Елена Гончарова: «Случаев недостоверности данных отчета об исполнении бюджета Новосибирской области за 2022 год внешней проверкой не выявлено»
Контрольно-счетная палата Новосибирской области провела внешнюю проверку годового отчета об исполнении областного бюджета Новосибирской области за 2022 год, включающая проверку бюджетной отчетности главных администраторов средств областного бюджета. Внешняя проверка проведена в соответствии со статьей 264.4 Бюджетного кодекса РФ и статьей 33 Закона Новосибирской области о бюджетном процессе.
Годовой отчет был представлен в палату 13 апреля с соблюдением срока, установленного Законом Новосибирской области о бюджетном процессе (до 15 апреля). 14 июня 2023 года в Законодательном Собрании Новосибирской области прошли публичные слушания по отчету об исполнении областного бюджета Новосибирской области за 2022 год.
Публичные слушания прошли под председательством Федора Николаева – председателя комитета Законодательного Собрания Новосибирской области по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности.
Со вступительным словом к участникам слушаний обратились председатель Законодательного Собрания Андрей Шимкив и первый заместитель Председателя Правительства Новосибирской области Владимир Знатков.
С докладами выступили: Об итогах социально-экономического развития Новосибирской области за 2022 год - Виталий Шовтак, и.о. министра экономического развития Новосибирской области;
По отчету об исполнении областного бюджета Новосибирской области за 2022 год - Виталий Голубенко, заместитель Председателя Правительства Новосибирской области - министр финансов и налоговой политики Новосибирской области;
О Заключении на отчет об исполнении областного бюджета Новосибирской области за 2022 год - Елена Гончарова, председатель Контрольно- счетной палаты Новосибирской области.
В своем докладе Елена Анатольевна отметила, что в 2022 году областной бюджет исполнялся в условиях замедления темпов экономического развития, роста цен на потребительские товары, адаптации экономики и финансовой сферы к санкциям, изменения структуры производства и внешней торговли.
По основным социально-экономическим показателям темпы роста были ниже, чем предусматривал прогноз социально-экономического развития области. По ряду показателей произошло сокращение в реальном выражении. Так реальная заработная плата уменьшилась на 2,4%, розничная торговля – на 0,4%, инвестиции – на 15,1%.
Исключение составляют платные услуги населению, объем строительных работ и ввода в действие жилых домов. Так, платные услуги увеличились на 21,3% при прогнозе 2,9%, (в 2021 году рост составлял 11,5%). Уровень официальной безработицы уменьшился – с 1,8% до 0,9%.
В 2022 году доходы областного бюджета увеличились на 14,8% (в предыдущем году прирост составлял 22,1%). Сохранялись высокие темпы роста налоговых и неналоговых доходов, при этом безвозмездные поступления по сравнению с 2021 годом уменьшились на 5,2%.
80% прироста доходов обеспечили налог на прибыль организаций и налог на доходы физических лиц. В отличие от прошлых лет прирост прибыли обеспечили не финансовые организации, а промышленность и торговля.
Расходы областного бюджета меньше утвержденных ассигнований на 14,7 млрд.руб. С учетом перевыполнения плана по доходам на 14,1 млрд.руб. это привело к профициту в объеме 4,9 млрд.руб. (при планировавшемся дефиците 23,9 млрд.руб.).
При этом за счет получения бюджетных кредитов на инфраструктурные проекты и погашение рыночных долговых обязательств государственный долг области увеличился на 5,9 млрд.руб. Остатки средств областного бюджета также увеличились на 8,2 млрд.руб. и на конец года составили 19,3 млрд.руб.
Объем неисполненных расходов по сравнению с 2021 годом увеличился с 12,6 до 14,7 млрд.руб. При этом за счет дополнительных безвозмездных поступлений в сводной бюджетной росписи расходы больше сумм, утвержденных законом об областном бюджете на 9,4 млрд.руб. Всего с учетом перераспределения по отдельным направлениям расходы меньше плана на 24,0 млрд.руб.
Так, не исполнены расходы инвестиционного фонда, предусмотренные Министерству экономического развития НСО в сумме 4,3 млрд.руб. В ходе экспертизы проекта областного бюджета палата отмечала, что эти средства фактически являются переходящим резервом для выплат по соглашениям о ГЧП, которые в 2024 и 2025 годах превышают предельный размер фонда. Вместе с тем, планирование этих ассигнований не соответствует Порядку формирования инвестиционного фонда, поскольку Министерством экономического развития НСО соглашения не заключены.
Не были использованы ассигнования на различные виды социальных выплат на общую сумму около 4,0 млрд.руб. Потребность в средствах обычно оказывается меньше запланированного объема, кроме того в середине 2022 года были заложены средства на дополнительную индексацию выплат.
Расходы на закупки строительных работ не исполнены на сумму 4,1 млрд.руб., прочие закупки – на 3,6 млрд.руб. При этом на сумму 3,7 млрд.руб. не были приняты обязательства (не заключены контракты), а принятые обязательства (заключенные контракты) не исполнены на сумму 4,0 млрд.руб. В 2022 году федеральным законодательством были предусмотрены дополнительные основания изменения и расторжения контрактов, прежде всего, при необходимости замены импортного оборудования. Но в ходе внешней проверки также были установлены случаи, когда контракты не были своевременно исполнены по вине поставщиков (подрядчиков). В таких случаях, исполнение, как правило, продолжается в 2023 году, за нарушение условий контрактов предъявлены требования об уплате неустойки.
Местным бюджетам не были предоставлены межбюджетные трансферты на сумму 4,6 млрд.руб. Причиной также, как правило, является не заключение либо несвоевременное исполнение муниципальных контрактов. Не были использованы средства в сумме 1,6 млрд.руб., выделенные из резервного фонда Правительства НСО.
Расходы областного бюджета исполнялись в рамках 33-х государственных программ, доля которых в общем объеме расходов уменьшилась и составляет 93,0%.
Все программы своевременно приведены в соответствие с первой редакцией закона о бюджете. Но в программах развития промышленности и автомобильных дорог были учтены федеральные средства, которые не были предусмотрены в законе о бюджете.
В течение и в конце года экономия и неиспользованные ассигнования перераспределялись в резервный фонд Правительства НСО, поэтому плановые объемы финансирования в сводной бюджетной росписи меньше, чем в законе о бюджете. С учетом этого по итогам года большинство программ приведены в соответствие со сводной бюджетной росписью, а не с последней редакцией закона о бюджете.
Следует отметить, что в 2022 и 2023 годах органам исполнительной власти были предоставлены широкие полномочия по внесению изменений в сводную бюджетную роспись, в том числе путем перераспределения средств в резервный фонд. При этом использование резервного фонда возможно не только на предотвращение и устранение последствий чрезвычайных ситуаций, но и на любые другие мероприятия. С учетом этого необходимо продолжить работу по уточнению оснований внесения изменений в бюджетную роспись, перераспределения межбюджетных трансфертов, а также порядка использования ассигнований резервного фонда.
В ходе внешней проверки был выявлен ряд нарушений и недостатков при планировании и исполнении отдельных видов доходов и расходов областного бюджета. Предложения палаты по их устранению изложены в экспертном заключении и направлены в соответствующие органы исполнительной власти.
В соответствии с бюджетным законодательством палатой также проведена внешняя проверка бюджетной отчетности главных администраторов средств областного бюджета. Большинство нарушений и недостатков в бюджетном учете и отчетности, которые палата устанавливала в прошлые годы, устранено. По сохраняющимся нарушениям и недостаткам, принимаются меры по совершенствованию организации и методического обеспечения учета и отчетности.
В результате внешней проверки подтверждена достоверность и полнота годового отчета об исполнении областного бюджета, случаев недостоверности данных о доходах, расходах и источниках финансирования дефицита областного бюджета не выявлено.
По итогам рассмотрения приняты рекомендации к Правительству региона по отчету об исполнении областного бюджета Новосибирской области за 2022 год.