17 Апреля 2015
Финансово-экономическая экспертиза проекта изменений государственной программы Новосибирской области «Обеспечение доступности услуг общественного пассажирского транспорта, в том числе Новосибирского метрополитена для населения Новосибирской области на 2014–2021 годы» проведена в соответствии с п.7 ст. 7 Закона Новосибирской области от 07.11.2011 № 131-ОЗ «О Контрольно-счётной палате Новосибирской области».
Проект изменений госпрограммы представлен в палату ее государственным заказчиком-координатором – министерством транспортного и дорожного хозяйства Новосибирской области (Министерство транспорта НСО) письмом от 01.04.2015 (поступило 03.04.2015). Проект изменений госпрограммы размещен на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: mintrans.nso.ru с 23.03.2015 года. КСП НСО отмечает, что размещенный на официальном сайте проект изменения госпрограммы отличается от проекта, представленного к проверке.
В результате экспертизы сделаны следующие выводы:
1. Проект изменений госпрограммы направлен на сокращение объемов финансирования госпрограммы с корректировкой задач и целевых индикаторов.
2. Основные сокращения связаны с исключением из программы мероприятий по развитию метрополитена города Новосибирска в 2014 - 2021 годах (на 1 698 389,2 тыс.руб.).
3. Предусмотренная в проекте изменений госпрограммы задача по повышению эксплуатационных качеств Новосибирского метрополитена включает в себя одно мероприятие – «Cофинансирование завершения строительных работ на станции «Золотая Нива» в городе Новосибирске».
Единственным целевым индикатором исполнения данного мероприятия является «Протяженность построенного и введенного в эксплуатацию в 2017 году левого перегонного тоннеля до станции «Золотая Нива» – 0,5 км.
4. Задача по обеспечению доступности услуг общественного (наземного, водного) пассажирского транспорта для населения Новосибирской области дополнена новыми мероприятиями:
- государственная поддержка организаций пассажирского автомобильного, внутреннего водного и пригородного железнодорожного транспорта в Новосибирской области для обеспечения перевозки пассажиров до отдаленных сельских населенных пунктов и садово-дачных обществ;
- реализация мер социальной поддержки отдельных категорий граждан при проезде на общественном пассажирском транспорте;
- проведение социологических исследований в сфере общественного пассажирского транспорта.
5. В проекте изменений госпрограммы не учтены замечания КСП НСО, сделанные по результатам экспертизы госпрограммы при ее принятии:
- в проекте изменений в госпрограмму по-прежнему, не учтены приоритеты, определенные Стратегией социально-экономического развития области, Программой социально-экономического развития и Концепцией развития транспортной инфраструктуры области;
- проект изменений в госпрограмму не содержит ни одного показателя по конечным результатам реализации мероприятий (например, показатели характеризирующие: степень удовлетворенности населения доступностью транспортного обслуживания; степень обеспечения подвижного состава пассажирского транспорта, а также показателями, отражающими качество и безопасность услуг пассажирского транспорта и т.д.);
- проект изменений госпрограммы не содержит условий предоставления межбюджетных субсидий, которые будут предоставляться муниципальному образованию для ее реализации, что не соответствует ст.179 БК РФ;
- в проекте изменений госпрограммы не раскрыт механизм её реализации (достижения цели и ожидаемых результатов) и характеристики используемых мер государственного регулирования (тарифных, нормативно-правовых и др.);
- в п. 6 Порядка финансирования мероприятий госпрограммы, а также в п.3 части 4 Условий предоставления и расходования субсидий местным бюджетам в качестве одного из оснований для оплаты работ в проектах муниципальных контрактов и гражданско-правовых договоров предусматривается наличие сведений об исполнении поставщиком (исполнителем) обязанности по уплате налогов и других обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по состоянию на момент оплаты по контракту. При этом аналогичный пункт Постановления Правительства области от 19.08.2011 № 349-п признан недействующим решением Арбитражного суда Новосибирской области от 28.04.2012 № А45-11529/2012;
- в п.11 Порядка финансирования госпрограммы предусмотрено, что в случае неисполнения отдельных мероприятий программы неосвоенные бюджетные ассигнования без внесения соответствующих изменений в государственную программу не подлежат перераспределению на другие мероприятия. При этом, распределение объемов финансирования между мероприятиями в проекте госпрограммы отсутствует (содержится в плане реализации госпрограммы);
- в п.14 Порядка финансирования госпрограммы предусмотрено, что за нецелевое использование бюджетных средств несет ответственность получатели средств областного бюджета. При этом в соответствии со ст.306.4 Бюджетного кодекса РФ ответственность за нецелевое использование бюджетных средств несут не только их получатели бюджетных средств, но и их главные распорядители;
- в порядках, регулирующих предоставление субсидий в рамках рассматриваемой госпрограммы, не выполняется требование пп.5 п.3 ст.78 БК РФ о включении положения об обязательной проверке органами государственного финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
6. Объемы финансирования в проекте изменений госпрограммы (на 2015-2017 годы ежегодно по 2 020 111,2 тыс.руб.) не соответствуют расходам, утвержденным Законом об областном бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов (на 2015-2017 годы ежегодно по 1 895 111,2 тыс.руб.).
По результатам экспертно-аналитического мероприятия Контрольно-счётной палатой Новосибирской области предложено Правительству Новосибирской области и государственному заказчику программы – министерству транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области:
- обеспечить сопоставимость и соразмерность мероприятий программы для целей построения бюджетной классификации (программной структуры бюджета);
- дополнить программу целевыми показателями, отражающими качество и безопасность услуг пассажирского транспорта, более полно отражающими социально-экономический эффект от ее реализации;
- устранить типичные недостатки в содержании госпрограммы в части приоритетов государственной политики, механизма и инструментов реализации, ожидаемых результатов и целевых индикаторов;
- объемы финансирования программы привести в соответствие с Законом об областном бюджете на 2015-2017 гг.
Контрольно-счётной палатой Новосибирской области проведена экспертиза проекта изменений государственной программы Новосибирской области

Финансово-экономическая экспертиза проекта изменений государственной программы Новосибирской области «Обеспечение доступности услуг общественного пассажирского транспорта, в том числе Новосибирского метрополитена для населения Новосибирской области на 2014–2021 годы» проведена в соответствии с п.7 ст. 7 Закона Новосибирской области от 07.11.2011 № 131-ОЗ «О Контрольно-счётной палате Новосибирской области».
Проект изменений госпрограммы представлен в палату ее государственным заказчиком-координатором – министерством транспортного и дорожного хозяйства Новосибирской области (Министерство транспорта НСО) письмом от 01.04.2015 (поступило 03.04.2015). Проект изменений госпрограммы размещен на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: mintrans.nso.ru с 23.03.2015 года. КСП НСО отмечает, что размещенный на официальном сайте проект изменения госпрограммы отличается от проекта, представленного к проверке.
В результате экспертизы сделаны следующие выводы:
1. Проект изменений госпрограммы направлен на сокращение объемов финансирования госпрограммы с корректировкой задач и целевых индикаторов.
2. Основные сокращения связаны с исключением из программы мероприятий по развитию метрополитена города Новосибирска в 2014 - 2021 годах (на 1 698 389,2 тыс.руб.).
3. Предусмотренная в проекте изменений госпрограммы задача по повышению эксплуатационных качеств Новосибирского метрополитена включает в себя одно мероприятие – «Cофинансирование завершения строительных работ на станции «Золотая Нива» в городе Новосибирске».
Единственным целевым индикатором исполнения данного мероприятия является «Протяженность построенного и введенного в эксплуатацию в 2017 году левого перегонного тоннеля до станции «Золотая Нива» – 0,5 км.
4. Задача по обеспечению доступности услуг общественного (наземного, водного) пассажирского транспорта для населения Новосибирской области дополнена новыми мероприятиями:
- государственная поддержка организаций пассажирского автомобильного, внутреннего водного и пригородного железнодорожного транспорта в Новосибирской области для обеспечения перевозки пассажиров до отдаленных сельских населенных пунктов и садово-дачных обществ;
- реализация мер социальной поддержки отдельных категорий граждан при проезде на общественном пассажирском транспорте;
- проведение социологических исследований в сфере общественного пассажирского транспорта.
5. В проекте изменений госпрограммы не учтены замечания КСП НСО, сделанные по результатам экспертизы госпрограммы при ее принятии:
- в проекте изменений в госпрограмму по-прежнему, не учтены приоритеты, определенные Стратегией социально-экономического развития области, Программой социально-экономического развития и Концепцией развития транспортной инфраструктуры области;
- проект изменений в госпрограмму не содержит ни одного показателя по конечным результатам реализации мероприятий (например, показатели характеризирующие: степень удовлетворенности населения доступностью транспортного обслуживания; степень обеспечения подвижного состава пассажирского транспорта, а также показателями, отражающими качество и безопасность услуг пассажирского транспорта и т.д.);
- проект изменений госпрограммы не содержит условий предоставления межбюджетных субсидий, которые будут предоставляться муниципальному образованию для ее реализации, что не соответствует ст.179 БК РФ;
- в проекте изменений госпрограммы не раскрыт механизм её реализации (достижения цели и ожидаемых результатов) и характеристики используемых мер государственного регулирования (тарифных, нормативно-правовых и др.);
- в п. 6 Порядка финансирования мероприятий госпрограммы, а также в п.3 части 4 Условий предоставления и расходования субсидий местным бюджетам в качестве одного из оснований для оплаты работ в проектах муниципальных контрактов и гражданско-правовых договоров предусматривается наличие сведений об исполнении поставщиком (исполнителем) обязанности по уплате налогов и других обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по состоянию на момент оплаты по контракту. При этом аналогичный пункт Постановления Правительства области от 19.08.2011 № 349-п признан недействующим решением Арбитражного суда Новосибирской области от 28.04.2012 № А45-11529/2012;
- в п.11 Порядка финансирования госпрограммы предусмотрено, что в случае неисполнения отдельных мероприятий программы неосвоенные бюджетные ассигнования без внесения соответствующих изменений в государственную программу не подлежат перераспределению на другие мероприятия. При этом, распределение объемов финансирования между мероприятиями в проекте госпрограммы отсутствует (содержится в плане реализации госпрограммы);
- в п.14 Порядка финансирования госпрограммы предусмотрено, что за нецелевое использование бюджетных средств несет ответственность получатели средств областного бюджета. При этом в соответствии со ст.306.4 Бюджетного кодекса РФ ответственность за нецелевое использование бюджетных средств несут не только их получатели бюджетных средств, но и их главные распорядители;
- в порядках, регулирующих предоставление субсидий в рамках рассматриваемой госпрограммы, не выполняется требование пп.5 п.3 ст.78 БК РФ о включении положения об обязательной проверке органами государственного финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
6. Объемы финансирования в проекте изменений госпрограммы (на 2015-2017 годы ежегодно по 2 020 111,2 тыс.руб.) не соответствуют расходам, утвержденным Законом об областном бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов (на 2015-2017 годы ежегодно по 1 895 111,2 тыс.руб.).
По результатам экспертно-аналитического мероприятия Контрольно-счётной палатой Новосибирской области предложено Правительству Новосибирской области и государственному заказчику программы – министерству транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области:
- обеспечить сопоставимость и соразмерность мероприятий программы для целей построения бюджетной классификации (программной структуры бюджета);
- дополнить программу целевыми показателями, отражающими качество и безопасность услуг пассажирского транспорта, более полно отражающими социально-экономический эффект от ее реализации;
- устранить типичные недостатки в содержании госпрограммы в части приоритетов государственной политики, механизма и инструментов реализации, ожидаемых результатов и целевых индикаторов;
- объемы финансирования программы привести в соответствие с Законом об областном бюджете на 2015-2017 гг.