19 Мая 2015
Контрольно-счётной палатой Новосибирской области проведена экспертиза проекта изменений государственной программы Новосибирской области «Развитие автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения в Новосибирской области».

Финансово-экономическая экспертиза проекта изменений государственной программы Новосибирской области «Развитие автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения в Новосибирской области» проведена в соответствии с п.7 ст. 7 Закона Новосибирской области от 07.11.2011 № 131-ОЗ «О Контрольно-счётной палате Новосибирской области».
Проект изменений госпрограммы представлен в палату ее государственным заказчиком-координатором – министерством транспортного и дорожного хозяйства Новосибирской области письмом от 27.04.2015. Проект изменений госпрограммы не размещен на официальном сайте министерства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В результате экспертизы сделаны следующие выводы:
1. Проект изменений госпрограммы связан с увеличением срока реализации программы (на 2021-2022 гг.), и направлен на изменение объемов финансирования госпрограммы за счет средств федерального и областного бюджетов в 2015-2022 годах, а также в связи с корректировкой значения отдельных целевых индикаторов госпрограммы, в связи с продлением срока её реализации.
Вводятся дополнительные целевые показатели в отношении автомобильных дорог местного значения, находящихся в муниципальной собственности (прирост протяженности сети автомобильных дорог регионального (межмуниципального) и местного значения на территории Новосибирской области в результате строительства новых автомобильных дорог; прирост протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального (межмуниципального) и местного значения на территории Новосибирской области, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, в результате реконструкции автомобильных дорог; общая протяженность автомобильных дорог общего пользования регионального (межмуниципального) и местного значения, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям на 31 декабря отчетного года), в связи с чем, проведена корректировка в системе ранее утвержденных показателей: исключены показатели «Протяженность законченных строительством и реконструкцией автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения» и «Доля автодорог регионального и межмуниципального значения, не соответствующих нормативным требованиям».
При этом, представленный вместе с проектом госпрограммы «План реализации мероприятий госпрограммы» для решения задачи 2 содержит целевые индикаторы, не предусмотренные проектом изменений госпрограммы: капитальный ремонт автодорог регионального и межмуниципального значения и искусственных сооружений на них; текущий ремонт автодорог регионального и межмуниципального значения; строительство и ремонт искусственных сооружений (мостов) местного значения.
2. Общий объем финансирования госпрограммы на 2015-2022 гг. увеличение на 30 125 545,7 тыс.руб., в том числе за счет федерального бюджета на 11 707 999,9 тыс.руб., средства областного бюджета - на 18 307 758,2 тыс.руб., местных бюджетов - на 109 787,6 тыс.руб. При этом, объем финансирования госпрограммы на 2015 год за счет средств областного и местных бюджетов планируется сократить на 993 740,4 тыс.руб. и 49 018,2 тыс.руб. соответственно (увеличение общего объема финансирования планируется за счет средств федерального бюджета, объем которых, как указано выше, не в полной мере подтверждается федеральными документами).
В действующем Законе об областном бюджете на 2015-2017 гг. (в ред. от 28.04.2015 № 545-ОЗ) объем финансирования за счет средств областного бюджета утвержден в сумме, предусмотренной госпрограммой без учета изменений.
3. Сумма затрат для реализации госпрограммы в проекте изменений плана реализации на краткосрочный период 2015-2017 годы (таблица 2 к плану) (5 072 253,7 тыс.руб.) не соответствует объему финансирования, указанному в Паспорте проекта изменений госпрограммы и ресурсному обеспечению реализации государственной программы (приложение 3 к государственной программе) (5 575 355,3 тыс.руб.), в результате отклонение объемов финансирования мероприятий по плану реализации госпрограммы за счет областного бюджета составило 1 496 842,0 тыс.руб. (по проекту изменений госпрограммы – 993 740,4 тыс.руб.).
4. Проект изменений госпрограммы, по прежнему, не содержит мероприятий: по проведению инвентаризации и паспортизации дорог и дорожных сооружений местного значения, находящихся в муниципальной собственности, в целях определения их количества, протяженности и технического состояния и регистрации их в установленном законодательством порядке как объектов муниципальной собственности; по учету и содержанию бесхозяйных автомобильных дорог в Новосибирской области.
5. Следует отметить, что в проекте изменений госпрограммы не учтены (сохраняется) недостатки, на которые КСП НСО указывала по результатам ранее проведенной экспертизы проекта данной госпрограммы, в частности:
- не раскрыт механизм её реализации (достижения цели и ожидаемых результатов), характеристика всех включенных в неё мер государственного регулирования, включая инструменты налогового регулирования;
- в проекте изменений плана реализации на краткосрочный период 2015-2017 годы не указаны объекты, на которые планируется использовать федеральные средства;
- перечень органов местного самоуправления, которые будут участвовать в реализации госпрограммы, приведен только в материалах, не являющихся приложениями (документами) программы (в проекте изменений плана реализации на краткосрочный период 2015-2017 годы);
- не содержится ссылки на документы, подтверждающие намерения органов местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области на участие в реализации мероприятий госпрограммы.
6. В Порядок финансирования мероприятий госпрограммы и Условия предоставления субсидий не внесены уточнения по ряду положений, в т.ч. условия заключения и оплаты контрактов при наличии у поставщика задолженности по платежам в бюджеты, порядок принятия решений о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в дорожные объекты, а Методика распределения субсидий местным бюджетам не раскрывает предлагаемый способ расчета объема субсидий конкретным муниципальным образованиям (не определено, как протяженность дорог и уровень бюджетной обеспеченности будут оказывать влияние на размер субсидий).
По результатам экспертно-аналитического мероприятия Контрольно-счётной палатой Новосибирской области предложено государственному заказчику программы – Министерству транспорта дорожного хозяйства Новосибирской области:
- привести в соответствие содержание (целевые индикаторы) и объемы финансирования мероприятий госпрограммы, предусмотренные в проекте изменений госпрограммы и в плане её реализации на краткосрочный период;
- дополнить госпрограмму мероприятиями по проведению инвентаризации и паспортизации дорог и дорожных сооружений местного значения, находящихся в муниципальной собственности и по учету и содержанию бесхозяйных автомобильных дорог в Новосибирской области;
- раскрыть механизм реализации госпрограммы (достижения цели и ожидаемых результатов), характеристику всех включенных в неё мер государственного регулирования, включая инструменты налогового регулирования;
- дополнить программу информацией о перечне органов местного самоуправления, которые будут участвовать в её реализации, а о документах, подтверждающих их намерения на данное участие;
- указать объекты, на которые планируется использовать федеральные средства в проекте изменений плана реализации на краткосрочный период 2015-2017 годы;
- внесены уточнения по ряду положений в Порядок финансирования мероприятий госпрограммы и Условия предоставления субсидий в части условия заключения и оплаты контрактов при наличии у поставщика задолженности по платежам в бюджеты, порядок принятия решений о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в дорожные объекты;
- в Методике распределения субсидий местным бюджетам раскрыть предлагаемый способ расчета объема субсидий конкретным муниципальным образованиям;
- предусмотреть в Законе об областном бюджете на 2015 год средства достаточные для ресурсного обеспечения реализации госпрограммы.
Проект изменений госпрограммы представлен в палату ее государственным заказчиком-координатором – министерством транспортного и дорожного хозяйства Новосибирской области письмом от 27.04.2015. Проект изменений госпрограммы не размещен на официальном сайте министерства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В результате экспертизы сделаны следующие выводы:
1. Проект изменений госпрограммы связан с увеличением срока реализации программы (на 2021-2022 гг.), и направлен на изменение объемов финансирования госпрограммы за счет средств федерального и областного бюджетов в 2015-2022 годах, а также в связи с корректировкой значения отдельных целевых индикаторов госпрограммы, в связи с продлением срока её реализации.
Вводятся дополнительные целевые показатели в отношении автомобильных дорог местного значения, находящихся в муниципальной собственности (прирост протяженности сети автомобильных дорог регионального (межмуниципального) и местного значения на территории Новосибирской области в результате строительства новых автомобильных дорог; прирост протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального (межмуниципального) и местного значения на территории Новосибирской области, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, в результате реконструкции автомобильных дорог; общая протяженность автомобильных дорог общего пользования регионального (межмуниципального) и местного значения, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям на 31 декабря отчетного года), в связи с чем, проведена корректировка в системе ранее утвержденных показателей: исключены показатели «Протяженность законченных строительством и реконструкцией автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения» и «Доля автодорог регионального и межмуниципального значения, не соответствующих нормативным требованиям».
При этом, представленный вместе с проектом госпрограммы «План реализации мероприятий госпрограммы» для решения задачи 2 содержит целевые индикаторы, не предусмотренные проектом изменений госпрограммы: капитальный ремонт автодорог регионального и межмуниципального значения и искусственных сооружений на них; текущий ремонт автодорог регионального и межмуниципального значения; строительство и ремонт искусственных сооружений (мостов) местного значения.
2. Общий объем финансирования госпрограммы на 2015-2022 гг. увеличение на 30 125 545,7 тыс.руб., в том числе за счет федерального бюджета на 11 707 999,9 тыс.руб., средства областного бюджета - на 18 307 758,2 тыс.руб., местных бюджетов - на 109 787,6 тыс.руб. При этом, объем финансирования госпрограммы на 2015 год за счет средств областного и местных бюджетов планируется сократить на 993 740,4 тыс.руб. и 49 018,2 тыс.руб. соответственно (увеличение общего объема финансирования планируется за счет средств федерального бюджета, объем которых, как указано выше, не в полной мере подтверждается федеральными документами).
В действующем Законе об областном бюджете на 2015-2017 гг. (в ред. от 28.04.2015 № 545-ОЗ) объем финансирования за счет средств областного бюджета утвержден в сумме, предусмотренной госпрограммой без учета изменений.
3. Сумма затрат для реализации госпрограммы в проекте изменений плана реализации на краткосрочный период 2015-2017 годы (таблица 2 к плану) (5 072 253,7 тыс.руб.) не соответствует объему финансирования, указанному в Паспорте проекта изменений госпрограммы и ресурсному обеспечению реализации государственной программы (приложение 3 к государственной программе) (5 575 355,3 тыс.руб.), в результате отклонение объемов финансирования мероприятий по плану реализации госпрограммы за счет областного бюджета составило 1 496 842,0 тыс.руб. (по проекту изменений госпрограммы – 993 740,4 тыс.руб.).
4. Проект изменений госпрограммы, по прежнему, не содержит мероприятий: по проведению инвентаризации и паспортизации дорог и дорожных сооружений местного значения, находящихся в муниципальной собственности, в целях определения их количества, протяженности и технического состояния и регистрации их в установленном законодательством порядке как объектов муниципальной собственности; по учету и содержанию бесхозяйных автомобильных дорог в Новосибирской области.
5. Следует отметить, что в проекте изменений госпрограммы не учтены (сохраняется) недостатки, на которые КСП НСО указывала по результатам ранее проведенной экспертизы проекта данной госпрограммы, в частности:
- не раскрыт механизм её реализации (достижения цели и ожидаемых результатов), характеристика всех включенных в неё мер государственного регулирования, включая инструменты налогового регулирования;
- в проекте изменений плана реализации на краткосрочный период 2015-2017 годы не указаны объекты, на которые планируется использовать федеральные средства;
- перечень органов местного самоуправления, которые будут участвовать в реализации госпрограммы, приведен только в материалах, не являющихся приложениями (документами) программы (в проекте изменений плана реализации на краткосрочный период 2015-2017 годы);
- не содержится ссылки на документы, подтверждающие намерения органов местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области на участие в реализации мероприятий госпрограммы.
6. В Порядок финансирования мероприятий госпрограммы и Условия предоставления субсидий не внесены уточнения по ряду положений, в т.ч. условия заключения и оплаты контрактов при наличии у поставщика задолженности по платежам в бюджеты, порядок принятия решений о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в дорожные объекты, а Методика распределения субсидий местным бюджетам не раскрывает предлагаемый способ расчета объема субсидий конкретным муниципальным образованиям (не определено, как протяженность дорог и уровень бюджетной обеспеченности будут оказывать влияние на размер субсидий).
По результатам экспертно-аналитического мероприятия Контрольно-счётной палатой Новосибирской области предложено государственному заказчику программы – Министерству транспорта дорожного хозяйства Новосибирской области:
- привести в соответствие содержание (целевые индикаторы) и объемы финансирования мероприятий госпрограммы, предусмотренные в проекте изменений госпрограммы и в плане её реализации на краткосрочный период;
- дополнить госпрограмму мероприятиями по проведению инвентаризации и паспортизации дорог и дорожных сооружений местного значения, находящихся в муниципальной собственности и по учету и содержанию бесхозяйных автомобильных дорог в Новосибирской области;
- раскрыть механизм реализации госпрограммы (достижения цели и ожидаемых результатов), характеристику всех включенных в неё мер государственного регулирования, включая инструменты налогового регулирования;
- дополнить программу информацией о перечне органов местного самоуправления, которые будут участвовать в её реализации, а о документах, подтверждающих их намерения на данное участие;
- указать объекты, на которые планируется использовать федеральные средства в проекте изменений плана реализации на краткосрочный период 2015-2017 годы;
- внесены уточнения по ряду положений в Порядок финансирования мероприятий госпрограммы и Условия предоставления субсидий в части условия заключения и оплаты контрактов при наличии у поставщика задолженности по платежам в бюджеты, порядок принятия решений о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в дорожные объекты;
- в Методике распределения субсидий местным бюджетам раскрыть предлагаемый способ расчета объема субсидий конкретным муниципальным образованиям;
- предусмотреть в Законе об областном бюджете на 2015 год средства достаточные для ресурсного обеспечения реализации госпрограммы.