10 Июня 2015
Е.А. Гончарова выступила с докладом по заключению на годовой отчет об исполнении областного бюджета Новосибирской области за 2014 год в ходе состоявшихся в Законодательном Собрании области публичных слушаний.

Публичные слушания по отчету об исполнении областного бюджета Новосибирской области за 2014 год состоялись 09 июня 2015 в Законодательном Собрании Новосибирской области. С докладом о результатах экспертно-аналитического мероприятия, проведенного Контрольно-счётной палатой Новосибирской области, на слушаниях выступила председатель палаты Е.А. Гончарова.
В своем докладе она отметила, что основное влияние на исполнение областного бюджета в 2014 году оказало продолжающееся замедление темпов экономического развития области и страны в целом. Темпы роста промышленного производства в реальном выражении снизились с 101,4% до 100,2% (при плане 103,5%), оборота розничной торговли – с 103,5% до 100,2% (при плане 104,3%), заработной платы – с 103,8% до 100,2% (при плане 106,6%). Сократились объемы инвестиций в основной капитал, производства сельскохозяйственной продукции (97,8%), платных услуг населению (99,8%).
В результате существенно замедлился темп роста поступлений налога на доходы физических лиц (с 112,4% до 104,8%). Небольшой рост поступлений акцизов на алкогольную продукцию достигнут за счет увеличения ставок, объемы реализации не увеличились.
Продолжают сокращаться поступления налога на прибыль (на 4,2%), прежде всего, за счет обособленных подразделений организаций, головной офис которых находится в других регионах. В отличие от прошлых лет сократились поступления акцизов на топливо и налога на имущество организаций. На поступления этих налогов основное влияние оказали изменения федерального законодательства (снижение ставок акцизов на топливо с высоким классом, освобождение от налога движимого имущества).
В целом налоговые и неналоговые доходы областного бюджета по сравнению с 2013 годом сократились, общий рост объема доходов (на 0,7%) достигнут за счет безвозмездных поступлений (прежде всего, дотаций из федерального бюджета).
Неполное исполнение доходов привело к недофинансированию части расходов областного бюджета. Но в отличие от 2013 года меры по предотвращению образования и погашению кредиторской задолженности были приняты в отчетном году. Плановые расходы были сокращены во второй половине года, ассигнования на погашение кредиторской задолженности были предусмотрены в проекте бюджета на 2015 год. За счет выделения ассигнований на погашение кредиторской задолженности 2013 года общий объем задолженности получателей средств областного и местных бюджетов уменьшился (на 1,8 и 1,3 млрд.руб. соответственно).
При этом в ходе осуществления контроля в 2014 году палатой были установлены случаи, когда средства на погашение кредиторской задолженности выделялись муниципальным образованиям при ее фактическом отсутствии и использовались на текущие нужды. Палатой были подготовлены и направлены в Минфин НСО предложения по обеспечению целевого использования средств, выделяемых на погашение задолженности. По мнению палаты, также следует предусмотреть случаи, когда работы были оплачены за счет собственных средств местных бюджетов, либо документы о приемке работ подписаны в начале следующего года (и формально задолженность за отчетный год отсутствует).
Объем дефицита областного бюджета по сравнению с 2013 годом сократился, но за счет него по-прежнему финансируется более 10% расходов. Дефицит финансируется, прежде всего, за счет заимствований, что обуславливает высокие темпы роста долга области (почти в 1,5 раза) и расходов на его обслуживание (в 2 раза). При этом темп роста расходов на обслуживание долга сдерживает то, что займы в основном осуществлялись по контрактам, заключенным в прошлые годы, когда ставка была ниже (7-10%). Сейчас ставки заметно выше (10-12%).
Приоритетными расходами, помимо погашения кредиторской задолженности, являлись социальные обязательства, повышение уровня оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы, строительство детских садов и переселение из ветхого и аварийного жилого фонда. При этом палата уже отмечала риски недостижения целевых показателей по соответствующим мероприятиям при имеющихся объемах финансирования. Расходы на капитальные вложения, поддержку экономики, дорожное и коммунальное хозяйство сократились. Также не удалось выделить значительные объемы средств на софинансирование новой системы капитального ремонта жилья.
В 2014 году с учетом результатов ранее проведенных палатой мероприятий были приняты меры по устранению нарушений при организации исполнения бюджета, ведении бюджетного учета и составлении отчетности. Так, в учете Министерства строительства отражены права требования к муниципальным образованиям по возврату угля в областной резерв в сумме 211 млн.руб. Министерство финансов внесло изменения в инструкцию по исполнению судебных актов за счет средств областного бюджета.
Вместе с тем сохраняются нарушения при использовании средств из резервного фонда Правительства области, предоставлении субсидий бюджетным и автономным учреждениям. Часть средств резервного фонда по-прежнему используется на расходы, которые не являются непредвиденными. Так, в начале года за счет средств резервного фонда финансировалась деятельность уполномоченных и их аппаратов. При этом еще при рассмотрении проекта бюджета и палата и Законодательное Собрание указывали на необходимость включения этих расходов в бюджет. В конце года резервный фонд был увеличен на 200 млн.руб. для приобретение топлива муниципальными образованиями (цель также была известна при внесении изменений в бюджет).
По-прежнему сохраняются случаи, когда предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям либо вид предоставляемых учреждениям субсидий не соответствует законодательству. В ходе аудита закупок палатой были установлены случаи, когда мероприятия, на которые учреждениям предоставлялись субсидии, заключались в закупке различных товаров, работ, услуг для выполнения полномочий государственного органа. При этом, в соответствии с законом о контрактной системе функции по осуществлению закупок могут передаваться только казенным учреждениям. В случае, если бюджетные и автономные учреждения не могут сами оказывать соответствующие услуги, их закупки должен осуществлять государственный орган или казенное учреждение.
Часть расходов областного бюджета по-прежнему осуществляется без достаточных правовых оснований. Как правило, имеются лишь подзаконные акты вместо закона, либо приказы ведомства вместо акта Правительства области.
Также установлен новый случай, когда средства областного бюджета используются для установки комплексов для фиксации нарушений на федеральных и муниципальных дорогах, рассылки постановлений ГИБДД о наложении штрафов. В качестве правового основания для осуществления этих расходов имеется лишь соглашение между областным ГУВД и Министерством транспорта. По мнению палаты, в этом случае требуется соглашение о передаче полномочий, утверждаемое распоряжением Правительства РФ.
В соответствии с законодательством в ходе внешней проверки отчета об исполнении бюджета палатой также проведена проверка бюджетной отчетности главных администраторов средств областного бюджета. Несмотря на меры по устранению нарушений, установлен ряд существенных недостатков в отчетности. Прежде всего, в учете и отчетности Министерства сельского хозяйства не отражаются обязательства перед получателями субсидий на компенсацию части затрат по приобретению техники. Кредиторская задолженность начисляется только непосредственно перед перечислением средств. При этом согласно областному законодательству обязательства перед сельскохозяйственными организациями возникают после представления ими всех необходимых документов на получение субсидий. На конец 2014 года объем обязательств по уже представленным и принятым документам составил более 711 млн.руб. и за год существенно не уменьшился. По мнению палаты, своевременное отражение этих обязательств в регистрах бухгалтерского учета является необходимым условием для соблюдения порядка оказания господдержки.
Дополнительные меры также требуется для устранения других нарушений и недостатков, указанных в заключении палаты. Соответствующие предложения палаты изложены в заключении.
Фактов недостоверности отчета об исполнении областного бюджета Новосибирской области за 2014 год в ходе внешней проверки не установлено.
По итогам обсуждения отчета об исполнении областного бюджета Новосибирской области за 2014 год участники публичных слушаний рекомендовали:
Принять информацию докладчиков и выступающих к сведению.
Законодательному Собранию Новосибирской области на очередной сессии рассмотреть в первом чтении проект закона новосибирской области «Об исполнении областного бюджета Новосибирской области за 2014 год».
Правительству Новосибирской области:- продолжить работу по повышению качества бюджетного планирования доходов и расходов областного бюджета Новосибирской области;
- своевременно в течение финансового года принимать меры по погашению кредиторской задолженности за выполненные работы, оказанные услуги;
- продолжить минимизацию расходов на обслуживание государственного долга путем использования оптимальных финансовых инструментов, в том числе применяя практику замещения кредитов коммерческих банков бюджетными кредитами из федерального бюджета;
- осуществить пересмотр системы мер государственной поддержки, сконцентрировав бюджетные ресурсы на реализации приоритетных и экономических значимых направлений, обеспечивающих прирост производств;
- в целях увеличения налогового потенциала консолидированного бюджета Новосибирской области и повышения уровня собственных доходов обеспечить реализацию мероприятий, предусмотренных в Основных направлениях бюджетной и налоговой политики новосибирской области на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов, утвержденных распоряжением правительства Новосибирской области от 17 октября 2014 года № 388-рп.
В своем докладе она отметила, что основное влияние на исполнение областного бюджета в 2014 году оказало продолжающееся замедление темпов экономического развития области и страны в целом. Темпы роста промышленного производства в реальном выражении снизились с 101,4% до 100,2% (при плане 103,5%), оборота розничной торговли – с 103,5% до 100,2% (при плане 104,3%), заработной платы – с 103,8% до 100,2% (при плане 106,6%). Сократились объемы инвестиций в основной капитал, производства сельскохозяйственной продукции (97,8%), платных услуг населению (99,8%).
В результате существенно замедлился темп роста поступлений налога на доходы физических лиц (с 112,4% до 104,8%). Небольшой рост поступлений акцизов на алкогольную продукцию достигнут за счет увеличения ставок, объемы реализации не увеличились.
Продолжают сокращаться поступления налога на прибыль (на 4,2%), прежде всего, за счет обособленных подразделений организаций, головной офис которых находится в других регионах. В отличие от прошлых лет сократились поступления акцизов на топливо и налога на имущество организаций. На поступления этих налогов основное влияние оказали изменения федерального законодательства (снижение ставок акцизов на топливо с высоким классом, освобождение от налога движимого имущества).
В целом налоговые и неналоговые доходы областного бюджета по сравнению с 2013 годом сократились, общий рост объема доходов (на 0,7%) достигнут за счет безвозмездных поступлений (прежде всего, дотаций из федерального бюджета).
Неполное исполнение доходов привело к недофинансированию части расходов областного бюджета. Но в отличие от 2013 года меры по предотвращению образования и погашению кредиторской задолженности были приняты в отчетном году. Плановые расходы были сокращены во второй половине года, ассигнования на погашение кредиторской задолженности были предусмотрены в проекте бюджета на 2015 год. За счет выделения ассигнований на погашение кредиторской задолженности 2013 года общий объем задолженности получателей средств областного и местных бюджетов уменьшился (на 1,8 и 1,3 млрд.руб. соответственно).
При этом в ходе осуществления контроля в 2014 году палатой были установлены случаи, когда средства на погашение кредиторской задолженности выделялись муниципальным образованиям при ее фактическом отсутствии и использовались на текущие нужды. Палатой были подготовлены и направлены в Минфин НСО предложения по обеспечению целевого использования средств, выделяемых на погашение задолженности. По мнению палаты, также следует предусмотреть случаи, когда работы были оплачены за счет собственных средств местных бюджетов, либо документы о приемке работ подписаны в начале следующего года (и формально задолженность за отчетный год отсутствует).
Объем дефицита областного бюджета по сравнению с 2013 годом сократился, но за счет него по-прежнему финансируется более 10% расходов. Дефицит финансируется, прежде всего, за счет заимствований, что обуславливает высокие темпы роста долга области (почти в 1,5 раза) и расходов на его обслуживание (в 2 раза). При этом темп роста расходов на обслуживание долга сдерживает то, что займы в основном осуществлялись по контрактам, заключенным в прошлые годы, когда ставка была ниже (7-10%). Сейчас ставки заметно выше (10-12%).
Приоритетными расходами, помимо погашения кредиторской задолженности, являлись социальные обязательства, повышение уровня оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы, строительство детских садов и переселение из ветхого и аварийного жилого фонда. При этом палата уже отмечала риски недостижения целевых показателей по соответствующим мероприятиям при имеющихся объемах финансирования. Расходы на капитальные вложения, поддержку экономики, дорожное и коммунальное хозяйство сократились. Также не удалось выделить значительные объемы средств на софинансирование новой системы капитального ремонта жилья.
В 2014 году с учетом результатов ранее проведенных палатой мероприятий были приняты меры по устранению нарушений при организации исполнения бюджета, ведении бюджетного учета и составлении отчетности. Так, в учете Министерства строительства отражены права требования к муниципальным образованиям по возврату угля в областной резерв в сумме 211 млн.руб. Министерство финансов внесло изменения в инструкцию по исполнению судебных актов за счет средств областного бюджета.
Вместе с тем сохраняются нарушения при использовании средств из резервного фонда Правительства области, предоставлении субсидий бюджетным и автономным учреждениям. Часть средств резервного фонда по-прежнему используется на расходы, которые не являются непредвиденными. Так, в начале года за счет средств резервного фонда финансировалась деятельность уполномоченных и их аппаратов. При этом еще при рассмотрении проекта бюджета и палата и Законодательное Собрание указывали на необходимость включения этих расходов в бюджет. В конце года резервный фонд был увеличен на 200 млн.руб. для приобретение топлива муниципальными образованиями (цель также была известна при внесении изменений в бюджет).
По-прежнему сохраняются случаи, когда предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям либо вид предоставляемых учреждениям субсидий не соответствует законодательству. В ходе аудита закупок палатой были установлены случаи, когда мероприятия, на которые учреждениям предоставлялись субсидии, заключались в закупке различных товаров, работ, услуг для выполнения полномочий государственного органа. При этом, в соответствии с законом о контрактной системе функции по осуществлению закупок могут передаваться только казенным учреждениям. В случае, если бюджетные и автономные учреждения не могут сами оказывать соответствующие услуги, их закупки должен осуществлять государственный орган или казенное учреждение.
Часть расходов областного бюджета по-прежнему осуществляется без достаточных правовых оснований. Как правило, имеются лишь подзаконные акты вместо закона, либо приказы ведомства вместо акта Правительства области.
Также установлен новый случай, когда средства областного бюджета используются для установки комплексов для фиксации нарушений на федеральных и муниципальных дорогах, рассылки постановлений ГИБДД о наложении штрафов. В качестве правового основания для осуществления этих расходов имеется лишь соглашение между областным ГУВД и Министерством транспорта. По мнению палаты, в этом случае требуется соглашение о передаче полномочий, утверждаемое распоряжением Правительства РФ.
В соответствии с законодательством в ходе внешней проверки отчета об исполнении бюджета палатой также проведена проверка бюджетной отчетности главных администраторов средств областного бюджета. Несмотря на меры по устранению нарушений, установлен ряд существенных недостатков в отчетности. Прежде всего, в учете и отчетности Министерства сельского хозяйства не отражаются обязательства перед получателями субсидий на компенсацию части затрат по приобретению техники. Кредиторская задолженность начисляется только непосредственно перед перечислением средств. При этом согласно областному законодательству обязательства перед сельскохозяйственными организациями возникают после представления ими всех необходимых документов на получение субсидий. На конец 2014 года объем обязательств по уже представленным и принятым документам составил более 711 млн.руб. и за год существенно не уменьшился. По мнению палаты, своевременное отражение этих обязательств в регистрах бухгалтерского учета является необходимым условием для соблюдения порядка оказания господдержки.
Дополнительные меры также требуется для устранения других нарушений и недостатков, указанных в заключении палаты. Соответствующие предложения палаты изложены в заключении.
Фактов недостоверности отчета об исполнении областного бюджета Новосибирской области за 2014 год в ходе внешней проверки не установлено.
По итогам обсуждения отчета об исполнении областного бюджета Новосибирской области за 2014 год участники публичных слушаний рекомендовали:
Принять информацию докладчиков и выступающих к сведению.
Законодательному Собранию Новосибирской области на очередной сессии рассмотреть в первом чтении проект закона новосибирской области «Об исполнении областного бюджета Новосибирской области за 2014 год».
Правительству Новосибирской области:- продолжить работу по повышению качества бюджетного планирования доходов и расходов областного бюджета Новосибирской области;
- своевременно в течение финансового года принимать меры по погашению кредиторской задолженности за выполненные работы, оказанные услуги;
- продолжить минимизацию расходов на обслуживание государственного долга путем использования оптимальных финансовых инструментов, в том числе применяя практику замещения кредитов коммерческих банков бюджетными кредитами из федерального бюджета;
- осуществить пересмотр системы мер государственной поддержки, сконцентрировав бюджетные ресурсы на реализации приоритетных и экономических значимых направлений, обеспечивающих прирост производств;
- в целях увеличения налогового потенциала консолидированного бюджета Новосибирской области и повышения уровня собственных доходов обеспечить реализацию мероприятий, предусмотренных в Основных направлениях бюджетной и налоговой политики новосибирской области на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов, утвержденных распоряжением правительства Новосибирской области от 17 октября 2014 года № 388-рп.