05 Мая 2015
Газета "Ведомости Законодательного Собрания Новосибирской области": "Раскрыть" расходы

Отчитываясь о работе Контрольно-счётной палаты области на последней сессии заксобрания, её председатель Елена Гончарова отметила, что в 2014 году важными приоритетами были финансово-экономическая экспертиза проектов госпрограмм и аудит в сфере закупок. За год проведено 24 экспертизы проектов госпрограмм, в 2013 году их было всего 10. К концу 2014 года область завершила переход к программной структуре областного бюджета: почти 95 процентов расходов включено в состав программ. Но бюджет от этого не стал более прозрачным. В госпрограммах и законе о бюджете не раскрывается взаимосвязь между мероприятиями, ресурсами и ожидаемыми результатами. Бюджет превращается в формальный перечень программ, они в течение года изменяются вместе с ресурсами самостоятельно исполнительными органами власти. Во многих регионах РФ ситуация с программами, напротив, иная. Там программы стали механизмом «раскрытия» расходов бюджета. Поэтому нам тут ещё предстоит работать.
Проверка у 74 заказчиков 945 закупок на сумму почти 4 млрд руб. выявила нарушения на 1 млрд 208 млн рублей. На итоговой коллегии Счётной палаты РФ в январе президент РФ назвал финансово-экономические экспертизы и аудит закупок приоритетами и на 2015 год. Кроме того, президентом была отмечена необходимость поддержки муниципального уровня контроля.
Штатная численность контрольных органов, созданных в отдельных районах области и нескольких поселениях, не превышает одного человека, что недостаточно для выполнения требований законодательства. В Северном сельсовете контрольно-счётный орган в нарушение законодательства по-прежнему сформирован не на профессиональной основе, эта информация передана в прокуратуру области. И всё же результативность внешнего муниципального финансового контроля в НСО продолжает повышаться. За 2014 год число проверенных организаций увеличилось с 810 до 995. Возбуждено 16 уголовных дел. Качество бюджетного процесса на муниципальном уровне стало лучше. При проверках высокодотационных МО Искитимского и Северного районов за 2013 год не установлено финансирования расходов, не отнесённых к вопросам местного самоуправления. При использовании бюджетных средств на модернизацию коммунальной инфраструктуры не стало нарушений законодательства о защите конкуренции. Устранены недостатки при распределении дотаций по поселениям. Более 300 муниципальных специалистов прошли переподготовку.
По поручению комитета по строительству заксобрания в 2014 году палата провела анализ бюджетного процесса в сельсоветах. Одна из основных проблем местного самоуправления заключается в недостаточности экономического и кадрового потенциала сельских поселений, в связи с чем целесообразность самоуправления на этом уровне периодически ставится под сомнение. При этом существует долговременная тенденция сокращения как численности, так и плотности сельского населения, что также обуславливает, по мнению КСП, необходимость изменения административно-территориального устройства в сельской местности. Палатой проанализированы условия формирования сельских поселений, критерии и способы их укрупнения, уменьшения числа и вопросы оптимизации полномочий сельских МО. Оказалось, что для целого ряда МО целесообразно объединение с соседними поселениями. Однако большинство глав МО поселений, как показало проведённое КСП анкетирование, высказались против такого объединения. В 2000-е годы число поселений в НСО не изменялось, хотя в предыдущие периоды объединение поселений происходило. Для рассмотрения вопросов укрупнения поселений создана рабочая группа при минфине области.
Елена Гончарова отметила, что в 2014 году после смены руководства области заметно активизировалась работа по устранению нарушений, установленных КСП на протяжении ряда последних лет. Губернатор Владимир Городецкий, в частности, дал поручение органам исполнительной власти проработать те замечания, которые делала палата. И в течение прошлого года КСП совместно с минфином, министерством энергетики и ЖКХ, департаментом по имуществу смогли реализовать ряд мер по устранению нарушений — это касается исполнения судебных актов по взысканию средств областного бюджета, учёта обязательств МО по возврату угля в областной резерв, ликвидации областных организаций, признанных недействующими, и т.д.
Позитивным изменением в использовании бюджетных средств можно считать реакцию на проверки в 2013 году программ развития ПЛП и создания биотехнопарка. Главной проблемой здесь было выделение бюджетных средств по договорам купли-продажи акций, где не оговаривались условия их целевого использования. В 2014 году правительство установило целевой характер использования средств, и теперь деньги выделяются напрямую Управляющей компании, минуя «Агентство инвестиционного развития». По мнению КСП, следует ещё усовершенствовать корпоративное управление в АО, реализующих важные для области проекты. В 2014 году КСП оценила предоставление налоговых льгот и господдержку инновационной деятельности. Основной результат — принято решение о возврате более 600 млн руб. инвесторами, которые не обеспечили бюджетного эффекта.
— В 2015 году особое внимание КСП уделит эффективности принимаемых правительством области антикризисных мер, направленных на господдержку инвестиционной деятельности, малого и среднего бизнеса, исполнению социальных обязательств, в том числе при повышении зарплаты бюджетников, — сказала о планах палаты Елена Гончарова. — Проанализируем состояние незавершённых объектов капстроительства, совместно со Счётной палатой РФ проверим управление внутренним долгом области.
Зоя ЛАВРОВА
Фото Валерия ПАНОВА
№24(1403) от 28.04.2015
Проверка у 74 заказчиков 945 закупок на сумму почти 4 млрд руб. выявила нарушения на 1 млрд 208 млн рублей. На итоговой коллегии Счётной палаты РФ в январе президент РФ назвал финансово-экономические экспертизы и аудит закупок приоритетами и на 2015 год. Кроме того, президентом была отмечена необходимость поддержки муниципального уровня контроля.
Штатная численность контрольных органов, созданных в отдельных районах области и нескольких поселениях, не превышает одного человека, что недостаточно для выполнения требований законодательства. В Северном сельсовете контрольно-счётный орган в нарушение законодательства по-прежнему сформирован не на профессиональной основе, эта информация передана в прокуратуру области. И всё же результативность внешнего муниципального финансового контроля в НСО продолжает повышаться. За 2014 год число проверенных организаций увеличилось с 810 до 995. Возбуждено 16 уголовных дел. Качество бюджетного процесса на муниципальном уровне стало лучше. При проверках высокодотационных МО Искитимского и Северного районов за 2013 год не установлено финансирования расходов, не отнесённых к вопросам местного самоуправления. При использовании бюджетных средств на модернизацию коммунальной инфраструктуры не стало нарушений законодательства о защите конкуренции. Устранены недостатки при распределении дотаций по поселениям. Более 300 муниципальных специалистов прошли переподготовку.
По поручению комитета по строительству заксобрания в 2014 году палата провела анализ бюджетного процесса в сельсоветах. Одна из основных проблем местного самоуправления заключается в недостаточности экономического и кадрового потенциала сельских поселений, в связи с чем целесообразность самоуправления на этом уровне периодически ставится под сомнение. При этом существует долговременная тенденция сокращения как численности, так и плотности сельского населения, что также обуславливает, по мнению КСП, необходимость изменения административно-территориального устройства в сельской местности. Палатой проанализированы условия формирования сельских поселений, критерии и способы их укрупнения, уменьшения числа и вопросы оптимизации полномочий сельских МО. Оказалось, что для целого ряда МО целесообразно объединение с соседними поселениями. Однако большинство глав МО поселений, как показало проведённое КСП анкетирование, высказались против такого объединения. В 2000-е годы число поселений в НСО не изменялось, хотя в предыдущие периоды объединение поселений происходило. Для рассмотрения вопросов укрупнения поселений создана рабочая группа при минфине области.
Елена Гончарова отметила, что в 2014 году после смены руководства области заметно активизировалась работа по устранению нарушений, установленных КСП на протяжении ряда последних лет. Губернатор Владимир Городецкий, в частности, дал поручение органам исполнительной власти проработать те замечания, которые делала палата. И в течение прошлого года КСП совместно с минфином, министерством энергетики и ЖКХ, департаментом по имуществу смогли реализовать ряд мер по устранению нарушений — это касается исполнения судебных актов по взысканию средств областного бюджета, учёта обязательств МО по возврату угля в областной резерв, ликвидации областных организаций, признанных недействующими, и т.д.
Позитивным изменением в использовании бюджетных средств можно считать реакцию на проверки в 2013 году программ развития ПЛП и создания биотехнопарка. Главной проблемой здесь было выделение бюджетных средств по договорам купли-продажи акций, где не оговаривались условия их целевого использования. В 2014 году правительство установило целевой характер использования средств, и теперь деньги выделяются напрямую Управляющей компании, минуя «Агентство инвестиционного развития». По мнению КСП, следует ещё усовершенствовать корпоративное управление в АО, реализующих важные для области проекты. В 2014 году КСП оценила предоставление налоговых льгот и господдержку инновационной деятельности. Основной результат — принято решение о возврате более 600 млн руб. инвесторами, которые не обеспечили бюджетного эффекта.
— В 2015 году особое внимание КСП уделит эффективности принимаемых правительством области антикризисных мер, направленных на господдержку инвестиционной деятельности, малого и среднего бизнеса, исполнению социальных обязательств, в том числе при повышении зарплаты бюджетников, — сказала о планах палаты Елена Гончарова. — Проанализируем состояние незавершённых объектов капстроительства, совместно со Счётной палатой РФ проверим управление внутренним долгом области.
Зоя ЛАВРОВА
Фото Валерия ПАНОВА
№24(1403) от 28.04.2015