20 Января 2012
В прошлом году заксобрание приняло новый закон о бюджетном процессе в области и закон о единых нормативах отчислений НДФЛ в бюджеты муниципальных образований — они для всех увеличены на 10 процентов: городские округа получили право на 40 процентов НДФЛ, районы — на 30, поселения — на 20. И вот на январскую сессию, напомнил министр финансов и налоговой политики области Виталий Голубенко, подготовлены три законопроекта, «завершающие нашу совместную работу по совершенствованию законодательства о регулировании бюджетного процесса и межбюджетных отношений». Первый упраздняет ряд бюджетных законов, второй вносит изменения в закон о распределении в районах дотаций между поселениями, третий регулирует отдельные вопросы межбюджетных отношений. За все три законопроекта депутаты проголосовали единогласно.Подробно обсуждались два доклада зампредседателя Контрольно-счётной палаты области Дениса Рягузова. Он рассказал о результатах проверок КСП исполнения за 2010 год бюджетов высокодотационных муниципальных образований Карасукского, Краснозёрского, Новосибирского, Маслянинского, Болотнинского и Чановского районов. А также о распределении на местах в 2010—2011 годах дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений. Это право районная власть, доказавшая, что ей виднее, как поделить областную помощь, получила два года назад.
В области — 490 муниципалитетов, 455 — в сёлах. В нашем регионе в числе первых в стране приблизили власть к людям, много делают для того, чтобы подкрепить полномочия муниципалитетов финансами. КСП проверяет местные бюджеты четыре года. И в целом, подчеркнул Рягузов, налицо «тенденция повышения качества управления финансами, но типовые нарушения остаются». Денис Евгеньевич напомнил, что сводная аналитическая записка по этим проверкам составляет уже 100 страниц, она на сайте КСП, и если её прочесть и сделать выводы — все нарушения можно исключить. Специалистов в сёлах не хватает, но минфин их активно обучает. И в районах, где созданы контрольно-счётные органы на штатной основе, а поселения передали им свои полномочия по контролю бюджета, порядка больше. Рягузов обратил внимание депутатов и минфина на финансовые проблемы муниципальных образований, ведущие к нарушениям. Например, выделяются субсидии ЖКХ, где себестоимость услуг выше тарифов: это незаконно.
Не впервые в комитете обсуждался вопрос о местных бюджетах, и снова зашла речь об укрупнении муниципалитетов. Об этом министра финансов спросил зампредседателя комитета Валентин Сичкарёв. «Наверное, есть смысл укрупнить органы местного самоуправления в районах. Но как эффективно это сделать?» — высказал свою точку зрения Виталий Голубенко. «Укрупнение возможно там, где нет налогооблагаемой базы, — взял слово зампредседателя комитета Сергей Канунников. — Но можно навести порядок и сейчас. В феврале-марте во всех районах появятся контрольные органы. И районные управления финансов должны помогать поселениям». В Искитимском районе 19 поселений отдали районной счётной комиссии полномочия по контролю бюджетов. Только в Линёво создали свою. Приглашённый на заседание председатель Новосибирского райсовета Владимир Саблин тоже высказался за контрольный орган на штатной основе: районной комиссии полномочия по контролю передали все муниципалитеты, кроме Краснообска. Председатель комитета Виктор Осин попросил Саблина обсудить вопрос о контрольных органах на заседании совета глав территориальных Советов депутатов. И подвёл итог: «Мы опять заговорили о глобальных вопросах, об укрупнении, а ведь в актах КСП указаны элементарные вещи! Замечания просто устранить, я убеждён. Ревизионный орган можно создать в районе за месяц и передать ему полномочия всех поселений. Если норматив затрат не работает, давайте изменим. А экономически необоснованный тариф в ЖКХ никто сегодня не утвердит…»
Анализируя распределение областных дотаций между поселениями, Денис Рягузов подчеркнул, что во всех 30 районах методики расчёта их не соответствуют закону. В ряде районов (Татарский, Усть-Таркский и другие) эти деньги сделали «мечеными», целевыми субсидиями, что недопустимо. В Баганском, Венгеровском, Северном и Новосибирском районах методики утверждают администрации районов, а не райсоветы, как положено. Кто-то вообще обходится без всяких методик, и в основном везде больше денег получают райцентры. О субъективизме при расчёте дотаций, отсутствии стимулов для сельсоветов повышать доходы и оптимизировать расходы, говорил и Сергей Канунников. Он предложил Виталию Голубенко обобщить опыт «хороших районов, Болотнинского, например» и провести совещание с начальниками райфинуправлений.Виталий Голубенко заверил депутатов, что минфин будет следить за методикой и контролировать использование дотаций. А главное, справедливо заметил министр, местная власть должна не на дотации рассчитывать, а инициировать замену их повышенными в нашей области отчислениями от НДФЛ.
№3(1178) от 20.01.2012
Зоя ЛАВРОВА
Фото Валерия ПАНОВА
Газета Ведомости Законодательного Собрания Новосибирской области: "Играть по правилам"

В прошлом году заксобрание приняло новый закон о бюджетном процессе в области и закон о единых нормативах отчислений НДФЛ в бюджеты муниципальных образований — они для всех увеличены на 10 процентов: городские округа получили право на 40 процентов НДФЛ, районы — на 30, поселения — на 20. И вот на январскую сессию, напомнил министр финансов и налоговой политики области Виталий Голубенко, подготовлены три законопроекта, «завершающие нашу совместную работу по совершенствованию законодательства о регулировании бюджетного процесса и межбюджетных отношений». Первый упраздняет ряд бюджетных законов, второй вносит изменения в закон о распределении в районах дотаций между поселениями, третий регулирует отдельные вопросы межбюджетных отношений. За все три законопроекта депутаты проголосовали единогласно.Подробно обсуждались два доклада зампредседателя Контрольно-счётной палаты области Дениса Рягузова. Он рассказал о результатах проверок КСП исполнения за 2010 год бюджетов высокодотационных муниципальных образований Карасукского, Краснозёрского, Новосибирского, Маслянинского, Болотнинского и Чановского районов. А также о распределении на местах в 2010—2011 годах дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений. Это право районная власть, доказавшая, что ей виднее, как поделить областную помощь, получила два года назад.
В области — 490 муниципалитетов, 455 — в сёлах. В нашем регионе в числе первых в стране приблизили власть к людям, много делают для того, чтобы подкрепить полномочия муниципалитетов финансами. КСП проверяет местные бюджеты четыре года. И в целом, подчеркнул Рягузов, налицо «тенденция повышения качества управления финансами, но типовые нарушения остаются». Денис Евгеньевич напомнил, что сводная аналитическая записка по этим проверкам составляет уже 100 страниц, она на сайте КСП, и если её прочесть и сделать выводы — все нарушения можно исключить. Специалистов в сёлах не хватает, но минфин их активно обучает. И в районах, где созданы контрольно-счётные органы на штатной основе, а поселения передали им свои полномочия по контролю бюджета, порядка больше. Рягузов обратил внимание депутатов и минфина на финансовые проблемы муниципальных образований, ведущие к нарушениям. Например, выделяются субсидии ЖКХ, где себестоимость услуг выше тарифов: это незаконно.
Не впервые в комитете обсуждался вопрос о местных бюджетах, и снова зашла речь об укрупнении муниципалитетов. Об этом министра финансов спросил зампредседателя комитета Валентин Сичкарёв. «Наверное, есть смысл укрупнить органы местного самоуправления в районах. Но как эффективно это сделать?» — высказал свою точку зрения Виталий Голубенко. «Укрупнение возможно там, где нет налогооблагаемой базы, — взял слово зампредседателя комитета Сергей Канунников. — Но можно навести порядок и сейчас. В феврале-марте во всех районах появятся контрольные органы. И районные управления финансов должны помогать поселениям». В Искитимском районе 19 поселений отдали районной счётной комиссии полномочия по контролю бюджетов. Только в Линёво создали свою. Приглашённый на заседание председатель Новосибирского райсовета Владимир Саблин тоже высказался за контрольный орган на штатной основе: районной комиссии полномочия по контролю передали все муниципалитеты, кроме Краснообска. Председатель комитета Виктор Осин попросил Саблина обсудить вопрос о контрольных органах на заседании совета глав территориальных Советов депутатов. И подвёл итог: «Мы опять заговорили о глобальных вопросах, об укрупнении, а ведь в актах КСП указаны элементарные вещи! Замечания просто устранить, я убеждён. Ревизионный орган можно создать в районе за месяц и передать ему полномочия всех поселений. Если норматив затрат не работает, давайте изменим. А экономически необоснованный тариф в ЖКХ никто сегодня не утвердит…»
Анализируя распределение областных дотаций между поселениями, Денис Рягузов подчеркнул, что во всех 30 районах методики расчёта их не соответствуют закону. В ряде районов (Татарский, Усть-Таркский и другие) эти деньги сделали «мечеными», целевыми субсидиями, что недопустимо. В Баганском, Венгеровском, Северном и Новосибирском районах методики утверждают администрации районов, а не райсоветы, как положено. Кто-то вообще обходится без всяких методик, и в основном везде больше денег получают райцентры. О субъективизме при расчёте дотаций, отсутствии стимулов для сельсоветов повышать доходы и оптимизировать расходы, говорил и Сергей Канунников. Он предложил Виталию Голубенко обобщить опыт «хороших районов, Болотнинского, например» и провести совещание с начальниками райфинуправлений.Виталий Голубенко заверил депутатов, что минфин будет следить за методикой и контролировать использование дотаций. А главное, справедливо заметил министр, местная власть должна не на дотации рассчитывать, а инициировать замену их повышенными в нашей области отчислениями от НДФЛ.
№3(1178) от 20.01.2012
Зоя ЛАВРОВА
Фото Валерия ПАНОВА