28 Сентября 2013
Акт КСП об использовании средств областного бюджета на мелиорацию сельхозземель в 2012 году и за первое полугодие 2013-го рассматривался на заседании аграрного комитета заксобрания. Как отметила аудитор Елена Саблина, в 2012 году господдержка мелиорации составила 134 млн рублей, как и планировалось. Средства шли на мелиоративные и культуро-технические работы —38,8 млн рублей, из которых 29 млн выделено пяти организациям Карасукского района. Всего помогли 19 организациям. Также компенсировались затраты на приобретение минеральных удобрений в сумме 86 млн рублей для 346 хозяйств. Из федерального бюджета выделено на удобрения в рамках ФЦП «Плодородие» 64 млн рублей. На 1 июля 2013 года указанные расходы не производились.
Проверка выявила системные нарушения. Средства на мелиоративные работы выделяются на основании перечня строек и затрат, подтверждаемых минсельхозом. При этом не установлены нормативно-правовым актом категории и критерии отбора получателей субсидий для включения в указанный перечень, что не соответствует Бюджетному кодексу. Не установлена и процедура отбора организаций и подачи документов для включения в перечень. На 2013 год расходы запланированы в размере 27 млн рублей, однако перечень минсельхозом до сих пор не утверждён. Не определение сроков и оснований по включению хозяйств в перечень получателей субсидий является коррупциогенным фактором. Стоимость мелиоративных работ достаточно высока. Проекты реализуются не один год, это по сути инвестпроекты, но господдержка утверждается в перечне только на год. Отсутствие гарантий на весь период строительства мелиоративных систем может привести к безрезультативному использованию как средств бюджета, так и самих хозяйств. Например, ЗАО «Шилово-Курьинское» получило из бюджета 1 млн рублей на разработку проекта стоимостью 30 млн. Без дальнейшей помощи хозяйство такую сумму не осилит, но кому минсельхоз поможет в 2013 году, неизвестно. КСП предлагает разработать целевую программу развития мелиорации, с открытым отбором инвестпроектов, установлением условий их реализации.
В 2012 году, в нарушение Бюджетного кодекса и постановления правительства области, при недостаточном контроле со стороны администрации Карасукского района и минсельхоза хозяйства представили недостоверные данные о выполненных работах. Побывав в четырёх сельхозпредприятиях, аудиторы КСП установили, что на момент получения субсидий работы были выполнены либо в меньшем объёме, либо вообще не выполнялись. В результате из 29 млн 22 получены неправомерно. При этом если в «Шилово-Курьинском» и «Студёновском» средства находились на расчётных счетах, то в «Дзержинском» и «Благодатском» бюджетные деньги использованы не по целевому назначению. После проверки КСП средства были восстановлены на счетах, направлены на расчёты с подрядными организациями либо возвращены в бюджет. В ходе контрольного обмера и проверки затрат, представленных подрядчиками, установлено, что объём невыполненных, но оплаченных из бюджета работ составил около 6 млн рублей.
Ещё один системный недостаток выявлен при выделении субсидий на культуро-технические работы. Постановлением правительства установлено, что господдержка оказывается в размере 50 процентов от затрат. Минсельхоз при расчёте субсидий фактические затраты корректирует на расчётный индекс. Данная методика расчёта размера субсидий не закреплена ни одним нормативно-правовым актом, в результате произошло занижение субсидий 13 хозяйствам. А уровень компенсаций составил от 12 до 40 процентов. Аналогичные недостатки установлены и при предоставлении средств бюджета на компенсацию затрат по минеральным удобрениям. Законом о господдержке сельхозпроизводства размер компенсаций установлен в 20, 40, 60 процентов от затрат в зависимости от района. На деле средняя заявленная потребность в субсидиях удовлетворена на 54 процента, при этом по отчёту минсельхоза потребность на компенсацию затрат по химизации полностью погашена.
В ходе проверки ООО «Сибирская нива» установлено, что при получении субсидий не выполнены условия, прописанные в законе о господдержке сельхозпроизводства: была задолженность по налогам, взносам в страховые фонды и зарплате. Субсидия в 2,8 млн рублей получена неправомерно и подлежит возврату в областной бюджет. Однако минсельхозом не приняты меры к её взысканию. КСП предлагает законом прописать возврат субсидий при предоставлении недостоверных сведений. Этот вопрос палата ставила перед министерством не раз, но воз и ныне там.
Депутаты поддержали предложения КСП по наведению порядка с бюджетом АПК. Замминистра сельского хозяйства Александр Соболевский объяснял нарушения тем, что деньги на мелиорацию шли авансом. С 2014 года его заменят компенсацией, примут целевую программу и пропишут в ней условия конкурсного отбора получателей субсидий, «чтобы исключить некую коррупционность и добиться прозрачности». Авансирование вело и к липовым заявкам: аванс просили, хотя работы не было. «Что касается “Сибирской нивы”, то минсельхоз не несёт ответственность за достоверность справок», — оправдывался замминистра.
Зоя ЛАВРОВА
Елена ГОНЧАРОВА, председатель КСП: «Прокуратура приняла решение провести проверку в минсельхозе по вопросу выполнения министерством функций главного распорядителя бюджетных средств — с привлечением специалистов КСП и Росфиннадзора. Такая проверка пройдёт до конца года.»
№46(1290) от 27.09.2013
Газета "Ведомости Законодательного Собрания Новосибирской области": Прокуроры идут в минсельхоз.
Акт КСП об использовании средств областного бюджета на мелиорацию сельхозземель в 2012 году и за первое полугодие 2013-го рассматривался на заседании аграрного комитета заксобрания. Как отметила аудитор Елена Саблина, в 2012 году господдержка мелиорации составила 134 млн рублей, как и планировалось. Средства шли на мелиоративные и культуро-технические работы —38,8 млн рублей, из которых 29 млн выделено пяти организациям Карасукского района. Всего помогли 19 организациям. Также компенсировались затраты на приобретение минеральных удобрений в сумме 86 млн рублей для 346 хозяйств. Из федерального бюджета выделено на удобрения в рамках ФЦП «Плодородие» 64 млн рублей. На 1 июля 2013 года указанные расходы не производились.
Проверка выявила системные нарушения. Средства на мелиоративные работы выделяются на основании перечня строек и затрат, подтверждаемых минсельхозом. При этом не установлены нормативно-правовым актом категории и критерии отбора получателей субсидий для включения в указанный перечень, что не соответствует Бюджетному кодексу. Не установлена и процедура отбора организаций и подачи документов для включения в перечень. На 2013 год расходы запланированы в размере 27 млн рублей, однако перечень минсельхозом до сих пор не утверждён. Не определение сроков и оснований по включению хозяйств в перечень получателей субсидий является коррупциогенным фактором. Стоимость мелиоративных работ достаточно высока. Проекты реализуются не один год, это по сути инвестпроекты, но господдержка утверждается в перечне только на год. Отсутствие гарантий на весь период строительства мелиоративных систем может привести к безрезультативному использованию как средств бюджета, так и самих хозяйств. Например, ЗАО «Шилово-Курьинское» получило из бюджета 1 млн рублей на разработку проекта стоимостью 30 млн. Без дальнейшей помощи хозяйство такую сумму не осилит, но кому минсельхоз поможет в 2013 году, неизвестно. КСП предлагает разработать целевую программу развития мелиорации, с открытым отбором инвестпроектов, установлением условий их реализации.
В 2012 году, в нарушение Бюджетного кодекса и постановления правительства области, при недостаточном контроле со стороны администрации Карасукского района и минсельхоза хозяйства представили недостоверные данные о выполненных работах. Побывав в четырёх сельхозпредприятиях, аудиторы КСП установили, что на момент получения субсидий работы были выполнены либо в меньшем объёме, либо вообще не выполнялись. В результате из 29 млн 22 получены неправомерно. При этом если в «Шилово-Курьинском» и «Студёновском» средства находились на расчётных счетах, то в «Дзержинском» и «Благодатском» бюджетные деньги использованы не по целевому назначению. После проверки КСП средства были восстановлены на счетах, направлены на расчёты с подрядными организациями либо возвращены в бюджет. В ходе контрольного обмера и проверки затрат, представленных подрядчиками, установлено, что объём невыполненных, но оплаченных из бюджета работ составил около 6 млн рублей.
Ещё один системный недостаток выявлен при выделении субсидий на культуро-технические работы. Постановлением правительства установлено, что господдержка оказывается в размере 50 процентов от затрат. Минсельхоз при расчёте субсидий фактические затраты корректирует на расчётный индекс. Данная методика расчёта размера субсидий не закреплена ни одним нормативно-правовым актом, в результате произошло занижение субсидий 13 хозяйствам. А уровень компенсаций составил от 12 до 40 процентов. Аналогичные недостатки установлены и при предоставлении средств бюджета на компенсацию затрат по минеральным удобрениям. Законом о господдержке сельхозпроизводства размер компенсаций установлен в 20, 40, 60 процентов от затрат в зависимости от района. На деле средняя заявленная потребность в субсидиях удовлетворена на 54 процента, при этом по отчёту минсельхоза потребность на компенсацию затрат по химизации полностью погашена.
В ходе проверки ООО «Сибирская нива» установлено, что при получении субсидий не выполнены условия, прописанные в законе о господдержке сельхозпроизводства: была задолженность по налогам, взносам в страховые фонды и зарплате. Субсидия в 2,8 млн рублей получена неправомерно и подлежит возврату в областной бюджет. Однако минсельхозом не приняты меры к её взысканию. КСП предлагает законом прописать возврат субсидий при предоставлении недостоверных сведений. Этот вопрос палата ставила перед министерством не раз, но воз и ныне там.
Депутаты поддержали предложения КСП по наведению порядка с бюджетом АПК. Замминистра сельского хозяйства Александр Соболевский объяснял нарушения тем, что деньги на мелиорацию шли авансом. С 2014 года его заменят компенсацией, примут целевую программу и пропишут в ней условия конкурсного отбора получателей субсидий, «чтобы исключить некую коррупционность и добиться прозрачности». Авансирование вело и к липовым заявкам: аванс просили, хотя работы не было. «Что касается “Сибирской нивы”, то минсельхоз не несёт ответственность за достоверность справок», — оправдывался замминистра.
Зоя ЛАВРОВА

№46(1290) от 27.09.2013