Елена Гончарова: Содействие справедливому и ответственному государственному управлению - цель каждого мероприятия при реализации полномочий органов государственного финансового контроля
Конференция «Вопросы осуществления государственного (муниципального) финансового контроля, контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и ведомственного контроля» прошла в Новосибирске 12.07.2023 года.
Открыло работу конференции выступление начальника контрольного управления Новосибирской области Светланы Шарпф.
В ходе конференции выступили: председатель КСП Новосибирской области Елена Гончарова; руководитель УФК по Новосибирской области Андрей Гайдук; руководитель УФАС по Новосибирской области Дмитрий Сухоплюев; руководитель контрольно-сводного отдела департамента бюджетно-финансового контроля Министерства финансов Республики Саха (Якутия) Николай Егоров; начальник департамента финансов и налоговой политики города Новосибирска Александр Веселков; заместитель начальника контрольного управления Новосибирской области Кристина Лещинская; начальник отдела административного производства контрольного управления Новосибирской области Наталья Грачева и исполняющий обязанности начальника отдела по надзору за исполнением законов в сфере экономики и природоохранного законодательства прокуратуры Новосибирской области Андрей Иванов.
В работе конференции также приняли участие руководители подразделений внутреннего финансового контроля органов исполнительной власти Новосибирской области.
Елена Гончарова в своем выступлении остановилась на актуальных вопросах контроля исполнения бюджета и осуществления закупок. Она отметила, что основным полномочием контрольно-счетных органов является организация и осуществление контроля за законностью и эффективностью использования средств бюджета субъекта Российской Федерации. Оценка эффективности бюджетной системы невозможна без анализа бюджетных расходов и связанным с ним контролем межбюджетных трансфертов и контрактной системы.
Аудит закупок, как отдельное полномочие, предусмотрен для контрольно-счетных органов с 2014 года Федеральным законом 44-ФЗ и, с 2021 года, дополнительно закреплен в Законе №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации, федеральных территорий и муниципальных образований».
В 2022 – 2023 годах федеральным законодательством была предусмотрена возможность изменения существенных условий контрактов (в т.ч. цены контракта) на основании решений высших Правительства Новосибирской области и местных администраций.
Кроме того, Правительство Новосибирской области установило для областных и муниципальных заказчиков дополнительные случаи осуществления закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Но, несмотря на законодательные возможности, в ходе внешнего государственного финансового контроля палата фиксирует значительное число неисполнения расходов по закупкам. Также, проверки показали, что при увеличении сроков выполнения работ не всегда имеются документы, подтверждающие соответствующие основания.
При оценке бюджетных расходов в ходе внешней проверки годового отчета об исполнении областного бюджета за 2022 год Контрольно-счетной палатой Новосибирской области был отмечен рост объема неисполненных расходов по сравнению с 2021 годом. Недоисполнение плана составило 14,7 млрд.руб., а всего, с учетом перераспределения по отдельным направлениям, расходы меньше плана по сводной бюджетной росписи - на 24,0 млрд.руб.
Так, расходы на закупки строительных работ не исполнены на сумму 4,1 млрд.руб., прочие закупки – на 3,6 млрд.руб. При этом на сумму 3,7 млрд.руб. не были приняты обязательства (не заключены контракты), а принятые обязательства (заключенные контракты) не исполнены на сумму 4,0 млрд.руб.
Местным бюджетам не были предоставлены межбюджетные трансферты на сумму 4,6 млрд.руб. Причиной также, как правило, является не заключение либо несвоевременное исполнение муниципальных контрактов.
Нарушения при осуществлении закупок и исполнении контрактов на выполнение строительных работ остаются одной из основных проблем, отрицательно влияющих на достижение целей социально-экономического развития, в т.ч. в рамках реализации национальных проектов.
Причинами нарушений являются: низкое качество проектной документации, недостатки в организации строительства, несоблюдение требований к качеству выполнения работ. Доля объектов, на которых выявлены нарушения, в последние годы растет.
В ходе внешней проверки также было установлено, что основной причиной недоисполнения расходов является несвоевременное исполнение контрактов по вине поставщиков (подрядчиков). В таких случаях, исполнение, как правило, продолжается в следующем году, а за нарушение условий контрактов предъявлены требования об уплате неустойки. При этом суды часто принимают аргументы подрядчиков об объективных причинах увеличения сроков и отказывают в иске либо уменьшают размер неустойки.
Действенной реакцией со стороны органов финконтроля является применение мер административной ответственности. Частью 7 статьи 7.32. КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за действия (бездействие), повлекшие неисполнение обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, с причинением существенного вреда охраняемым законом интересам общества и государства. Палата не наделена полномочиями по составлению протоколов по указанной статье, также, как и контрольное управление Новосибирской области. Поэтому информация о 38 случаях срывов сроков исполнения контрактов была направлена в прокуратуру области, которой организованы соответствующие проверки по каждому случаю неисполнения контрактов.
При этом отдельно прокуратура области поручила оценить полноту принятых мер по применению к исполнителям предусмотренных мер ответственности. В отношении подрядчиков из других регионов информация прокуратурой Новосибирской области была направлена в соответствующие территориальные органы.
В данном случае отсутствие полномочий органов госфинконтроля по привлечению к административной ответственности решено за счет механизмов межведомственного взаимодействия, путем инициирования прокурорского надзора.
Для региональных органов финансового контроля с учетом многоуровневой бюджетной системы РФ на практике возникали вопросы определения полномочий в отношении местных бюджетов. С 2019 года Бюджетный Кодекс РФ (ст.266.1 ч.2.1) установил, что контрольно-счетные органы и орган государственного финансового контроля, являющийся исполнительным органом субъекта РФ осуществляют государственный финансовый контроль за предоставлением из бюджета субъекта РФ межбюджетных субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, бюджетных кредитов, а также за соблюдением условий контрактов, источником финансового обеспечения которых являются указанные межбюджетные трансферты.
В отношении муниципальных заказчиков при рассмотрении вопросов привлечения к административной ответственности за нарушения, установленные органом внешнего государственного финансового контроля было найдено аналогичное решение.
Так, палатой в ходе контроля межбюджетных трансфертов было установлено, что по муниципальному контракту приняты и оплачены работы (по проведению строительного контроля), которые фактически не осуществлялись. Полномочия по составлению протокола у контрольно-счетного органа отсутствуют. Орган внутреннего государственного финансового контроля усмотрел признаки состава административного правонарушения (ч. 10 ст. 7.32 КоАП РФ), но ввиду отсутствия полномочий по рассмотрению дел об административных правонарушениях, совершенных муниципальными заказчиками в ходе осуществления закупок или исполнения муниципальных контрактов, не принял в работу наши материалы.
Это является примером ограничения полномочий органов государственного финансового контроля регионального уровня в отношении местных бюджетов. Решение также было найдено в рамках взаимодействия с органами прокуратуры и соответствующие материалы были направлены прокурорам районов для совершения необходимых процессуальных действий.
В части административной ответственности подрядчиков за неисполнение обязательств следует отметить такой обязательный элемент, как причинение существенного вреда охраняемым законом интересам общества и государства.
Перед органами государственного финансового контроля в этом случае стоит задача, помимо установления фактов неисполнения обязательств, оценить их последствия с точки зрения результативности мероприятий государственных программ и региональных проектов, достижения целей социально-экономического развития.
Эта задача не является отдельным элементом практики, но безусловно связана с основными целями деятельности органов госфинконтроля.
В заключение своего выступления Елена Гончарова подчеркнула, что Счетная палата Российской Федерации, в качестве своей миссии, обозначила содействие справедливому и ответственному государственному управлению. Современный этап развития государственного финансового контроля и аудита требует, чтобы и мы, на субъектовом уровне, руководствовались этими целями в каждом мероприятии, при реализации каждого установленного полномочия и при осуществлении взаимодействия между органами внешнего и внутреннего государственного финансового контроля.