Заместитель председателя КСП Новосибирской области Павел Подковырин принял участие в работе ежегодной коллегии контрольного управления региона
Заседание ежегодной коллегии контрольного управления Новосибирской области прошло 24 января текущего года в Малом зале заседаний Правительства Новосибирской области.
Среди участников и выступающих: начальник контрольного управления Светлана Леонидовна Шарпф, заместитель председателя Правительства Новосибирской области – министр финансов и налоговой политики Новосибирской области Виталий Юрьевич Голубенко, руководитель УФК по Новосибирской области Андрей Владимирович Гайдук, директор ГКУ Новосибирской области «Управление контрактной системы» Андрей Юрьевич Литвинов, заместитель председателя Контрольно-счетной палаты региона Павел Викторович Подковырин, заместитель руководителя Новосибирского УФАС России Алхан Мохуббат-оглы Заргаров, а также представители надзорных органов, исполнительных органов власти и муниципальных образований Новосибирской области, общественных объединений.
Об основных результатах аудита в сфере закупок, проведенного Контрольно-счетной палатой в 2024 году участникам заседания рассказал заместитель председателя палаты Павел Подковырин.
Он обратил внимание присутствующих на основные нарушения, устанавливаемые в ходе аудита в сфере закупок:
Нарушение сроков исполнения контрактов поставщиками (подрядчиками) остается одной из основных причин значительного неисполнения расходов областного бюджета. Если плановые сроки исполнения контракта приходятся на конец года, даже при незначительном нарушении сроков ассигнования текущего года останутся неиспользованными. При этом, если в следующем году ассигнований на исполнение этого контракта нет, есть риск что после приемки работ будет нарушен срок их оплаты.
На областном уровне реализуется ряд мер по предотвращению таких ситуаций. Постановлением Правительства НСО № 159-п срок начала процедуры закупки ограничен 22 ноября. В проекте закона об областном бюджете планируются ассигнования на оплату контрактов, по которым есть риск неисполнения в текущем году. Предусматриваются дополнительные основания внесения изменений в сводную бюджетную роспись для перераспределения ассигнований на исполнение таких контрактов. В законе об областном бюджете на 2025 год с учетом предложений палаты была предусмотрена возможность использования остатков средств прошлого года для предоставление межбюджетных трансфертов на исполнение муниципальных контрактов.
За нарушение сроков исполнения контрактов предусмотрена ответственность в виде неустойки, включение в реестр недобросовестных поставщиков, административный штраф.
В части неустойки Постановлением Правительства РФ № 783 предусмотрено фактически обязательное списание неустойки в размере до 5% цены контракта. Даже с учетом текущей ключевой ставки это означает, что при просрочке до 70 дней неустойки не будет. (До середины 2023 года) когда ставка была 8,5% неустойки не было бы и при просрочке на полгода. Кроме того, процедура списания неустойки довольно трудоемка для заказчика. В т.ч. документы о списании должны размещаться в ЕИС, не размещение влечет административную ответственность.
Ответственность в форме включения в реестр недобросовестных поставщиков наступает, если контракт так и не исполнен и расторгнут по инициативе заказчика. Решение о включении принимает УФАС.
Для административной ответственности вред, причиненный несвоевременным исполнением контракта должен быть существенным (неисполнение мероприятий и недостижение результатов госпрограмм, нацпроектов и т.п.). В большинстве случаев заказчики не признают вред существенным, даже в случае несвоевременной поставки медицинского оборудования. С учетом этого, число случаев привлечения поставщиков к административной ответственности невелико (по материалам 2023 года прокуратура привлекла 2 поставщика из 33, по материалам 2024 года 19 привлеченных к ответственности лиц по 60 материалам). По предложению Прокуратуры области палатой проведена разъяснительная работа среди главных распорядителей о необходимости объективной оценки существенности вреда.
В конце 2024 года были внесены изменения в КоАП в части составов нарушений в сфере закупок (вступают в силу в марте 2025 года). Неисполнение контракта поставщиком среди составов теперь не будет. Но появляется состав в части неприменения заказчиком мер ответственности к поставщику. Фактически это означает обязательность направления требования об уплате неустойки (хотя сроки направления законодательством не установлены).
Дальнейшие действия по взысканию неустойки скорее относятся к полномочиям администратора доходов бюджета, а не заказчика. Административной ответственности за ненадлежащее исполнение полномочий администратора нет. Но в последние годы администрирование дебиторской задолженности по платежам в бюджет является приоритетным вопросом финансового контроля. В прошлом году палата и Контрольное управление рассматривали этот вопрос с точки зрения работы администраторов с ГИС Государственных и муниципальных платежей. В этой части остается довольно большое число администраторов, особенно на местном уровне, которые не в полном объеме размещают информацию о начислениях в системе. У палаты и Контрольного управления рейтинг полноты размещения составляет 100%.
Палатой продолжают выявляться случаи искусственного «дробления» закупок на несколько контрактов с суммой каждого до 600 тыс.руб. Прежде всего, это закупки строительных и ремонтных работ за счет трансфертов из областного бюджета.
В конце 2024 года в Законе о контрактной системе было предусмотрено, что при осуществлении закупок малого объеме может заключаться несколько контрактов с идентичными или однородными предметами. Но эта норма вступит в силу лишь с 2026 года. Условием предоставления трансфертов из областного бюджета является централизация в ГКУ УКСис закупок с ценой контракта более 1 млн.руб. «Дробление» закупки на несколько контрактов позволяет обойти это требование. В прошлом году палата с Контрольным управлением и Министерством финансов обсуждали вопрос о корректировке условий предоставления межбюджетных трансфертов.
Также необходимо отметить работу, проведенную Контрольным управлением и контрольно-счетными органами для устранения нарушений в нормировании закупок. Еще на начало 2024 года правовые акты о нормировании закупок были приняты не в полном объеме в 331 муниципальном образовании.
В результате проведенной работы по состоянию на 01.10.2024 в 245 муниципальных образованиях приняты и размещены все недостающие муниципальные правовые акты. Всего в результате проведенной работы принято 614 правовых актов о нормировании закупок.