Семинар-совещание руководителей контрольно-счетных органов Сибирского федерального округа состоялся в Новосибирске
В Новосибирске 12 сентября 2024 года прошла работа семинара-совещания отделения Совета контрольно-счетных органов при Счетной палате Российской Федерации в Сибирском федеральном округе в расширенном составе.
В мероприятии приняли участие: Травников Андрей Александрович-Губернатор Новосибирской области; Шимкив Андрей Иванович - председатель Законодательного Собрания Новосибирской области; Карелин Александр Александрович - сенатор Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации; Буймов Николай Анатольевич - главный федеральный инспектор по Новосибирской области; Лисютин Евгений Викторович - заместитель руководителя аппарата Счетной палаты Российской Федерации; сотрудники Счетной палаты Российской Федерации; руководители контрольно-счетных органов 25 субъектов Российской Федерации; руководители органов исполнительной власти Новосибирской области; сотрудники Контрольно-счетной палаты Новосибирской области и муниципальных контрольно-счетных органов Новосибирской области – членов Совета органов государственного и муниципального финансового контроля Новосибирской области.
Работу семинара открыла демонстрация фильма об истории создания, становления и о сегодняшнем дне Контрольно-счетной палаты Новосибирской области, которой в 2024 году исполняется 25 лет.
С приветственным словом к участникам семинара обратились Губернатор Новосибирской области Андрей Травников, председатель Заксобрания региона Андрей Шимкив, сенатор Российской Федерации Александр Карелин и главный федеральный инспектор по Новосибирской области Николай Буймов.
Евгений Лисютин, приветствуя участников мероприятия зачитал поздравительное письмо Председателя Счетной палаты Российской Федерации Бориса Юрьевича Ковальчука коллективу платы, в котором тепло поздравил сотрудников с четверть вековым юбилеем со дня создания.
В ходе совещания прошла церемония награждения наиболее отличившихся сотрудников КСП Новосибирской области. Так, Почетными грамотами Губернатора Новосибирской области были награждены: Гюнтер Наталья Петровна, аудитор палаты; Волошина Лариса Александровна, начальник правовой инспекции и Булгакова Марина Геннадьевна, старший инспектор.
Медалью Законодательного Собрания Новосибирской области награжден заместитель председателя палаты Павел Викторович Подковырин. Почетная грамота Законодательного Собрания области вручена старшему инспектору Калинкиной Яне Владимировне, а благодарность от депутатов объявлена Чистяковой Ольге Юрьевне, начальнику отдела.
Кроме того, благодарственным письмом полномочного представителя Президента России в Сибирском федеральном округе Анатолия Анатольевича Серышева отмечены успехи коллектива КСП Новосибирской области в сфере внешнего государственного финансового контроля, большой вклад в устойчивое социально-экономическое развитие области.
Бычков Александр Александрович, заместитель начальника инспекции по контролю за ходом развития приоритетных геостратегических территорий Российской Федерации Департамента аудита регионального развития и ЖКХ аппарата Счетной палаты Российской Федерации рассказал участникам семинара-совещания о результатах аудита Счетной палатой расходов, направленных на строительство и реконструкцию (модернизацию) объектов коммунальной инфраструктуры, на примере сферы водоснабжения.
Об инвестиционном потенциале Новосибирской области рассказал министр экономического развития Новосибирской области Решетников Лев Николаевич.
Практикой работы по осуществлению внешнего государственного финансового контроля при реализации инфраструктурных проектов с участниками совещания поделились: Махтина Юлия Борисовна - председатель КСП Иркутской области; Селютин Игорь Викторович - председатель КСП Воронежской области и Аристова Светлана Ивановна - председатель КСП Чувашской Республики.
Гончарова Елена Анатольевна, председатель КСП Новосибирской области, выступила с информацией об аудите реализации инфраструктурных и инвестиционных проектов в Новосибирской области.
Заслушав доклады и выступления участники мероприятия обсудили проект резолюции семинара-совещания. В ходе обсуждения с информацией о практике осуществления государственного финансового контроля в строительной сфере на примере города Москвы рассказал Парамонов Александр Викторович, аудитор КСП Москвы.
По итогам работы участники семинара-совещания, представители Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, органов государственной власти Новосибирской области отметили, что инвестиции, в том числе строительство объектов транспортной, коммунальной и социальной инфраструктуры, необходимы для социально-экономического развития страны и ее регионов.
Государство выступает как прямым инвестором, прежде всего, при строительстве социальных объектов, так и создает условия, стимулы для частных инвестиций. Важным инструментом привлечения частных инвестиций к решению государственных задач является государственно-частное партнерство, активно развивающееся в последние годы. В нашей стране особенно важна роль федерального центра, который осуществляет перераспределение средств для уменьшения региональной дифференциации и создает стимулы для увеличения инвестиций в регионах.
Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2024 года № 309 определены национальные цели развития страны и целевые показатели на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года, в том числе предусмотрено увеличение к 2030 году объема инвестиций в основной капитал не менее чем на 60 процентов по сравнению с уровнем 2020 года за счет постоянного улучшения инвестиционного климата. Для достижения национальных целей необходимы строительство, реконструкция и ремонт большого числа объектов транспортной, коммунальной и социальной инфраструктуры в регионах.
С 2021 года стали использоваться такие новые инструменты стимулирования инвестиций регионов как бюджетные кредиты, представляемые из федерального бюджета на реализацию инфраструктурных проектов, и реструктуризация задолженности регионов по бюджетным кредитам с условием направления высвобождаемых средств на создание объектов инфраструктуры для реализации новых инвестиционных проектов.
Критерием отбора инфраструктурных проектов является наличие налоговой отдачи от их реализации, достаточной для погашения задолженности по кредиту. В соответствии с Посланием Президента Российской Федерации программа инфраструктурных бюджетных кредитов будет продолжена. Средства, которые возвращаются в федеральный бюджет, будут направляться на выдачу новых инфраструктурных кредитов. С 2025 года портфель инфраструктурных кредитов регионам планируется наращивать не менее чем на 250 миллиардов рублей ежегодно.
Реструктурированная задолженность регионов по бюджетным кредитам списывается на сумму налоговых поступлений в федеральный бюджет от реализации новых инвестиционных проектов. В Послании Президента Российской Федерации предложено списать две трети задолженности регионов независимо от наличия налоговых поступлений в федеральный бюджет. При этом высвобождаемые средства также должны быть направлены регионами на поддержку инвестиций и объекты инфраструктуры.
Вместе с тем, в последние годы обострилось проблемы и ограничения строительной отрасли, которые приводят к увеличению сроков строительства и удорожанию объектов инфраструктуры. Эти проблемы и ограничения препятствуют своевременной реализации мероприятий национальных проектов, достижению показателей результативности предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, а также получению налоговой отдачи от реализации инфраструктурных и инвестиционных проектов.
Для достижения национальных целей необходимо использование значительного объема собственных средств региональных бюджетов, в том числе не учитываемых в объемах финансирования национальных проектов. Использование механизма государственно-частного партнерства при строительстве объектов инфраструктуры позволяет привлечь частные средства, но при этом возникают значительные бюджетные обязательства по их возврату и обеспечению окупаемости. В текущем году в федеральном законодательстве введены ограничения на объем таких обязательств, возникающих у дотационных регионов с 2025 года.
Реализация инфраструктурных и инвестиционных проектов также приводит к увеличению государственного долга регионов, при этом получение налоговой отдачи от их реализации зависит от результатов деятельности частных инвесторов и не гарантировано.
Участники семинара-совещания предлагают федеральным и региональным органам государственной власти:
1. Предусмотреть в национальном проекте «Устойчивая и динамичная экономика» мероприятия и показатели, отражающие развитие строительной отрасли, ее способность выполнять необходимый для достижения национальных целей объем работ.
2. Предусмотреть в региональном законодательстве ограничения объема бюджетных обязательств по соглашениям о государственно-частном партнерстве и концессионным соглашениям, заключенным не дотационными регионами, а также заключенным до 2025 года.
3. Предусмотреть возможность направления инфраструктурных бюджетных кредитов и средств, высвобождаемых за счет списания бюджетных кредитов, на прямые бюджетные инвестиции в строительство объектов инфраструктуры, необходимых для достижения целей и показателей национальных проектов.
4. Использовать инструменты государственной поддержки частных инвестиций, обеспечивающих возврат государственных вложений независимо от успешности реализации инвестиционного проекта, либо получение дополнительных доходов от проекта с учетом доли участия государства в инвестициях и сроков погашения привлеченных кредитов.
Тексты выступлений участников мероприятия, презентации к выступлениям и итоговые документы семинара-совещания размещены в Библиотеке портала Счетной палаты Российской Федерации и контрольно-счетных органов Российской Федерации.