Павел Подковырин: «Проверкой годового отчета об исполнении областного бюджета недостоверности данных о доходах, расходах и источниках финансирования дефицита, не выявлено
В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 2021 года № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», Законом Новосибирской области от 7 октября 2011 года № 112-03 «О бюджетном процессе в Новосибирской области» и на основании статьи 98 Регламента Законодательного Собрания Новосибирской области 5 июня 2024 года проведены публичные слушания по отчету об исполнении областного бюджета Новосибирской области за 2023 год.
Публичные слушания прошли под председательством Ирины Диденко – заместителя Председателя Законодательного Собрания – депутата комитета Законодательного Собрания Новосибирской области по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности.
Со вступительным словом к участникам слушаний обратились председатель Законодательного Собрания Андрей Шимкив и и.о. Губернатора Новосибирской области Владимир Знатков.
С докладами выступили: Об итогах социально-экономического развития Новосибирской области за 2023 год - Виталий Шовтак, и.о. министра экономического развития Новосибирской области;
По отчету об исполнении областного бюджета Новосибирской области за 2023 год - Виталий Голубенко, заместитель Председателя Правительства Новосибирской области - министр финансов и налоговой политики Новосибирской области;
О Заключении на отчет об исполнении областного бюджета Новосибирской области за 2023 год – Павел Подковырин, и.о. председателя Контрольно- счетной палаты Новосибирской области.
В своем докладе Павел Викторович отметил, что в 2023 году областной бюджет исполнялся в условиях увеличения темпов экономического развития, продолжающейся адаптации производства, внешней торговли и финансовой сферы к санкциям. Меры бюджетной и налоговой политики были направлены на поддержание уровня доходов населения, реализацию приоритетных инвестиционных и инфраструктурных проектов.
По большинству социально-экономических показателей темпы роста были выше, чем предусматривали все варианты прогноза социально-экономического развития области. Так, реальная заработная плата увеличилась на 12,4%, розничная торговля – на 10,6%, платные услуги населению – на 13,5%, ввод в действие жилых домов – на 34,4%. Несмотря на значительный рост показателей доходов и потребительского спроса темпы инфляции замедлились с 13,8% в 2022 году до 4,9%.
Промышленное производство увеличились на 6,3%, обрабатывающие производства – на 8,5%. Вместе с тем, производство сельскохозяйственной продукции уменьшились на 13,7%. Инвестиции в основной капитал, после падения на 9,6% в 2022 году, увеличились лишь на 1,4%.
В 2023 году доходы областного бюджета уменьшились на 0,6 млрд.руб. или 0,2%. Это обусловлено сокращением безвозмездных поступлений более чем на 1/3 (на 24,2 млрд.руб.). Так, трансферты из федерального бюджета на развитие инфраструктуры дорожного хозяйства и финансирование дорожной деятельности уменьшились почти на 11 млрд.руб.
При этом сохранялись достаточно высокие темпы роста налоговых и неналоговых доходов, которые увеличились на 23,6 млрд.руб. или 11,7%. 86% прироста налоговых доходов обеспечили налог на прибыль организаций и налог на доходы физических лиц. Основной прирост прибыли обеспечили финансовые организации, организаций транспорта, промышленности и торговли. При этом в сфере добычи полезных ископаемых произошло снижение поступлений (на 7,9 млрд.руб. или 67,4%).
Областной бюджет был утвержден с превышением расходов над доходами, планировался дефицит в объеме 46,4 млрд.руб. Фактические расходы областного бюджета меньше утвержденных ассигнований на 32,6 млрд.руб. С учетом недовыполнения плана по доходам на 5 млрд.руб. это привело к уменьшению дефицита до 18,8 млрд.руб.
Дефицит был профинансирован за счет размещения ценных бумаг и бюджетных кредитов, государственный долг области увеличился на 20,2 млрд.руб. или 42,1%. Заимствования были осуществлены в конце года в условиях увеличения процентных ставок. Ключевая ставка – 16%, ставки по банковским кредитам – 17%, ценные бумаги области размещены с доходностью около 13,6%.
При этом остатки средств областного бюджета на конец года увеличились на 1,6 млрд.руб. и составляют 20,9 млрд.руб. Следует отметить, что Федеральное казначейство размещает свободные остатки бюджетных средств и пропорционально распределяет доходы между федеральным и региональными бюджетами. В 2023 году в областной бюджет поступило 2,9 млрд.руб., а расходы на обслуживание новых заимствований составят около по 2,6 млрд.руб.
Объем неисполненных расходов по сравнению с 2022 годом увеличился с 14,7 до 32,6 млрд.руб. При этом за счет перераспределения средств в сводной бюджетной росписи по отдельным направлениям расходы больше плана на 8,0 млрд.руб. В основном это связано с выделением средств из резервного фонда Правительства НСО в сумме 6,6 млрд.руб. Изменения сводной бюджетной росписи соответствовали бюджетному законодательству.
Значительная часть неисполненных расходов приходится на средства инвестиционного фонда, предусмотренные Министерству экономического развития НСО (4,5 млрд.руб.). Эти средства фактически являются переходящим резервом для выплат по соглашениям о ГЧП.
Остались неиспользованными средства резервного фонда Правительства НСО в объеме 3,8 млрд.руб. При этом в течение года в резервный фонд были перераспределены средства в объеме 3,1 млрд.руб.
Не были использованы средства на капитальные вложения, в т.ч. в объеме 7,1 млрд.руб. по областным объектам и 3,2 млрд.руб. по муниципальным. Причиной увеличения сроков строительства объектов являются не состоявшиеся закупки, необходимость уточнения проектной документации, нарушение сроков выполнения работ проектировщиками и подрядчиками, а также незавершение расчетов по исполненным контрактам.
Расходы областного бюджета исполнялись в рамках 33-х государственных программ, доля которых в общем объеме расходов составляет 92,2%. В непрограммных направлениях расходов были предусмотрены 4 ведомственные целевые программы. В связи с изменением федерального законодательства с 2024 года ведомственных программ уже нет. Но в рамках госпрограмм предусмотрены комплексы мероприятий и ведомственные проекты, которые могут стать заменой ведомственным программам.
Все программы были своевременно (до 1 апреля) приведены в соответствие с первой редакцией закона о бюджете. По итогам года программы в основном приводились в соответствие со сводной бюджетной росписью. Исключение составляет госпрограмма стимулирования инвестиционной деятельности, которая не была приведена в соответствие ни с законом, ни с росписью.
В ходе внешней проверки был выявлен ряд нарушений и недостатков при планировании и исполнении отдельных видов доходов и расходов областного бюджета, многие из которых отмечались и ранее. Предложения палаты по их устранению изложены в отчетах и заключениях палаты и направлены в соответствующие органы исполнительной власти.
В ряде случаев требуется совершенствование правовой базы на федеральном уровне. В частности, целесообразно упростить порядок списания неустоек за нарушение сроков исполнения контрактов. Если неустойка меньше 5% цены контракта, она фактически должна быть списана, но для этого заказчику нужно провести ряд трудоемких процедур. Также целесообразно определить основания для списания в случаях, когда контрактом предусмотрено право заказчика удержать неустойку из суммы оплаты по контракту, а также в случаях, когда нарушены сроки выполнения этапов контракта.
В соответствии с бюджетным законодательством палатой также проведена внешняя проверка бюджетной отчетности главных администраторов средств областного бюджета. Большинство нарушений и недостатков в бюджетном учете и отчетности, устанавливавшихся в прошлые годы, устранено. По сохраняющимся нарушениям и недостаткам, принимаются меры по совершенствованию организации учета и отчетности и их методического обеспечения.
В результате внешней проверки подтверждена достоверность и полнота годового отчета об исполнении областного бюджета, случаев недостоверности данных о доходах, расходах и источниках финансирования дефицита областного бюджета не выявлено.
По итогам рассмотрения приняты рекомендации к Правительству региона по отчету об исполнении областного бюджета Новосибирской области за 2023 год.