14 Февраля 2014
Газета "Ведомости Законодательного Собрания Новосибирской области": Обед под контролем.

Такое предложение озвучил начальник управления социального питания Новосибирской области Сергей Лош на минувшем заседании комитета заксобрания по культуре, образованию, науке, спорту и молодёжной политике, на котором обсуждался отчёт Контрольно-счётной палаты по результатам проверки законности и результативности использования средств областного бюджета, направленных на организацию школьного питания в области. Необходимость в этом демонстрирует недавний случай, который произошёл в школе № 211. Напомним, что в начале февраля несколько школьников из этого общеобразовательного учреждения почувствовали симптомы пищевого отравления, а специалисты новосибирского Управления Роспотребнадзора выявили в пробах пищи школьной столовой золотистый стафилококк.
Контроль за качеством организации питания детей в общеобразовательных учреждениях возложен на отделы образований районных администраций и руководителей школ. Кроме того, управление образования мэрии также осуществляет проверки в учреждениях, в том числе и на основании обращений граждан. По словам аудитора КСП Натальи Толмачёвой, в 2012 году было проведено восемь таких проверок, пять из которых — по фактам обращений родителей. По данным Роспотребнадзора, в 2012 и 2013 годах основными нарушениями в организации школьного питания являлись: нарушение условий хранения продуктов, приём продуктов без сопроводительных документов, нарушение правил мытья посуды, отсутствие сезонного меню, согласованного с Роспотребнадзором, неправильное хранение суточных проб, а также заниженная калорийность рациона.
Как отметила Наталья Толмачёва, в 2012 году на территории области действовало 1 062 образовательных учреждения, из которых 86 процентов имели собственные пищеблоки. Пять процентов школ были без пищеблоков, но располагали помещениями для организации приёма пищи. Из общего количества обучающихся 85,7 процента были обеспечены горячим питанием.
Фактический объём финансового обеспечения мероприятий по организации школьного питания в 2012 году составил 398 миллионов рублей, за девять месяцев 2013 года — 292 миллиона рублей (или 67 процентов от годового назначения). Средства были направлены на решение задач по развитию системы централизованного производства и организации системы горячего питания школьников, модернизацию материально-технической базы пунктов питания в образовательных учреждениях, повышение квалификации специалистов, занятых в этой сфере, формирование культуры здорового питания. Решение этих данных задач велось через 12 мероприятий, в основном в рамках ДЦП «Совершенствование организации школьного питания в Новосибирской области».
В ходе проверки реализации ДЦП найден ряд нарушений. В частности, установлено неэффективное использование бюджетных средств на сумму 467 тысяч рублей. В пяти учреждениях из-за отсутствия технической возможности поставленное оборудование не эксплуатировалось на момент проведения проверки. Как прокомментировал этот момент заместитель министра образования, науки и инновационной политики Александр Флек, проблема была связана со следующим: «Поставщик условия государственного контракта выполнил, но, как оказалось, не все учреждения, заявленные администрациями районов, могут это оборудование принять по техническим требованиям. Так, по некоторым школам произошёл отказ от приёмки. Мы вынуждены были быстро заняться перераспределением этого оборудования по другим школам».
Комиссия КСП выборочно провела проверки организации питания школьников. К примеру, в Куйбышевском районе горячим питанием обеспечены все образовательные учреждения, оно осуществляется в школьных столовых. В 2012 году школьные пищеблоки работали на сырье, с марта 2013 года в 10 пищеблоках работают в том числе и на полуфабрикатах, производимых цехом, созданном в районе.
В Новосибирске действуют два комбината питания — Калининского района, который обслуживает 63 учреждения, и Ленинского района, обслуживающий 14 учреждений. В городе организована работа трёх базовых столовых, обслуживающих девять образовательных учреждений. Кроме того, в девяти учреждениях горячее питание школьников осуществляется предприятиями общественного питания. С 1 января 2014 года полномочиями главного распорядителя бюджетных средств по обеспечению организации школьного питания наделено управление социального питания Новосибирской области.
По итогам проведения проверки КСП предложило областному правительству внести изменение в порядок организации льготного питания и условия предоставления и расходования субсидий. «Основное замечание из прозвучавших — необходимость привести законодательную базу в соответствие с действующим федеральным законодательством, — резюмировал Александр Флек. — В настоящее время мы получили письмо комитета по культуре с предложением внести эти изменения в прошедший первое чтение закон о наделении органов местного самоуправления отдельными полномочиями по организации питания, чтобы уйти от субсидий и перейти к субвенциям. Для этого мы сейчас ведём расчёты по полной компенсации расходов по организации питания льготных категорий детей».
Ирина ТИМОФЕЕВА
Фото Виталия МИХАЙЛОВА
№8(1319) от 14.02.2014
Контроль за качеством организации питания детей в общеобразовательных учреждениях возложен на отделы образований районных администраций и руководителей школ. Кроме того, управление образования мэрии также осуществляет проверки в учреждениях, в том числе и на основании обращений граждан. По словам аудитора КСП Натальи Толмачёвой, в 2012 году было проведено восемь таких проверок, пять из которых — по фактам обращений родителей. По данным Роспотребнадзора, в 2012 и 2013 годах основными нарушениями в организации школьного питания являлись: нарушение условий хранения продуктов, приём продуктов без сопроводительных документов, нарушение правил мытья посуды, отсутствие сезонного меню, согласованного с Роспотребнадзором, неправильное хранение суточных проб, а также заниженная калорийность рациона.
Как отметила Наталья Толмачёва, в 2012 году на территории области действовало 1 062 образовательных учреждения, из которых 86 процентов имели собственные пищеблоки. Пять процентов школ были без пищеблоков, но располагали помещениями для организации приёма пищи. Из общего количества обучающихся 85,7 процента были обеспечены горячим питанием.
Фактический объём финансового обеспечения мероприятий по организации школьного питания в 2012 году составил 398 миллионов рублей, за девять месяцев 2013 года — 292 миллиона рублей (или 67 процентов от годового назначения). Средства были направлены на решение задач по развитию системы централизованного производства и организации системы горячего питания школьников, модернизацию материально-технической базы пунктов питания в образовательных учреждениях, повышение квалификации специалистов, занятых в этой сфере, формирование культуры здорового питания. Решение этих данных задач велось через 12 мероприятий, в основном в рамках ДЦП «Совершенствование организации школьного питания в Новосибирской области».
В ходе проверки реализации ДЦП найден ряд нарушений. В частности, установлено неэффективное использование бюджетных средств на сумму 467 тысяч рублей. В пяти учреждениях из-за отсутствия технической возможности поставленное оборудование не эксплуатировалось на момент проведения проверки. Как прокомментировал этот момент заместитель министра образования, науки и инновационной политики Александр Флек, проблема была связана со следующим: «Поставщик условия государственного контракта выполнил, но, как оказалось, не все учреждения, заявленные администрациями районов, могут это оборудование принять по техническим требованиям. Так, по некоторым школам произошёл отказ от приёмки. Мы вынуждены были быстро заняться перераспределением этого оборудования по другим школам».
Комиссия КСП выборочно провела проверки организации питания школьников. К примеру, в Куйбышевском районе горячим питанием обеспечены все образовательные учреждения, оно осуществляется в школьных столовых. В 2012 году школьные пищеблоки работали на сырье, с марта 2013 года в 10 пищеблоках работают в том числе и на полуфабрикатах, производимых цехом, созданном в районе.
В Новосибирске действуют два комбината питания — Калининского района, который обслуживает 63 учреждения, и Ленинского района, обслуживающий 14 учреждений. В городе организована работа трёх базовых столовых, обслуживающих девять образовательных учреждений. Кроме того, в девяти учреждениях горячее питание школьников осуществляется предприятиями общественного питания. С 1 января 2014 года полномочиями главного распорядителя бюджетных средств по обеспечению организации школьного питания наделено управление социального питания Новосибирской области.
По итогам проведения проверки КСП предложило областному правительству внести изменение в порядок организации льготного питания и условия предоставления и расходования субсидий. «Основное замечание из прозвучавших — необходимость привести законодательную базу в соответствие с действующим федеральным законодательством, — резюмировал Александр Флек. — В настоящее время мы получили письмо комитета по культуре с предложением внести эти изменения в прошедший первое чтение закон о наделении органов местного самоуправления отдельными полномочиями по организации питания, чтобы уйти от субсидий и перейти к субвенциям. Для этого мы сейчас ведём расчёты по полной компенсации расходов по организации питания льготных категорий детей».
Ирина ТИМОФЕЕВА
Фото Виталия МИХАЙЛОВА
№8(1319) от 14.02.2014