16 Июня 2015
Контрольно-счётная палата Новосибирской области провела обследование использования средств бюджета, направленных на исполнение программы государственной поддержки развития институтов местного самоуправления Новосибирской области.

Заключение Контрольно-счётной палаты Новосибирской по результатам обследования целевого характера и эффективности использования средств областного бюджета, направленных на реализацию ведомственной целевой программы «Государственная поддержка развития институтов местного самоуправления в Новосибирской области на 2013-2015 годы» в 2013-2014 годах рассмотрено на заседании коллегии палаты и направлено председателем палаты Губернатору Новосибирской области и в областное Законодательное Собрание.
Экспертно-аналитическое мероприятие проведено на следующих объектах:
1. Министерство региональной политики Новосибирской области.
2. Государственное бюджетное учреждение Новосибирской области «Агентство по поддержке молодежных инициатив».
3. Государственное бюджетное учреждение Новосибирской области «Агентство по печати и массовым коммуникациям Новосибирской области».
4. Верх-Коенский сельсовет Искитимского района.
5. Козинский сельсовет Усть-Таркского района.
6. Красносибирский сельсовет Кочковского района.
7. Леснополянский сельсовет Коченевского района.
8. Новотроицкий сельсовет Колыванского района.
9. Новоцелинный сельсовет Кочковоского района.
10. Соколовский сельсовет Колыванского района.
11. Устюжанинский сельсовет Ордынского района.
В результате экспертно-аналитического мероприятия установлено:
1. Расходы на реализацию Программы (в ред. от 27.03.2014) в 2013-2014 годах за счет средств областного бюджета запланированы в общей сумме 365 380,1 тыс.руб., в том числе: в 2013 году – 126 594,9 тыс.руб., в 2014 году – 238 785,2 тыс.руб.
В нарушение п.17 Порядка разработки программ объем средств на реализацию Программы в 2014 году своевременно не приведен в соответствие с Законом об областном бюджете на 2014-2016 годы, в котором на данные цели были предусмотрены средства в сумме 157 137,0 тыс.руб.
В 2013 году мероприятия Программы не финансировались. В 2014 году кассовые расходы на реализацию Программы составили 156 020,7 тыс.руб. или 99,3% от плана (157 137,0 тыс.руб.), в том числе:
- 54 883,9 тыс.руб. (35,2%) – на предоставление субсидий муниципальным образованиям (наибольшая доля средств направлена на проекты, связанные с благоустройством сельских поселений);
- 41 859,9 тыс.руб.(26,8%) – на повышение уровня информированности населения о деятельности органов местного самоуправления;
- 31 500,0 тыс.руб. (20,2%) – на проведение социологических и экспертных опросов;
- 26 297,0 тыс.руб. (16,8%) – на разработку, изготовление и распространение информационных материалов;
- 1 480,0 тыс.руб. (1,0%) – на проведение иных мероприятий Программы (конференции, круглые столы, обучение).
2. В нарушение пп.5, 6 приложения № 1 к Порядку разработки программ:
- целевые индикаторы Программы не отражают конкретные результаты реализации Программы и степень влияния на достижение цели, отдельные целевые индикаторы не увязаны с количественными показателями мероприятий Программы;
- 8 мероприятий Программы (в ред. от 27.03.2014) не учитывались при расчете индикаторов, в 2014 году на их реализацию было использовано 13 920,0 тыс.руб. (8,9% от общей суммы расходов).
3. При планировании средств на предоставление грантов муниципальным образованиям в Программе и Законе об областном бюджете на 2014-2016 годы в нарушение Указаний о порядке применения бюджетной классификации применялся вид расходов 300 «Социальное обеспечение и иные выплаты населению» (необходимо было применять вид расходов 500 «Межбюджетные трансферты»).
Изменения в части распределения трансфертов по нужному коду были внесены в Закон об областном бюджете на 2014-2016 годы после проведения конкурса (ред. от 16.05.2014 № 436-ОЗ). Гранты предоставлялись в виде иных межбюджетных трансфертов, при этом в соответствии со ст.139 БК РФ должны были предоставляться как субсидии, так как большинство проектов, на которые местные администрации получили гранты, были связаны с решением вопросов местного значения поселений.
4. В Положении о конкурсе в качестве одной из целей проведения конкурса и использования гранта указано укрепление материально-технической базы объектов непосредственного жизнеобеспечения населения, в том числе объектов образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта, социального обслуживания, транспорта и связи. При этом создание и содержание объектов образования, здравоохранения и социального обслуживания не отнесено к вопросам местного значения сельских поселений (участников конкурса).
По итогам конкурса администрации Верх-Коенского сельсовета Искитимского района предоставлен грант в сумме 501,0 тыс.руб. на создание пожарного поста Государственной противопожарной службы Новосибирской области (подготовку помещения для его размещения), при этом, в соответствии с пп.31 п.2 ст.26.3 Федерального закона № 184-ФЗ организация тушения пожаров силами Государственной противопожарной службы относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
5. Согласно п.12 Положения о конкурсе возможность привлечения внебюджетных средств на финансирование проекта отнесена к одному из критериев, с учетом которых конкурсная комиссия принимает решение о победителях конкурса. В качестве дополнительного источника финансирования проекта местные администрации также указывали средства бюджета поселения. При этом в Положении о конкурсе и договорах о предоставлении грантов наличие софинансирования и его размер не были установлены в качестве условия получения и использования грантов. Фактически на реализацию проектов привлечено 44,6% от заявленного объема софинансирования, план по софинансированию выполнили только 16,9% муниципальных образований, при этом отсутствие заявленного софинансирования в отдельных муниципальных образованиях привело к тому, что проект в установленные сроки не был реализован.
6. В нарушении пп.14, 17 Положения о конкурсе при проведении конкурса и заключении договоров о предоставлении грантов были изменены объем средств и виды работ, предусмотренные заявками на участие в конкурсе. При этом, порядок определения и проведения публичного конкурса, установленный в гл.57 ГК РФ, также не предусматривает выплату денежного вознаграждения (гранта) на иных условиях, чем предусмотрено Положением о конкурсе и заявкой победителя.
7. Выборочной проверкой использования средств грантополучателями установлены следующие нарушения и недостатки:
- допущено нецелевое использование средств областного бюджета в сумме 94,8 тыс.руб.;
- допущено неэффективное использование средств в сумме 315,6 тыс.руб.;
- оплачены работы, которые фактически не выполнялись, на сумму 108,3 тыс.руб.;
- один проект не реализован;
- одна заявка на участие в конкурсе содержит недостоверную информацию;
- в нарушение п.2.3 типовых договоров о предоставлении гранта в рамках реализации проекта не выполнены отдельные виды работ;
- в нарушение п.4.2 типовых договоров о предоставлении гранта, муниципальные образования не предоставляли ежемесячные отчеты о результатах реализации проекта, финансовые отчеты, информацию о соблюдении календарного плана реализации проекта.
8. В рамках реализации Программы подведомственным бюджетным учреждениям Министерства региональной политики предоставлялись субсидии на иные цели, что не соответствует требованиям Федеральных законов № 7-ФЗ и № 44-ФЗ. Поскольку средства фактически использовались учреждениями на закупку различных работ и услуг, а функции по осуществлению закупок могут быть переданы лишь казенному учреждению.
9. Проверками в подведомственных учреждениях Министерства региональной политики установлено:
- субсидия доводилась до подведомственных учреждений без разбивки по отдельным мероприятиям;
- Министерством региональной политики были нарушены сроки предоставления субсидии, установленные в соглашениях, заключенными с подведомственными организациями;
- учреждениями не достигнуты отдельные показатели результативности (отчетность содержит недостоверные данные в части отражения данных показателей).
Кроме этого, проверкой в ГБУ НСО «АПМИ» установлено:
- в нарушение ч.3 ст.29 Федерального закона № 94-ФЗ при заключении договора изменены условия договора в части объектов размещения и срока размещения информационных материалов, предусмотренные конкурсной документацией;
- средства в сумме 1 500,0 тыс.руб., направленные на создание интернет-ресурса, израсходованы с нарушением принципа эффективности использования бюджетных средств: созданный интернет-ресурс не функционирует по причине истечения срока регистрации доменного имени, кроме того, не достигнута цель договора – организация на базе созданного интернет-ресурса полемик и дискуссий по вопросам деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.
Для устранения выявленных в ходе экспертно-аналитического мероприятия недостатков и нарушений представления Контрольно-счётной палаты Новосибирской области направлены в Министерство региональной политики Новосибирской области; Верх-Коенский сельсовет Искитимского района; Устюжанинский сельсовет Ордынского района.
Экспертно-аналитическое мероприятие проведено на следующих объектах:
1. Министерство региональной политики Новосибирской области.
2. Государственное бюджетное учреждение Новосибирской области «Агентство по поддержке молодежных инициатив».
3. Государственное бюджетное учреждение Новосибирской области «Агентство по печати и массовым коммуникациям Новосибирской области».
4. Верх-Коенский сельсовет Искитимского района.
5. Козинский сельсовет Усть-Таркского района.
6. Красносибирский сельсовет Кочковского района.
7. Леснополянский сельсовет Коченевского района.
8. Новотроицкий сельсовет Колыванского района.
9. Новоцелинный сельсовет Кочковоского района.
10. Соколовский сельсовет Колыванского района.
11. Устюжанинский сельсовет Ордынского района.
В результате экспертно-аналитического мероприятия установлено:
1. Расходы на реализацию Программы (в ред. от 27.03.2014) в 2013-2014 годах за счет средств областного бюджета запланированы в общей сумме 365 380,1 тыс.руб., в том числе: в 2013 году – 126 594,9 тыс.руб., в 2014 году – 238 785,2 тыс.руб.
В нарушение п.17 Порядка разработки программ объем средств на реализацию Программы в 2014 году своевременно не приведен в соответствие с Законом об областном бюджете на 2014-2016 годы, в котором на данные цели были предусмотрены средства в сумме 157 137,0 тыс.руб.
В 2013 году мероприятия Программы не финансировались. В 2014 году кассовые расходы на реализацию Программы составили 156 020,7 тыс.руб. или 99,3% от плана (157 137,0 тыс.руб.), в том числе:
- 54 883,9 тыс.руб. (35,2%) – на предоставление субсидий муниципальным образованиям (наибольшая доля средств направлена на проекты, связанные с благоустройством сельских поселений);
- 41 859,9 тыс.руб.(26,8%) – на повышение уровня информированности населения о деятельности органов местного самоуправления;
- 31 500,0 тыс.руб. (20,2%) – на проведение социологических и экспертных опросов;
- 26 297,0 тыс.руб. (16,8%) – на разработку, изготовление и распространение информационных материалов;
- 1 480,0 тыс.руб. (1,0%) – на проведение иных мероприятий Программы (конференции, круглые столы, обучение).
2. В нарушение пп.5, 6 приложения № 1 к Порядку разработки программ:
- целевые индикаторы Программы не отражают конкретные результаты реализации Программы и степень влияния на достижение цели, отдельные целевые индикаторы не увязаны с количественными показателями мероприятий Программы;
- 8 мероприятий Программы (в ред. от 27.03.2014) не учитывались при расчете индикаторов, в 2014 году на их реализацию было использовано 13 920,0 тыс.руб. (8,9% от общей суммы расходов).
3. При планировании средств на предоставление грантов муниципальным образованиям в Программе и Законе об областном бюджете на 2014-2016 годы в нарушение Указаний о порядке применения бюджетной классификации применялся вид расходов 300 «Социальное обеспечение и иные выплаты населению» (необходимо было применять вид расходов 500 «Межбюджетные трансферты»).
Изменения в части распределения трансфертов по нужному коду были внесены в Закон об областном бюджете на 2014-2016 годы после проведения конкурса (ред. от 16.05.2014 № 436-ОЗ). Гранты предоставлялись в виде иных межбюджетных трансфертов, при этом в соответствии со ст.139 БК РФ должны были предоставляться как субсидии, так как большинство проектов, на которые местные администрации получили гранты, были связаны с решением вопросов местного значения поселений.
4. В Положении о конкурсе в качестве одной из целей проведения конкурса и использования гранта указано укрепление материально-технической базы объектов непосредственного жизнеобеспечения населения, в том числе объектов образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта, социального обслуживания, транспорта и связи. При этом создание и содержание объектов образования, здравоохранения и социального обслуживания не отнесено к вопросам местного значения сельских поселений (участников конкурса).
По итогам конкурса администрации Верх-Коенского сельсовета Искитимского района предоставлен грант в сумме 501,0 тыс.руб. на создание пожарного поста Государственной противопожарной службы Новосибирской области (подготовку помещения для его размещения), при этом, в соответствии с пп.31 п.2 ст.26.3 Федерального закона № 184-ФЗ организация тушения пожаров силами Государственной противопожарной службы относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
5. Согласно п.12 Положения о конкурсе возможность привлечения внебюджетных средств на финансирование проекта отнесена к одному из критериев, с учетом которых конкурсная комиссия принимает решение о победителях конкурса. В качестве дополнительного источника финансирования проекта местные администрации также указывали средства бюджета поселения. При этом в Положении о конкурсе и договорах о предоставлении грантов наличие софинансирования и его размер не были установлены в качестве условия получения и использования грантов. Фактически на реализацию проектов привлечено 44,6% от заявленного объема софинансирования, план по софинансированию выполнили только 16,9% муниципальных образований, при этом отсутствие заявленного софинансирования в отдельных муниципальных образованиях привело к тому, что проект в установленные сроки не был реализован.
6. В нарушении пп.14, 17 Положения о конкурсе при проведении конкурса и заключении договоров о предоставлении грантов были изменены объем средств и виды работ, предусмотренные заявками на участие в конкурсе. При этом, порядок определения и проведения публичного конкурса, установленный в гл.57 ГК РФ, также не предусматривает выплату денежного вознаграждения (гранта) на иных условиях, чем предусмотрено Положением о конкурсе и заявкой победителя.
7. Выборочной проверкой использования средств грантополучателями установлены следующие нарушения и недостатки:
- допущено нецелевое использование средств областного бюджета в сумме 94,8 тыс.руб.;
- допущено неэффективное использование средств в сумме 315,6 тыс.руб.;
- оплачены работы, которые фактически не выполнялись, на сумму 108,3 тыс.руб.;
- один проект не реализован;
- одна заявка на участие в конкурсе содержит недостоверную информацию;
- в нарушение п.2.3 типовых договоров о предоставлении гранта в рамках реализации проекта не выполнены отдельные виды работ;
- в нарушение п.4.2 типовых договоров о предоставлении гранта, муниципальные образования не предоставляли ежемесячные отчеты о результатах реализации проекта, финансовые отчеты, информацию о соблюдении календарного плана реализации проекта.
8. В рамках реализации Программы подведомственным бюджетным учреждениям Министерства региональной политики предоставлялись субсидии на иные цели, что не соответствует требованиям Федеральных законов № 7-ФЗ и № 44-ФЗ. Поскольку средства фактически использовались учреждениями на закупку различных работ и услуг, а функции по осуществлению закупок могут быть переданы лишь казенному учреждению.
9. Проверками в подведомственных учреждениях Министерства региональной политики установлено:
- субсидия доводилась до подведомственных учреждений без разбивки по отдельным мероприятиям;
- Министерством региональной политики были нарушены сроки предоставления субсидии, установленные в соглашениях, заключенными с подведомственными организациями;
- учреждениями не достигнуты отдельные показатели результативности (отчетность содержит недостоверные данные в части отражения данных показателей).
Кроме этого, проверкой в ГБУ НСО «АПМИ» установлено:
- в нарушение ч.3 ст.29 Федерального закона № 94-ФЗ при заключении договора изменены условия договора в части объектов размещения и срока размещения информационных материалов, предусмотренные конкурсной документацией;
- средства в сумме 1 500,0 тыс.руб., направленные на создание интернет-ресурса, израсходованы с нарушением принципа эффективности использования бюджетных средств: созданный интернет-ресурс не функционирует по причине истечения срока регистрации доменного имени, кроме того, не достигнута цель договора – организация на базе созданного интернет-ресурса полемик и дискуссий по вопросам деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.
Для устранения выявленных в ходе экспертно-аналитического мероприятия недостатков и нарушений представления Контрольно-счётной палаты Новосибирской области направлены в Министерство региональной политики Новосибирской области; Верх-Коенский сельсовет Искитимского района; Устюжанинский сельсовет Ордынского района.