25 Января 2014
Газета "Ведомости Законодательного Собрания Новосибирской области": Следующая станция...

Последние несколько лет строительство Новосибирского метрополитена идёт медленнее, чем хотелось бы. Запуск 13-й станции — «Золотая нива» состоялся три года назад. С тех пор достраивали только входы в неё, а также запущенную ранее станцию «Берёзовая роща». Движение метропоездов на перегоне между станциями «Бёрезовая роща» и «Золотая нива» до сегодняшнего дня осуществляется лишь по одному тоннелю. При этом, как показала проверка Контрольно-счётной палаты НСО, заказ на строительство левого перегонного тоннеля по состоянию на 15 декабря 2013 года ещё даже не был размещён.
Конечно, в реализации столько масштабного проекта как метрополитен решающее значение имеет достаточное финансирование проектных и строительно-монтажных работ. Так, одним из целевых индикаторов ведомственной целевой программы, утверждённой областным министерством транспорта и дорожного хозяйства на 2011—2013 годы, являлось увеличение к концу минувшего года протяжённости Новосибирского метрополитена на 1,54 км пути. При этом расходы на достижение этой цели в течение трёх лет согласно программе должны были составить в общей сумме 348,6 млн рублей. Этого явно недостаточно, так как только стоимость проходки левого перегонного тоннеля от станции «Золотая нива» до станции «Берёзовая роща» составляет 680 млн рублей.
По отчёту КСП, представленному на заседании комитета заксобрания по транспорту, о результатах проверки законности и результативности использования средств областного бюджета, направленных на строительство метрополитена в 2011—2012 годах, на его объекты в этот период было направлено 228 млн рублей, или 100 процентов от плана. В то же время из бюджета города Новосибирска на метро было выделено 533 млн рублей, но из них только 86 млн пошло на оплату строительно-монтажных работ, практически все остальные — на погашение кредиторской задолженности.
У руководства региона твёрдое намерение продолжать строительство метро. Но результат во многом зависит от позиции федерального центра в вопросе софинансирования: без его поддержки возведение подобных объектов — непосильная задача. В основных направлениях бюджетной и налоговой политики Новосибирской области на 2011 год и плановый период 2012—2013 годов, утверждённых распоряжением регионального правительства от 23 июня 2010 года, прямо предусматривалось «продолжить взаимодействие с федеральными органами государственной власти для софинансирования расходов по дальнейшему развитию Новосибирского метрополитена». Однако средства федерального бюджета на его развитие не планировались и в областную казну не направлялись. Скажем больше, федеральные инвестиции на продолжение строительства метро в столице Сибири, к сожалению, последний раз поступали лишь в 2009 году.
В чём же причина такого «равнодушия» федерального бюджета к сооружению Новосибирской подземки в минувшие годы? Председатель комитета заксобрания по транспортной, промышленной и информационной политике Сергей Титков уверен, что должны быть и программа, согласованная с субъектом Федерации и с мэрией, и рачительное расходование средств на строительство метрополитена.
— На деньги города в размере 533 миллионов рублей, о которых упоминалось, специалисты Бамтоннельстроя сделали бы проходку тоннелей до «Золотой нивы» и обратно, — уверен депутат. — К сожалению, большая часть средств, 446 миллиона, была пущена на погашение кредиторской задолженности. Но это никакого отношения к строительным работам не имеет! И после этого мы хотим новые тоннели и станции?!
По словам аудитора КСП Валерия Алёхина, действительно, в прежние годы планирование и направление бюджетных инвестиций на строительство метрополитена осуществлялось министерством транспорта и мэрией города Новосибирска при отсутствии единого плана развития метрополитена, без учёта сформированного и согласованного с мэрией перечня объектов, подлежащих строительству.
Впрочем, ситуация скоро должна измениться. Как сообщил министр транспорта и дорожного хозяйства области Сергей Титов, сейчас в его ведомстве разрабатывается соответствующая подпрограмма программы по обеспечению доступности услуг общественного пассажирского транспорта для населения области в 2014—2021 годах. Её финансовые параметры согласованы с мэрией Новосибирска. Документ уже получил одобрение в минэкономразвития и сейчас находится на рассмотрении в минфине, а в начале февраля будет принят. При этом регион не будет делать основную ставку на помощь федерального центра: запланированные мероприятия по развитию метрополитена будут осуществляться с привлечением средств в рамках государственно-частного партнёрства. Кстати, минэкономразвития уже подготовило документацию для проведения инвестиционного конкурса. В свою очередь, область и город для создания комфортных условий для захода инвесторов на объекты возьмут на себя на паритетных началах финансирование инженерной подготовки выделенных под сооружение метро территорий.
Владимир МАКЕЕНКО
Фото Виталия МИХАЙЛОВА
По Генеральной схеме развития метрополитена новосибирская «подземка» состоит из пяти линий (Ленинской, Дзержинской, Кировской, Первомайской, Октябрьской) общей протяжённостью 91,4 км и 53 станций.
№4(1315) от 24.01.2014
Конечно, в реализации столько масштабного проекта как метрополитен решающее значение имеет достаточное финансирование проектных и строительно-монтажных работ. Так, одним из целевых индикаторов ведомственной целевой программы, утверждённой областным министерством транспорта и дорожного хозяйства на 2011—2013 годы, являлось увеличение к концу минувшего года протяжённости Новосибирского метрополитена на 1,54 км пути. При этом расходы на достижение этой цели в течение трёх лет согласно программе должны были составить в общей сумме 348,6 млн рублей. Этого явно недостаточно, так как только стоимость проходки левого перегонного тоннеля от станции «Золотая нива» до станции «Берёзовая роща» составляет 680 млн рублей.
По отчёту КСП, представленному на заседании комитета заксобрания по транспорту, о результатах проверки законности и результативности использования средств областного бюджета, направленных на строительство метрополитена в 2011—2012 годах, на его объекты в этот период было направлено 228 млн рублей, или 100 процентов от плана. В то же время из бюджета города Новосибирска на метро было выделено 533 млн рублей, но из них только 86 млн пошло на оплату строительно-монтажных работ, практически все остальные — на погашение кредиторской задолженности.
У руководства региона твёрдое намерение продолжать строительство метро. Но результат во многом зависит от позиции федерального центра в вопросе софинансирования: без его поддержки возведение подобных объектов — непосильная задача. В основных направлениях бюджетной и налоговой политики Новосибирской области на 2011 год и плановый период 2012—2013 годов, утверждённых распоряжением регионального правительства от 23 июня 2010 года, прямо предусматривалось «продолжить взаимодействие с федеральными органами государственной власти для софинансирования расходов по дальнейшему развитию Новосибирского метрополитена». Однако средства федерального бюджета на его развитие не планировались и в областную казну не направлялись. Скажем больше, федеральные инвестиции на продолжение строительства метро в столице Сибири, к сожалению, последний раз поступали лишь в 2009 году.
В чём же причина такого «равнодушия» федерального бюджета к сооружению Новосибирской подземки в минувшие годы? Председатель комитета заксобрания по транспортной, промышленной и информационной политике Сергей Титков уверен, что должны быть и программа, согласованная с субъектом Федерации и с мэрией, и рачительное расходование средств на строительство метрополитена.
— На деньги города в размере 533 миллионов рублей, о которых упоминалось, специалисты Бамтоннельстроя сделали бы проходку тоннелей до «Золотой нивы» и обратно, — уверен депутат. — К сожалению, большая часть средств, 446 миллиона, была пущена на погашение кредиторской задолженности. Но это никакого отношения к строительным работам не имеет! И после этого мы хотим новые тоннели и станции?!
По словам аудитора КСП Валерия Алёхина, действительно, в прежние годы планирование и направление бюджетных инвестиций на строительство метрополитена осуществлялось министерством транспорта и мэрией города Новосибирска при отсутствии единого плана развития метрополитена, без учёта сформированного и согласованного с мэрией перечня объектов, подлежащих строительству.
Впрочем, ситуация скоро должна измениться. Как сообщил министр транспорта и дорожного хозяйства области Сергей Титов, сейчас в его ведомстве разрабатывается соответствующая подпрограмма программы по обеспечению доступности услуг общественного пассажирского транспорта для населения области в 2014—2021 годах. Её финансовые параметры согласованы с мэрией Новосибирска. Документ уже получил одобрение в минэкономразвития и сейчас находится на рассмотрении в минфине, а в начале февраля будет принят. При этом регион не будет делать основную ставку на помощь федерального центра: запланированные мероприятия по развитию метрополитена будут осуществляться с привлечением средств в рамках государственно-частного партнёрства. Кстати, минэкономразвития уже подготовило документацию для проведения инвестиционного конкурса. В свою очередь, область и город для создания комфортных условий для захода инвесторов на объекты возьмут на себя на паритетных началах финансирование инженерной подготовки выделенных под сооружение метро территорий.
Владимир МАКЕЕНКО
Фото Виталия МИХАЙЛОВА
По Генеральной схеме развития метрополитена новосибирская «подземка» состоит из пяти линий (Ленинской, Дзержинской, Кировской, Первомайской, Октябрьской) общей протяжённостью 91,4 км и 53 станций.
№4(1315) от 24.01.2014