30 Октября 2011
Газета Молодость Сибири: пресс-завтрак с председателем Контрольно-счётной палаты Новосибирской области Е.А. Гончаровой.

Бюджет, метро и ПЛП
С 1 октября вступает в действие Федеральный закон «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», который унифицирует работу КСП, действующих в различных регионах России. Согласно новому закону, теперь сотрудникам контрольно-счетных палат придется не только проверять, как расходуются бюджетные средства, но и заниматься экспертизой правовых актов и целевых программ.
Несмотря на то, что КСП существуют в нашей стране уже более пятнадцати лет, далеко не все понимают, что это за органы и какие функции они выполняют. О том, зачем был создан этот институт контроля, как проводятся проверки и кто может их инициировать, какие изменения в работе КСП произойдут с момента вступления в силу федерального закона, какие нарушения наиболее часто допускаются и о многом другом на пресс-завтраке «МС» рассказала председатель Контрольно-счетной палаты Новосибирской области Елена ГОНЧАРОВА.Выявить не нарушение, а причину— Елена Анатольевна, когда и с какой целью были созданы контрольно-счетные палаты?
— Думаю, главная причина создания КСП — потребность представителей законодательной власти получить объективную оценку того, как власть исполнительная расходует бюджетные средства. Подобные структуры есть практически во всех европейских странах. Счетная палата Российской Федерации была создана в 1995 году, тогда же появились первые региональные палаты. Решение о создании Контрольно-счетной палаты Новосибирской области было принято в 1998 году, но организационный процесс затянулся, и КСП по НСО начала работу только 2 ноября 1999 года.— Как работает контрольно-счетная палата?— Раньше, в самом начале нашей деятельности, план работы составляли депутаты областного Совета. И мы порой испытывали большие сложности, чтобы воплотить все эти пожелания в жизнь. Но с 2007 года проверки планируются по-другому. В соответствии с законом палата в конце года собирала предложения в план на следующий год, анализировала и систематизировала их, составляя проект плана. После чего депутаты рассматривали его, вносили необходимые поправки и утверждали на сессии.
Кроме того, за аудиторами закрепили определенные направления деятельности. Понимаете, человеку, осуществляющему проверку того или иного вопроса, нужно время, чтобы вникнуть в тему. Когда аудиторы стали работать каждый в своей области, то качество работы существенно повысилось, а сроки сократились. Но это не значит, что каждый специалист всю жизнь занимается одним и тем же. Время от времени мы производим ротацию кадров.
Хочу особо подчеркнуть: мы работаем системно. Самое главное — выявить характер наиболее частых нарушений и понять, почему так происходит, установить причины, способствующие самой возможности совершения нарушений. Может быть, механизм реализации закона, который регламентирует тот или иной вид деятельности, недостаточно проработан, и тогда его нужно менять. А может, сам закон не работает в существующих условиях, тогда необходимо изменить закон или совсем его отменить и принять новый.
Больше экспертиз — меньше проверок
— С 1 октября начинают действовать новые правила работы КСП. Что же именно изменится с введением нового федерального закона?
— Необходимость введения этого законодательного акта продиктована самой жизнью. Поскольку раньше деятельность контрольно-счетных палат регламентировалась лишь двумя-тремя статьями Бюджетного кодекса, у всех КСП были одни цели, но разные задачи, структуры, способы работы и разная численность сотрудников. Это определялось законодательными актами, принятыми в регионах. Принятие федерального закона — первая попытка унифицировать деятельность КСП, если можно так выразиться, привести их к одному знаменателю.
Кроме того, новый закон придает большое значение ряду направлений деятельности, которыми большинство контрольно-счетных органов раньше не занималось. Например, финансово-экономической экспертизе правовых актов и государственных программ, но при этом увеличения численности сотрудников не предусмотрено. Из этого я могу сделать только один вывод: если нам придется больше заниматься экспертизами, то поневоле придется проводить меньше проверок.
— Какие именно нарушения наиболее часто выявляются в ходе проверок?
— До 2005 года частым нарушением было нецелевое использование бюджетных средств. Целый ряд мер (переход на казначейскую систему исполнения бюджетов, введение уголовной ответственности за нецелевое использование) позволил существенно сократить число таких нарушений. Сейчас редко кто умышленно и из корыстных побуждений идет на нарушение финансовой дисциплины. Обычно люди либо просто не знают всех нюансов, тем более что законодательство постоянно меняется, либо идут на нарушение из благих побуждений, считая, что соблюдение закона менее важно, чем конечная цель.
Приведу такой пример. У нас есть школа олимпийского резерва, в которой в основном учатся ребята из области, многие из неполных или неблагополучных семей. По закону их обязаны бесплатно кормить только во время соревнований и спортивных сборов. Но по распоряжению директора ребятишек кормили постоянно, а не только во время соревнований. Нарушение? Да. Но ведь это дети, они растут, тем более что они активно тренируются. На основании проведенной проверки мы порекомендовали депутатам изменить закон, и весной изменения были приняты.
В последнее время мы больше внимания уделяем вопросам эффективности и результативности использования бюджетных средств. Ведь даже если закон соблюден, это не всегда значит, что средства использованы с пользой. Скажем, решили строить дорогу, выделили бюджетные деньги на составление проектно-сметной документации, провели экспертизу проекта (естественно, тоже за деньги), и тут выяснилось, что этот объект слишком дорог. В итоге дороги не будет, а бюджетные средства уже потрачены. Деньги ушли в песок. Много вопросов возникает к закону о госзакупках. Напомню, что теперь, производя любые закупки на бюджетные средства, необходимо провести торги. В большинстве случаев главный критерий отбора поставщика — это наименьшая цена.Деньгами нужно распоряжаться с умом— Некоторое время назад контрольно-счетная палата произвела проверку деятельности Новосибирского метрополитена, в частности, речь шла о строительстве станции метро «Золотая нива». И губернатор Василий Юрченко на своей пресс-конференции негативно высказался о работе сотрудников КСП...
— Здесь имеет место, если можно так выразиться, коммуникативная ошибка. Дело в том, что метрополитен — технически сложный объект, строительство которого ведется уже много лет. Кроме того, муниципальное предприятие, ведущее строительство, занимается и другими видами деятельности, а раздельного учета по бюджетным средствам не было, так что нам пришлось проверять все. В ходе работы в проверяемой организации составляется акт, который в данном случае получился очень объемным и содержит множество технических подробностей. Итоговые выводы и предложения по результатам проверки содержатся в отчете, который направляется губернатору и депутатам. Я не знаю, почему именно акт, а не отчет, попал на стол к губернатору. Потом, когда Василий Алексеевич ознакомился с отчетом, он согласился с нашими выводами. Кстати, если уж речь зашла о строительстве метро, то сейчас заказчик с подрядчиком сверяют реально выполненные объемы работ, их качество и стоимость, подлежащую оплате. И, насколько мне известно, претензии подрядчика снизились на сотни миллионов рублей. А почему? А если бы не было проверки КСП?
— Прокомментируйте, пожалуйста, ситуацию с промышленно-логистическим парком.
— Промышленно-логистический парк был заявлен как крупнейший инвестиционный проект области. Поэтому еще в прошлом году, составляя план работы КСП на 2011 год, мы включили в него обследование ПЛП (это оперативное выявление ситуации по определенному вопросу). Оказалось, что отсутствует концепция развития промышленно-логистического парка. Иными словами, непонятно, зачем вообще строится этот парк, кому это нужно и какую пользу он принесет в дальнейшем. Кроме того, отсутствует четкое взаимодействие участников проекта и, как следствие, не созданы надлежащие транспортная и инженерная инфраструктуры, количество выделенных энергетических мощностей тоже явно недостаточно. На основании выявленных фактов мы сделали вывод: необходимо разработать долгосрочную программу развития ПЛП, устанавливающую четкие цели и задачи, критерии их достижения, конечные результаты, надежные и прозрачные механизмы реализации. Сейчас она уже разработана, депутаты должны ее утвердить.
Этому вопросу действительно уделяется большое внимание при оценке перспектив развития области. В частности, аппарат полпреда Виктора Александровича Толоконского обращался к нам с предложением провести такую проверку (но уже после проведения обследования).
— Помните нашумевший случай, когда депутата из Чановского района убили якобы за то, что он обнаружил, что бюджетные деньги идут не по адресу? Вам не приходилось сталкиваться с подобными случаями?
— Я тоже слышала эту версию. Но за все годы, что я работаю в контрольно-счетной палате, ничего подобного у нас не было. Мне лично не приходилось сталкиваться ни с подкупом, ни с угрозами. Кроме того, мы являемся должностными лицами, которые в соответствии с федеральным законом подлежат специальной защите со стороны государства, так же как судьи и сотрудники правоохранительных органов.
Да, мы выявляем нарушения на миллионы, сотни миллионов рублей, но подкупить нас не пытаются. С нами пытаются договориться, убедить в своей правоте. Обычно говорят, что бюджетных средств выделяют мало и несвоевременно, что законы несовершенны. Мне кажется, тут может быть только один ответ: да, денег мало, но тем более этим малым нужно распорядиться с умом. Поэтому лучший способ с нами договориться — устранить нарушения в ходе проверки и не допускать их впредь.СПРАВКАЕлена ГОНЧАРОВА родилась в поселке Каргасок на севере Томской области. Ее отец был летчиком. В 1975 году его перевели работать в Новосибирск, семья переехала сюда же. После окончания школы Елена Гончарова поступила в Томский государственный университет на юрфак — она всегда мечтала заниматься юриспруденцией. Об альма-матер сохранила самые светлые воспоминания: там не только давали фундаментальные знания, но и прививали общую культуру. Впоследствии, работая в налоговой полиции, Елена Гончарова поступила в Сибирскую академию государственной службы, которую закончила в 1991 году, получив второе высшее образование в сфере экономики. Входит в президентский кадровый резерв.
Елена замужем, имеет взрослую дочь. Дачному отдыху предпочитает чтение, и не важно, на любимом диване или у моря. Для поддержания физической формы занимается йогой, потому что уверена — кто может управлять собственным телом, тот может управлять собой.
КСТАТИ
В 2010 году объектами контрольных и экспертно-аналитических мероприятий КСП НСО стали 209 организаций. В 180 из них установлены нарушения федеральных и областных правовых актов, а также недостатки в деятельности
№39 (4743) 21-27 сентября 2011 года
С 1 октября вступает в действие Федеральный закон «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», который унифицирует работу КСП, действующих в различных регионах России. Согласно новому закону, теперь сотрудникам контрольно-счетных палат придется не только проверять, как расходуются бюджетные средства, но и заниматься экспертизой правовых актов и целевых программ.
Несмотря на то, что КСП существуют в нашей стране уже более пятнадцати лет, далеко не все понимают, что это за органы и какие функции они выполняют. О том, зачем был создан этот институт контроля, как проводятся проверки и кто может их инициировать, какие изменения в работе КСП произойдут с момента вступления в силу федерального закона, какие нарушения наиболее часто допускаются и о многом другом на пресс-завтраке «МС» рассказала председатель Контрольно-счетной палаты Новосибирской области Елена ГОНЧАРОВА.Выявить не нарушение, а причину— Елена Анатольевна, когда и с какой целью были созданы контрольно-счетные палаты?
— Думаю, главная причина создания КСП — потребность представителей законодательной власти получить объективную оценку того, как власть исполнительная расходует бюджетные средства. Подобные структуры есть практически во всех европейских странах. Счетная палата Российской Федерации была создана в 1995 году, тогда же появились первые региональные палаты. Решение о создании Контрольно-счетной палаты Новосибирской области было принято в 1998 году, но организационный процесс затянулся, и КСП по НСО начала работу только 2 ноября 1999 года.— Как работает контрольно-счетная палата?— Раньше, в самом начале нашей деятельности, план работы составляли депутаты областного Совета. И мы порой испытывали большие сложности, чтобы воплотить все эти пожелания в жизнь. Но с 2007 года проверки планируются по-другому. В соответствии с законом палата в конце года собирала предложения в план на следующий год, анализировала и систематизировала их, составляя проект плана. После чего депутаты рассматривали его, вносили необходимые поправки и утверждали на сессии.
Кроме того, за аудиторами закрепили определенные направления деятельности. Понимаете, человеку, осуществляющему проверку того или иного вопроса, нужно время, чтобы вникнуть в тему. Когда аудиторы стали работать каждый в своей области, то качество работы существенно повысилось, а сроки сократились. Но это не значит, что каждый специалист всю жизнь занимается одним и тем же. Время от времени мы производим ротацию кадров.
Хочу особо подчеркнуть: мы работаем системно. Самое главное — выявить характер наиболее частых нарушений и понять, почему так происходит, установить причины, способствующие самой возможности совершения нарушений. Может быть, механизм реализации закона, который регламентирует тот или иной вид деятельности, недостаточно проработан, и тогда его нужно менять. А может, сам закон не работает в существующих условиях, тогда необходимо изменить закон или совсем его отменить и принять новый.
Больше экспертиз — меньше проверок
— С 1 октября начинают действовать новые правила работы КСП. Что же именно изменится с введением нового федерального закона?
— Необходимость введения этого законодательного акта продиктована самой жизнью. Поскольку раньше деятельность контрольно-счетных палат регламентировалась лишь двумя-тремя статьями Бюджетного кодекса, у всех КСП были одни цели, но разные задачи, структуры, способы работы и разная численность сотрудников. Это определялось законодательными актами, принятыми в регионах. Принятие федерального закона — первая попытка унифицировать деятельность КСП, если можно так выразиться, привести их к одному знаменателю.
Кроме того, новый закон придает большое значение ряду направлений деятельности, которыми большинство контрольно-счетных органов раньше не занималось. Например, финансово-экономической экспертизе правовых актов и государственных программ, но при этом увеличения численности сотрудников не предусмотрено. Из этого я могу сделать только один вывод: если нам придется больше заниматься экспертизами, то поневоле придется проводить меньше проверок.
— Какие именно нарушения наиболее часто выявляются в ходе проверок?
— До 2005 года частым нарушением было нецелевое использование бюджетных средств. Целый ряд мер (переход на казначейскую систему исполнения бюджетов, введение уголовной ответственности за нецелевое использование) позволил существенно сократить число таких нарушений. Сейчас редко кто умышленно и из корыстных побуждений идет на нарушение финансовой дисциплины. Обычно люди либо просто не знают всех нюансов, тем более что законодательство постоянно меняется, либо идут на нарушение из благих побуждений, считая, что соблюдение закона менее важно, чем конечная цель.
Приведу такой пример. У нас есть школа олимпийского резерва, в которой в основном учатся ребята из области, многие из неполных или неблагополучных семей. По закону их обязаны бесплатно кормить только во время соревнований и спортивных сборов. Но по распоряжению директора ребятишек кормили постоянно, а не только во время соревнований. Нарушение? Да. Но ведь это дети, они растут, тем более что они активно тренируются. На основании проведенной проверки мы порекомендовали депутатам изменить закон, и весной изменения были приняты.
В последнее время мы больше внимания уделяем вопросам эффективности и результативности использования бюджетных средств. Ведь даже если закон соблюден, это не всегда значит, что средства использованы с пользой. Скажем, решили строить дорогу, выделили бюджетные деньги на составление проектно-сметной документации, провели экспертизу проекта (естественно, тоже за деньги), и тут выяснилось, что этот объект слишком дорог. В итоге дороги не будет, а бюджетные средства уже потрачены. Деньги ушли в песок. Много вопросов возникает к закону о госзакупках. Напомню, что теперь, производя любые закупки на бюджетные средства, необходимо провести торги. В большинстве случаев главный критерий отбора поставщика — это наименьшая цена.Деньгами нужно распоряжаться с умом— Некоторое время назад контрольно-счетная палата произвела проверку деятельности Новосибирского метрополитена, в частности, речь шла о строительстве станции метро «Золотая нива». И губернатор Василий Юрченко на своей пресс-конференции негативно высказался о работе сотрудников КСП...
— Здесь имеет место, если можно так выразиться, коммуникативная ошибка. Дело в том, что метрополитен — технически сложный объект, строительство которого ведется уже много лет. Кроме того, муниципальное предприятие, ведущее строительство, занимается и другими видами деятельности, а раздельного учета по бюджетным средствам не было, так что нам пришлось проверять все. В ходе работы в проверяемой организации составляется акт, который в данном случае получился очень объемным и содержит множество технических подробностей. Итоговые выводы и предложения по результатам проверки содержатся в отчете, который направляется губернатору и депутатам. Я не знаю, почему именно акт, а не отчет, попал на стол к губернатору. Потом, когда Василий Алексеевич ознакомился с отчетом, он согласился с нашими выводами. Кстати, если уж речь зашла о строительстве метро, то сейчас заказчик с подрядчиком сверяют реально выполненные объемы работ, их качество и стоимость, подлежащую оплате. И, насколько мне известно, претензии подрядчика снизились на сотни миллионов рублей. А почему? А если бы не было проверки КСП?
— Прокомментируйте, пожалуйста, ситуацию с промышленно-логистическим парком.
— Промышленно-логистический парк был заявлен как крупнейший инвестиционный проект области. Поэтому еще в прошлом году, составляя план работы КСП на 2011 год, мы включили в него обследование ПЛП (это оперативное выявление ситуации по определенному вопросу). Оказалось, что отсутствует концепция развития промышленно-логистического парка. Иными словами, непонятно, зачем вообще строится этот парк, кому это нужно и какую пользу он принесет в дальнейшем. Кроме того, отсутствует четкое взаимодействие участников проекта и, как следствие, не созданы надлежащие транспортная и инженерная инфраструктуры, количество выделенных энергетических мощностей тоже явно недостаточно. На основании выявленных фактов мы сделали вывод: необходимо разработать долгосрочную программу развития ПЛП, устанавливающую четкие цели и задачи, критерии их достижения, конечные результаты, надежные и прозрачные механизмы реализации. Сейчас она уже разработана, депутаты должны ее утвердить.
Этому вопросу действительно уделяется большое внимание при оценке перспектив развития области. В частности, аппарат полпреда Виктора Александровича Толоконского обращался к нам с предложением провести такую проверку (но уже после проведения обследования).
— Помните нашумевший случай, когда депутата из Чановского района убили якобы за то, что он обнаружил, что бюджетные деньги идут не по адресу? Вам не приходилось сталкиваться с подобными случаями?
— Я тоже слышала эту версию. Но за все годы, что я работаю в контрольно-счетной палате, ничего подобного у нас не было. Мне лично не приходилось сталкиваться ни с подкупом, ни с угрозами. Кроме того, мы являемся должностными лицами, которые в соответствии с федеральным законом подлежат специальной защите со стороны государства, так же как судьи и сотрудники правоохранительных органов.
Да, мы выявляем нарушения на миллионы, сотни миллионов рублей, но подкупить нас не пытаются. С нами пытаются договориться, убедить в своей правоте. Обычно говорят, что бюджетных средств выделяют мало и несвоевременно, что законы несовершенны. Мне кажется, тут может быть только один ответ: да, денег мало, но тем более этим малым нужно распорядиться с умом. Поэтому лучший способ с нами договориться — устранить нарушения в ходе проверки и не допускать их впредь.СПРАВКАЕлена ГОНЧАРОВА родилась в поселке Каргасок на севере Томской области. Ее отец был летчиком. В 1975 году его перевели работать в Новосибирск, семья переехала сюда же. После окончания школы Елена Гончарова поступила в Томский государственный университет на юрфак — она всегда мечтала заниматься юриспруденцией. Об альма-матер сохранила самые светлые воспоминания: там не только давали фундаментальные знания, но и прививали общую культуру. Впоследствии, работая в налоговой полиции, Елена Гончарова поступила в Сибирскую академию государственной службы, которую закончила в 1991 году, получив второе высшее образование в сфере экономики. Входит в президентский кадровый резерв.
Елена замужем, имеет взрослую дочь. Дачному отдыху предпочитает чтение, и не важно, на любимом диване или у моря. Для поддержания физической формы занимается йогой, потому что уверена — кто может управлять собственным телом, тот может управлять собой.
КСТАТИ
В 2010 году объектами контрольных и экспертно-аналитических мероприятий КСП НСО стали 209 организаций. В 180 из них установлены нарушения федеральных и областных правовых актов, а также недостатки в деятельности
№39 (4743) 21-27 сентября 2011 года