10 Февраля 2012
Отчёты по результатам трёх проверок, проведённых Контрольно-счётной палатой НСО, заслушали депутаты комитета на своём последнем заседании. Молодёжной политике «досталось» от аудиторов за то, что молодые люди получают не все формы поддержки, предусмотренные законодательством. К культуре, а именно, к эффективному использованию бюджетных средств, выделенных театрам и концертным организациям, замечаний не было.Больше всего нареканий вызвала целевая подготовка специалистов в вузах по контрактам. КСП проверяла, насколько эффективно тратятся средства областного бюджета на целевую контрактную подготовку (ЦКП) специалистов в вузах. Аудитор Елена Саблина рассказала, что средства бюджета направляются в 18 вузов Новосибирска. Абитуриент заключает контракт с администрацией области, работодателем и вузом. Однако порядок предоставления такой государственной поддержки у нас не разработан, а форма бюджетных ассигнований однозначно не определена. С одной стороны, средства поступают в вузы, с другой — идёт софинансирование расходов физических лиц на обучение и выплату им стипендий. В своём отчёте КСП предлагает министерству образования области более конкретно определить социально-экономические приоритеты при организации ЦКП. Какие? Поддержка малообеспеченных граждан, сферы образования либо решение кадровой политики НСО через госзаказ на подготовку определённого числа специалистов по нужным профессиям. После определения приоритетов необходимо установить форму бюджетных ассигнований на подготовку специалистов, а также субъектов такой поддержки, порядок, условия и формы её получения.
За пять лет из бюджета на целевую контрактную подготовку было выделено 417 миллионов рублей. Размер компенсаций из бюджета составил от 74 до 85 процентов от стоимости обучения. Среднегодовое количество студентов по ЦКП около 910 человек. Среди выявленных недостатков Елена Саблина упомянула следующие. Министерство образования не ведёт учёт лиц, обучающихся в рамках ЦКП, и объёмов расходов на каждого студента, не производит сверку расчётов с вузами. Формы предоставления вузами информации для начисления оплаты за обучение и стипендий никак не регламентированы. Не установлены порядок начисления студентам, нуждающимся в материальной поддержке, социальной стипендии, а также требования к документам, подтверждающим право на эту стипендию. Не ведётся учёт данных о трудоустройстве выпускников, о нарушениях выполнения условий контрактов и о сумме средств, подлежащих возврату в областной бюджет. Планомерная работа по мониторингу трудоустройства выпускников и принятию мер к взысканию бюджетных средств ведёт только минсельхоз области. Минздрав представил на эту тему неполную информацию.
Так, уровень трудоустройства «контрактных» выпускников НГАУ с 2005 по 2011 годы составил 68 процентов. За этот же период установлено 59 случаев нарушений выпускниками условий контрактов, к возмещению в бюджет начислено более 15 миллионов, возмещено пока всего 3,5 миллиона. В 2011 году 10 выпускников других вузов, нарушивших контракты, добровольно вернули 787 тысяч рублей. В действующей целевой программе «Развитие инновационной системы и кадрового потенциала НСО на 2011—2013 годы» запланировано направить на ЦКП более 200 миллионов рублей. При этом целевой показатель установлен в простом количественном выражении — обучить за три года за счёт бюджета 2130 человек, а вот качественные индикаторы, позволяющие оценить влияние этих расходов на удовлетворение потребностей экономики региона, не определены.
Министр Владимир Никонов заверил депутатов: «Мы систематизируем свою работу по ЦКП. Во-первых, мы недостаточно используем федеральные квоты в интересах экономики области. Сейчас готовим положение о порядке организации целевого приёма за счёт средств федерального бюджета. Второй момент: мы приняли решение о совершенствовании ЦКП и сосредоточили ресурсы на финансировании подготовки на второй стадии обучения в вузе — то есть на магистерской подготовке. Здесь мы задействуем НГУ и НГТУ. Это значит, что часть ресурсов станет использоваться более эффективно, так как мы выбираем студентов, уже зарекомендовавших себя, и ориентируем их на высокотехнологичные отрасли. Что касается первокурсников, то и здесь мы упорядочим предоставление такой поддержки. Она сосредоточится на двух направлениях: поддержка талантливых ребят из села и социально незащищённых ребят».
Комитет принял отчёт КСП к сведению и рекомендовал министерству образования устранить все нарушения и замечания.
№6(1181) от 10.02.2012
Елена КВАСНИКОВА
Фото Виталия МИХАЙЛОВА
Газета "Ведомости Законодательного Собрания Новосибирской области": Сначала приоритеты - потом контракты.
Отчёты по результатам трёх проверок, проведённых Контрольно-счётной палатой НСО, заслушали депутаты комитета на своём последнем заседании. Молодёжной политике «досталось» от аудиторов за то, что молодые люди получают не все формы поддержки, предусмотренные законодательством. К культуре, а именно, к эффективному использованию бюджетных средств, выделенных театрам и концертным организациям, замечаний не было.Больше всего нареканий вызвала целевая подготовка специалистов в вузах по контрактам. КСП проверяла, насколько эффективно тратятся средства областного бюджета на целевую контрактную подготовку (ЦКП) специалистов в вузах. Аудитор Елена Саблина рассказала, что средства бюджета направляются в 18 вузов Новосибирска. Абитуриент заключает контракт с администрацией области, работодателем и вузом. Однако порядок предоставления такой государственной поддержки у нас не разработан, а форма бюджетных ассигнований однозначно не определена. С одной стороны, средства поступают в вузы, с другой — идёт софинансирование расходов физических лиц на обучение и выплату им стипендий. В своём отчёте КСП предлагает министерству образования области более конкретно определить социально-экономические приоритеты при организации ЦКП. Какие? Поддержка малообеспеченных граждан, сферы образования либо решение кадровой политики НСО через госзаказ на подготовку определённого числа специалистов по нужным профессиям. После определения приоритетов необходимо установить форму бюджетных ассигнований на подготовку специалистов, а также субъектов такой поддержки, порядок, условия и формы её получения.
За пять лет из бюджета на целевую контрактную подготовку было выделено 417 миллионов рублей. Размер компенсаций из бюджета составил от 74 до 85 процентов от стоимости обучения. Среднегодовое количество студентов по ЦКП около 910 человек. Среди выявленных недостатков Елена Саблина упомянула следующие. Министерство образования не ведёт учёт лиц, обучающихся в рамках ЦКП, и объёмов расходов на каждого студента, не производит сверку расчётов с вузами. Формы предоставления вузами информации для начисления оплаты за обучение и стипендий никак не регламентированы. Не установлены порядок начисления студентам, нуждающимся в материальной поддержке, социальной стипендии, а также требования к документам, подтверждающим право на эту стипендию. Не ведётся учёт данных о трудоустройстве выпускников, о нарушениях выполнения условий контрактов и о сумме средств, подлежащих возврату в областной бюджет. Планомерная работа по мониторингу трудоустройства выпускников и принятию мер к взысканию бюджетных средств ведёт только минсельхоз области. Минздрав представил на эту тему неполную информацию.
Так, уровень трудоустройства «контрактных» выпускников НГАУ с 2005 по 2011 годы составил 68 процентов. За этот же период установлено 59 случаев нарушений выпускниками условий контрактов, к возмещению в бюджет начислено более 15 миллионов, возмещено пока всего 3,5 миллиона. В 2011 году 10 выпускников других вузов, нарушивших контракты, добровольно вернули 787 тысяч рублей. В действующей целевой программе «Развитие инновационной системы и кадрового потенциала НСО на 2011—2013 годы» запланировано направить на ЦКП более 200 миллионов рублей. При этом целевой показатель установлен в простом количественном выражении — обучить за три года за счёт бюджета 2130 человек, а вот качественные индикаторы, позволяющие оценить влияние этих расходов на удовлетворение потребностей экономики региона, не определены.
Министр Владимир Никонов заверил депутатов: «Мы систематизируем свою работу по ЦКП. Во-первых, мы недостаточно используем федеральные квоты в интересах экономики области. Сейчас готовим положение о порядке организации целевого приёма за счёт средств федерального бюджета. Второй момент: мы приняли решение о совершенствовании ЦКП и сосредоточили ресурсы на финансировании подготовки на второй стадии обучения в вузе — то есть на магистерской подготовке. Здесь мы задействуем НГУ и НГТУ. Это значит, что часть ресурсов станет использоваться более эффективно, так как мы выбираем студентов, уже зарекомендовавших себя, и ориентируем их на высокотехнологичные отрасли. Что касается первокурсников, то и здесь мы упорядочим предоставление такой поддержки. Она сосредоточится на двух направлениях: поддержка талантливых ребят из села и социально незащищённых ребят».
Комитет принял отчёт КСП к сведению и рекомендовал министерству образования устранить все нарушения и замечания.
№6(1181) от 10.02.2012
Елена КВАСНИКОВА
Фото Виталия МИХАЙЛОВА