначейства по регистрации на сайте, в таких случаях, представительного органа, создавшего соответствующий контрольно-счетный орган. Сообщил о внесении в Государственную Думу проекта новой редакции Бюджетного кодекса и о возможности принять участие в его обсуждении на сайте www.budcodex.ru.
Подводя итоги заседания Совета ГМФК Новосибирской области Гончарова Е.А. предложила продолжить практику проведения выездных заседаний Совета и изучения опыты работы контрольно-счетных органов муниципальных образований непосредственно на местах.