Палата провела проверку высокодотационных муниципальных образований
Контрольно-счетная палата Новосибирской области провела проверку годовых отчетов об исполнении бюджетов высокодотационных муниципальных образований Баганского, Сузунского и Черепановского районов Новосибирской области за 2022 год. Проверка проведена по поручению Законодательного Собрания Новосибирской области совместно с контрольно-счетными органами указанных районов.
В соответствии со ст. 136 Бюджетного кодекса РФ (БК РФ) проверка проводится в муниципальных образованиях (МО), в бюджетах которых доля дотаций и налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений от налога на доходы физических лиц в 2020 – 2022 гг. превышала 50,0% доходов бюджета (без учета субвенций). В Баганском районе к высокодотационным относились 8 поселений из 9-ти, в Сузунском – 6 поселений из 15-ти, в Черепановском – 4 поселения из 14-ти. Муниципальные районы к высокодотационным МО не относятся. Предыдущие проверки высокодотационных МО Баганского и Сузунского районов проводились палатой в 2016 году, Черепановского – в 2010 году.
В ходе проверки установлено следующее:
1. Баганский район может быть отнесен к территориям с высоким уровнем развития сельского хозяйства. В Баганском и Сузунском районах уровень развития промышленности существенно меньше, чем в среднем по районам области. Уровень развития промышленности, торговли и заработная плата выше в Черепановском районе, уровень развития сферы услуг и инвестиции – в Баганском районе. В 2022 году в Сузунском районе уменьшился объем производства сельскохозяйственной продукции.
2. Налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета Бананского района на душу населения выше, чем в Сузунском и Черепановском районах, а темп их роста – выше, чем в среднем среди районов области. При этом уровень доходов в этих районах ниже, чем в среднем по районам области. Доля финансовой помощи в местных бюджетах существенно выше собственных источников доходов, планируемые муниципальными образованиями меры по развитию экономики не способны существенно повлиять на уровень дотационности местных бюджетов.
3. В проверенных поселениях сохраняется ряд типичных нарушений и недостатков в организации бюджетного процесса, исполнении отдельных видов доходов и расходов местных бюджетов, на которые палата ежегодно указывает в своих заключениях и методических материалах:
не были приняты отдельные муниципальные правовые акты, регулирующие бюджетный процесс, а также организацию и нормирование закупок товаров, работ, услуг для муниципальных нужд;
содержание решений о местных бюджетах, реестров расходных обязательств, сводных бюджетных росписей, кассовых планов и бюджетных смет не соответствует законодательству;
установлены случаи неполноты состава или недостоверности содержания бюджетной отчетности, прежде всего, связанные с несоответствием балансовой и кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества;
финансовые и бухгалтерские работники не соответствуют установленным квалификационным требованиям, не осуществляется внутренний муниципальный финансовый и ведомственный контроль (аудит);
ставки местных налогов устанавливаются на уровне существенно меньше возможного, не взимается плата за найм муниципальных жилых помещений, несвоевременно уплачивается арендная плата за муниципальное имущество;
заказчики ряда поселений нарушали порядок обосновании цены контрактов, несвоевременно оплачивали контракты и направляли информацию об исполнении для размещения в реестре контактов;
в ряде поселений закупки искусственно разделяются (дробятся) и осуществляются у единственного поставщика, в Меретском сельсовете Сузунского района исполнитель несвоевременно выполнил работы по благоустройству;
в Татарском и Шурыгинском сельсоветах Черепановского района были превышены нормативы формирования расходов на содержание органов местного самоуправления;
в Баганском и Черепановском районах субвенции из областного бюджета, предназначенные поселениям для осуществления полномочий в сфере административных правонарушений, оставались в бюджетах районов;
поселения Сузунского района осуществляют расходы на обустройство площадок накопления отходов, при этом отходы региональным оператором не вывозятся, у населенных пунктов образуются несанкционированные свалки.
4. С 2021 года в Баганском районе дорожная деятельность в поселениях относится к вопросам местного значения района. При этом район передал соответствующие полномочия обратно поселениям, расходы на ремонт и содержание дорог продолжали осуществляться за счет собственных средств бюджетов поселений (в т.ч. акцизов на топливо). Из бюджета района не возмещаются расходы бюджетов поселений на содержание помещений районной библиотеки, находящихся в собственности поселений. Кроме того, в Мироновском и Палецком сельсоветах содержанием объектов водоснабжения продолжают заниматься казенные учреждения поселений, передача полномочий и имущества на уровень района не осуществлена.
5. В районах области распределение расходов на учреждения культуры между местными бюджетами по-прежнему организовано по-разному. Баганском и Сузунском районах поселения передали району полномочия в сфере культуры, здания учреждений культуры в поселениях содержатся за счет бюджетов поселений. При этом в Баганском районе оплата труда работников учреждения культуры осуществляется за счет бюджетов поселений (межбюджетных трансфертов в бюджет района), а в Сузунском районе – за счет бюджета района. В Черепановском районе содержание зданий и оплата труда работников учреждений культуры в поселениях осуществляется за счет бюджетов поселений.
По итогам проведенного мероприятия можно отметить значительное повышение качества бюджетного процесса в высокодотационных муниципальных образованиях, в т.ч. за счет реализации предложений, сделанных палатой по результатам ранее проведенных мероприятий, мер принимаемых областными исполнительными органами, централизации бюджетных, бухгалтерских и контрактных функций на уровне муниципальных районов.
Для принятия мер по устранению и предупреждению сохраняющихся нарушений и недостатков в администрации проверенных поселений Баганского, Сузунского и Черепановского районов будут направлены представления.
В администрации Баганского, Сузунского и Черепановского районов будут направлены письма с информацией о нарушениях и недостатках, относящихся к их компетенции.
Для устранения и предотвращения типичных нарушений и недостатков в бюджетном процессе муниципальных образований заключение о результатах проверки высокодотационных муниципальных образований Баганского, Сузунского и Черепановского районов Новосибирской области размещено на сайте палаты.