КСП Новосибирской области провела проверку использования средств, направленных на объекты питьевого водоснабжения и водоотведения
Контрольно-счетная палата Новосибирской области провела проверку законности и эффективности использования средств областного бюджета, направленных на реализацию подпрограммы «Чистая вода» государственной программы Новосибирской области «Жилищно-коммунальное хозяйство Новосибирской области» в 2022 и 2023 годах.
Объектами мероприятия стали:
- Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области (Министерство ЖКХ);
- Администрация Коченевского района Новосибирской области;
- Администрация Прокудского сельсовета Коченевского района Новосибирской области;
- Администрация Усть-Таркского сельсовета Усть-Таркского района Новосибирской области;
- Администрация Колыванского района Новосибирской области;
- Администрация Верх-Ирменского сельсовета Ордынского района Новосибирской области;
- Администрация Венгеровского сельсовета Венгеровского района Новосибирской области.
Подпрограмма «Чистая вода» направлена на развитие и реконструкцию систем водоснабжения в муниципальных образованиях в форме предоставления субсидий из областного бюджета.
По состоянию на 01.01.2023 на территории области эксплуатируются 2234 подземных и 10 поверхностных водозаборов, 345 станций водоподготовки, 75 водонасосных объектов и 10 574,8 км водопроводных сетей. Из 1544 населенных пунктов 1200 обеспечены централизованной системой водоснабжения.
В результате проверки установлено:
- Общий объем финансирования мероприятий подпрограммы в 2022 году составил 1 684,7 млн руб., в том числе за счет средств федерального бюджета – 918,9 млн руб., областного бюджета - 614,1 млн руб., местных бюджетов - 13,5 млн руб., внебюджетных источников - более 138,2 млн руб. Из данного объема средств на реализацию регионального проекта «Чистая вода» направлено 1 252,2 млн руб. Из 55 запланированных объектов работы в полном объеме выполнены на 38, по 11 объектам работы выполнены частично и являются переходящими на 2023 г, по 3 объектам расторгнуты соглашения со стороны Министерства ЖКХ, по 2 объектам аукционы не состоялись, по 1 объекту контракт расторгнут. Основными причинами выполнения работ не в полном объеме являются низкие темпы строительства, введение санкций, что выразилось в необходимости замены проектного оборудования и не позволило завершить работы в установленные сроки.
На 2023 год финансирование предусмотрено 35 муниципальным образованиям на 92 объекта. Для этого на реализацию мероприятий подпрограммы планировалось направить 5 057,9 млн руб., в том числе за счет средств федерального бюджета - более 835,4 млн руб., областного бюджета - более 3 560,6млн руб., местных бюджетов - 94,8 млн руб., внебюджетных источников – 567,1 млн руб.
- В 2022-2023 годах средства в рамках Регионального проекта «Чистая вода» направлены на реализацию 7 объектов.
По состоянию на 01.10.2023 работы по 3 объектам завершены полностью, строительная готовность по 4 объектам оценивается от 25,0 до 75,4%.
3. В 2022 году достигнуты ключевые целевые индикаторы:
доля населения, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения - 88,1%;
доля городского населения, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения - 95,8%.
- Вместе с тем в ходе проверки установлен ряд нарушений и недостатков в части организации распределения и предоставления субсидий местным бюджетам, процесса закупок, ведения бухгалтерского учета и иных процедур:
не утверждены ранжированные перечни объектов водоснабжения и водоотведения, а также имеются отдельные недостатки по порядку и срокам утверждения ежегодных перечней объектов водоснабжения и водоотведения;
порядки о предоставлении субсидий местным бюджетам не содержат уровень софинансирования, размер софинансирования из местного бюджета не соответствует предельному уровню софинансирования, установленному распоряжением Правительства Новосибирской области на соответствующий период;
в ряде соглашений о предоставлении субсидий имеется требование о софинансировании за счет средств местного бюджета сельского поселения, а также не установлен конкретный срок предоставления субсидии с момента направления заявок и документов о выполнении работ;
по ряду объектов срок заключения муниципальных контрактов превышает 200 календарных дней со дня заключения соглашения о предоставлении субсидии между Министерством ЖКХ и соответствующим муниципальным образованием, что повышает риски несвоевременного выполнения работ и не достижения соответствующих показателей Госпрограммы «Жилищно-коммунальное хозяйство»;
в ряде муниципальных образований сельскими поселениями использованы собственные средства бюджета для осуществления переданных им полномочий по организации водоснабжения при отсутствии соответствующих решений представительных органов, а также не обеспечено софинансирование районного бюджета в рамках выполнения соглашения с Министерством ЖКХ;
в рамках отдельных соглашений между муниципальным районом и поселением предусмотрено предоставление межбюджетных трансфертов в рамках ранее переданных полномочий на строительство станций водоподготовки без обеспечения финансирования в полном объеме;
установлено неоднократное заключение соглашений на предоставление субсидий для разработки одной и той же проектно-сметной документации, что привело к ежегодному планированию бюджетных ассигнований на нереализованный до настоящего времени муниципальный контракт.
отдельными заказчиками не применены индексы при расчете начальной максимальной цены контракта, не направлены подрядчику требования об уплате пени за просрочку исполнения подрядчиком муниципального контракта, об устранении допущенных по вине подрядчиков недостатков, выявленных после приемки работ;
установлено нарушение сроков исполнения контрактов, оплаты принятых работ;
установлен случай изменения в контракте требований к гарантийному сроку с 10 на 5 лет в период его исполнения;
при ведении бухгалтерского учета не учтены затраты на проектные и изыскательские работы, проведение экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, вложения в объект и зачет предварительной оплаты по контракту отражены при отсутствии выполненных работ;
не осуществлен производственный контроль качества питьевой воды, не разработана и не согласована с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор программа производственного контроля качества питьевой воды;
на построенном водопроводе не достигнут требуемый расход воды на наружное пожаротушение;
по отдельным объектам не привлечены планируемые средства федерального бюджета (финансирование осуществлялось только за счет средств областного бюджета).
По результатам проведенного мероприятия палата предложила Министерству ЖКХ:
рассмотреть вопрос о внесении изменений в положение по ранжированию объектов водоснабжения и водоотведения для определения ежегодного перечня объектов водоснабжения и водоотведения, предусматривающие увеличение периода, на который определяется указанный перечень объектов, до 3 лет;
в порядках предоставления и распределения субсидий местным бюджетам установить уровень софинансирования;
рассмотреть вопрос о регламентации конкретных сроков предоставления субсидии с момента подписания акта выполненных работ, направления заявки на финансирование, рассмотрения главными распорядителями бюджетных средств документов, перечисления субсидии до момента поступления денежных средств на счета заказчика, исключающей нарушение требований Закона № 44-ФЗ о сроке оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта.
По результатам контрольного мероприятия в адрес Министерства ЖКХ и администраций муниципальных образований Новосибирской области - Коченевского, Венгеровского районов, а также Верх-Ирменского сельсовета Ордынского района направлены представления об устранении выявленных нарушений и недостатков.
Палата проинформировала о выявленных нарушениях Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Новосибирской области, Главное управление МЧС России по Новосибирской области, а также Контрольное управление Новосибирской области в соответствии с осуществляемыми данными государственными органами полномочиями.
Комитет Законодательного Собрания Новосибирской области по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам рассмотрел отчет Контрольно-счетной палаты Новосибирской области по результатам проверки законности и эффективности использования средств областного бюджета, направленных на реализацию подпрограммы «Чистая вода» государственной программы Новосибирской области «Жилищно-коммунальное хозяйство Новосибирской области». С докладом о результатах проверки выступил аудитор Круковский Василий Валентинович. Комитет принял к сведению информацию Контрольно-счетной палаты Новосибирской области.