04 Июня 2015
Контрольно-счётной палатой Новосибирской области проведена внешняя проверка годового отчета об исполнении областного бюджета Новосибирской области за 2014 год.

Внешняя проверка отчета об исполнении областного бюджета Новосибирской области за 2014 год проведена Контрольно-счётной палатой Новосибирской области в соответствии со статьей 264.4 Бюджетного кодекса РФ, статьей 33 Закона Новосибирской области о бюджетном процессе и планом работы палаты на 2015 год.
Годовой отчет представлен в палату 13.04.2015 с соблюдением срока, установленного Законом области о бюджетном процессе (до 15 апреля). Однако ряд областных органов исполнительной власти нарушили сроки представления отчетов об исполнении целевых программ, не представили информацию о доходах от использования и продажи государственного имущества.
Результаты внешней проверки позволяют сделать вывод о том, что основное влияние на исполнение областного бюджета оказало продолжающееся замедление темпов экономического развития области и страны в целом.
Темпы роста промышленного производства в реальном выражении снизились с 101,4% до 100,2% (при плане 103,5%), оборота розничной торговли – с 103,5% до 100,2% (при плане 104,3%), заработной платы – с 103,8% до 100,2% (при плане 106,6%). Сократились объемы инвестиций в основной капитал (95,1% к уровню 2013 года в сопоставимых ценах), производства сельскохозяйственной продукции (97,8%), платных услуг населению (99,8%).
На поступление акцизов, налога на имущество, доходов от продажи и аренды земли также повлияло изменение федерального налогового законодательства (ставок и льгот) и нормативов зачисления. В результате налоговые и неналоговые доходы по сравнению с 2013 годом сократились, общий рост объема доходов (на 0,7%) достигнут за счет безвозмездных поступлений (прежде всего, дотаций из федерального бюджета).
Неполное исполнение доходов привело к недофинансированию части расходов областного бюджета. Но в отличие от 2013 года меры по предотвращению образования и погашению кредиторской задолженности были приняты в отчетном году. Плановые расходы были сокращены во второй половине года, ассигнования на погашение кредиторской задолженности были предусмотрены в проекте бюджета на 2015 год. За счет выделения ассигнований на погашение кредиторской задолженности 2013 года общий объем задолженности получателей средств областного и местных бюджетов уменьшился.
Объем дефицита областного бюджета по сравнению с 2013 годом сократился, но за счет него по-прежнему финансируется более 10% расходов. Дефицит финансируется, прежде всего, за счет заимствований, что обуславливает высокие темпы роста долга области (почти в 1,5 раза) и расходов на его обслуживание (в 2 раза). При этом темп роста расходов на обслуживание долга сдерживает то, что займы в основном осуществлялись по контрактам, заключенным в прошлые годы, когда ставка была ниже (7-10%). Сейчас ставки заметно выше (10-12%).
Приоритетными расходами, помимо погашения кредиторской задолженности, являлись социальные обязательства, повышение уровня оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы, строительство детских садов и переселение из ветхого и аварийного жилого фонда. Расходы на капитальные вложения, поддержку экономики, дорожное и коммунальное хозяйство сократились.
В 2014 году были приняты меры по устранению большого числа отмечавшихся ранее нарушений при организации исполнения бюджета, ведении бюджетного учета и составлении отчетности. Вместе с тем часть расходов областного бюджета по-прежнему осуществляется без достаточных правовых оснований.
Сохраняются нарушения при использовании средств из резервного фонда Правительства области и материального резерва угля, предоставлении субсидий бюджетным и автономным учреждениям, межбюджетных трансфертов. Сохранился значительный объем невыполненных обязательств перед сельскохозяйственными организациями по компенсации затрат на технику и оборудование.
Случаев недостоверности Годового отчета в части сумм кассовых поступлений в бюджет и выплат с единого счета областного бюджета не установлено. Установлен ряд нарушений и недостатков в бюджетном учете и отчетности, влияющих на полноту и достоверность данных об активах и обязательствах областных органов и учреждений.
Для устранения нарушений и недостатков при осуществлении бюджетного процесса необходимо продолжить работу по развитию системы внутреннего финансового контроля и аудита, совершенствованию порядка планирования и исполнения различных направлений расходов с учетом выводов и предложений, изложенных в отчетах и заключениях палаты.
Годовой отчет представлен в палату 13.04.2015 с соблюдением срока, установленного Законом области о бюджетном процессе (до 15 апреля). Однако ряд областных органов исполнительной власти нарушили сроки представления отчетов об исполнении целевых программ, не представили информацию о доходах от использования и продажи государственного имущества.
Результаты внешней проверки позволяют сделать вывод о том, что основное влияние на исполнение областного бюджета оказало продолжающееся замедление темпов экономического развития области и страны в целом.
Темпы роста промышленного производства в реальном выражении снизились с 101,4% до 100,2% (при плане 103,5%), оборота розничной торговли – с 103,5% до 100,2% (при плане 104,3%), заработной платы – с 103,8% до 100,2% (при плане 106,6%). Сократились объемы инвестиций в основной капитал (95,1% к уровню 2013 года в сопоставимых ценах), производства сельскохозяйственной продукции (97,8%), платных услуг населению (99,8%).
На поступление акцизов, налога на имущество, доходов от продажи и аренды земли также повлияло изменение федерального налогового законодательства (ставок и льгот) и нормативов зачисления. В результате налоговые и неналоговые доходы по сравнению с 2013 годом сократились, общий рост объема доходов (на 0,7%) достигнут за счет безвозмездных поступлений (прежде всего, дотаций из федерального бюджета).
Неполное исполнение доходов привело к недофинансированию части расходов областного бюджета. Но в отличие от 2013 года меры по предотвращению образования и погашению кредиторской задолженности были приняты в отчетном году. Плановые расходы были сокращены во второй половине года, ассигнования на погашение кредиторской задолженности были предусмотрены в проекте бюджета на 2015 год. За счет выделения ассигнований на погашение кредиторской задолженности 2013 года общий объем задолженности получателей средств областного и местных бюджетов уменьшился.
Объем дефицита областного бюджета по сравнению с 2013 годом сократился, но за счет него по-прежнему финансируется более 10% расходов. Дефицит финансируется, прежде всего, за счет заимствований, что обуславливает высокие темпы роста долга области (почти в 1,5 раза) и расходов на его обслуживание (в 2 раза). При этом темп роста расходов на обслуживание долга сдерживает то, что займы в основном осуществлялись по контрактам, заключенным в прошлые годы, когда ставка была ниже (7-10%). Сейчас ставки заметно выше (10-12%).
Приоритетными расходами, помимо погашения кредиторской задолженности, являлись социальные обязательства, повышение уровня оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы, строительство детских садов и переселение из ветхого и аварийного жилого фонда. Расходы на капитальные вложения, поддержку экономики, дорожное и коммунальное хозяйство сократились.
В 2014 году были приняты меры по устранению большого числа отмечавшихся ранее нарушений при организации исполнения бюджета, ведении бюджетного учета и составлении отчетности. Вместе с тем часть расходов областного бюджета по-прежнему осуществляется без достаточных правовых оснований.
Сохраняются нарушения при использовании средств из резервного фонда Правительства области и материального резерва угля, предоставлении субсидий бюджетным и автономным учреждениям, межбюджетных трансфертов. Сохранился значительный объем невыполненных обязательств перед сельскохозяйственными организациями по компенсации затрат на технику и оборудование.
Случаев недостоверности Годового отчета в части сумм кассовых поступлений в бюджет и выплат с единого счета областного бюджета не установлено. Установлен ряд нарушений и недостатков в бюджетном учете и отчетности, влияющих на полноту и достоверность данных об активах и обязательствах областных органов и учреждений.
Для устранения нарушений и недостатков при осуществлении бюджетного процесса необходимо продолжить работу по развитию системы внутреннего финансового контроля и аудита, совершенствованию порядка планирования и исполнения различных направлений расходов с учетом выводов и предложений, изложенных в отчетах и заключениях палаты.