Меры по результатам проверки использования средств, направленных на оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта
В декабре 2023 года Контрольно-счетной палатой Новосибирской области (далее – Палата) была завершена проверка законности и эффективности использования средств областного бюджета, направленных на оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта в 2022 году и за 9 месяцев 2023 года.
Отчет Палаты по результатам проверки рассмотрен на заседании комитета Законодательного собрания Новосибирской области по социальной политике, здравоохранению, охране труда и занятости населения 08 февраля 2024 года. По результатам рассмотрения отчета комитет решил принять информацию к сведению.
Для принятия мер по пресечению, устранению и предупреждению выявленных нарушений и недостатков, установленных в ходе контрольного мероприятия, в Министерство труда и социального развития Новосибирской области (далее – Министерство) Палатой направлено представление.
В ходе проверки было установлено, что Порядок предоставления социальной помощи утвержденный постановлением Правительства НСО от 22.07.2019 № 281-п (далее - Порядок № 281-п), предусматривает осуществление контроля за выполнением получателем обязательств, предусмотренных Программой социальной адаптации, и за целевым использованием денежных средств, при этом не содержит нормы, определяющие порядок контроля, а также не определен перечень документов, подтверждающих целевое использование средств, выплаченных гражданину в соответствии с условиями социального контракта.
В Порядке № 281-п отсутствуют основания продления срока действия социального контракта, способ осуществления мониторинга условий жизни гражданина (семьи гражданина) по окончанию срока действия социального контракта, сроки и периодичность осуществления выплат по социальному контракту на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности и на ведение личного подсобного хозяйства. В нарушение ст. 8.1 Федерального закона о государственной социальной помощи № 178-ФЗ форма социальных контрактов на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности и на ведение личного подсобного хозяйства, также не содержит порядок оказания государственной социальной помощи (сроки, периодичность осуществления выплат).
Административный регламент предоставления государственной услуги по заключению социального контракта Министерством труда НСО не актуализировался с июля 2021 года. Отдельные положения административного регламента не соответствуют Порядку предоставления социальной помощи.
Кроме того, Министерством труда НСО не утверждены формы документов, предусмотренных Порядком № 281-п (уведомление о необходимости представления информации об условиях жизни заявителя (семьи заявителя) в течение 12 месяцев со дня окончания срока действия социального контракта; результаты ежемесячного мониторинга условий жизни гражданина (семьи гражданина) в течение 12 месяцев со дня окончания срока действия социального контракта; отчета об оценке эффективности реализации социального контракта; заключения об оценке выполнения мероприятий Программы социальной адаптации или о целесообразности продления срока действия социального контракта).
В конце декабря 2023 года в Порядок предоставления социальной помощи были внесены изменения, которые в большей части учитывают замечания КСП НСО.
Согласно информации, представленной в Палату по результатам рассмотрения представления, Министерство до 01.07.2024 планирует утвердить: формы документов, указанных в Порядке № 281-п, а также Порядки по осуществлению контроля органом социальной защиты населения за выполнением получателем государственной социальной помощи на основании социального контракта обязательств, предусмотренных программой социальной адаптации, а также за целевым использованием денежных средств, выплаченных гражданину в соответствии с условиями социального контракта;
В соответствии со сроками, установленными распоряжением Правительства Новосибирской области от 23.08.2021 № 388-рп «Об утверждении плана-графика приведения административных регламентов предоставления государственных и муниципальных услуг областных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области в соответствие с требованиями Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» будет утвержден цифровой регламент предоставления государственной услуги по заключению социального контракта.
Кроме того, в срок до 01.05.2024 Министерство планирует внести изменения в Порядок № 281-п в части приведения форм социальных контрактов в соответствии с требованиями Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
Министерством труда НСО допущено нарушение сроков доведения лимитов бюджетных обязательств на 2022 год до подведомственных казенных учреждений. КСП НСО в отношении виновного лица был составлен протокол об административном правонарушении, по результатам рассмотрения которого мировым судьей наложен штраф в сумме 10,0 тыс.руб.
Для устранения замечаний КСП НСО, связанных с конкретизацией источника получения данных расчетов целевых показателей: «Доля граждан, охваченных государственной социальной помощью на основании социального контракта, в общей численности малоимущих граждан», «Доля граждан, охваченных государственной социальной помощью на основании социального контракта, среднедушевой доход которых (среднедушевой доход семьи которых) увеличился по окончании срока действия социального контракта в сравнении со среднедушевым доходом этих граждан (семьи) до заключения социального контракта, в общей численности граждан, охваченных государственной социальной помощью на основании социального контракта» и «Доля граждан, охваченных государственной социальной помощью на основании социального контракта, среднедушевой доход которых (среднедушевой доход семьи которых) превысил величину прожиточного минимума, установленную в субъекте Российской Федерации, по окончании срока действия социального контракта в общей численности граждан, охваченных государственной социальной помощью на основании социального контракта», Министерство планирует внести изменения в методику расчета (плановых и фактических значений) целевых индикаторов, указанной в Плане реализации мероприятий государственной программы Новосибирской области «Социальная поддержка в Новосибирской области».
Материалы проверки также были направлены в Прокуратуру Новосибирской области, по результатам рассмотрения которых принято решение о направлении материалов КСП НСО для сведений и использования в работе всем горрайпрокурорам. Прокурорам Каргатского и Новосибирского районов было поручено обеспечить надзорное сопровождение устранения выявленных КСП НСО нарушений в деятельности учреждений.
Сроки реализации мероприятий по устранению нарушений и недостатков остаются на контроле Палаты.