Законодательное Собрание Новосибирской области высоко оценило деятельность Контрольно-счетной палаты Новосибирской области
Годовой отчет о деятельности Контрольно-счетной палаты Новосибирской области за 2022 год рассмотрен на сессии Законодательного Собрания Новосибирской области, состоявшейся 25 апреля 2023 года.
Отчет подготовлен в соответствии с требованиями статьи 16 Закона Новосибирской области от 07.11.2011 № 131-ОЗ «О Контрольно-счетной палате Новосибирской области» и содержит общую характеристику результатов проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, основные выводы, рекомендации и предложения по результатам деятельности палаты.
Предварительно годовой отчет был рассмотрен всеми комитетами Законодательного Собрания Новосибирской области. На сессии годовой отчет депутатам представила председатель палаты Е.А. Гончарова. В своем докладе она отметила, что в 2022 году палатой проведено 25 контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, в том числе 7 по поручению Законодательного Собрания Новосибирской области. Мы сознательно не увеличиваем количество мероприятий, предпочитая работать избирательно, концентрируя свое внимание на наиболее важных вопросах, а также на профилактике нарушений и устранении проблем и зон риска.
Так, значительная часть проведенных мероприятий была связана с реализацией национальных и региональных проектов. В том числе: создание многофункциональной ледовой арены, благоустройство территорий населенных пунктов, борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями, строительство семи поликлиник по соглашению о ГЧП, строительство и содержание объектов дорожной инфраструктуры, создание интеллектуальной транспортной системы, развитие учреждений профессионального образования реализация молодежной политики.
Другие мероприятия были связаны с приоритетными для нашей области направлениями социально-экономического развития, не вошедшими в национальные проекты: реализация масштабных инвестиционных проектов, поддержка развития промышленности, субсидирование приобретения сельхозтехники, использование земель сельскохозяйственного назначения, организация бесплатного горячего питания обучающихся.
По поручению Законодательного Собрания в план работы палаты был включен целый ряд мероприятий по вопросам реализации соглашений о ГЧП. В 2022 году был проведен анализ реализации соглашения по строительству семи поликлиник. В начале 2023 года завершен анализ реализации соглашения в отношении инфекционной больницы. Проводится анализ концессионных соглашений, заключенных муниципальными образованиями.
Результаты проведенного анализа позволяют сделать вывод, что практика строительства социальных объектов по соглашениям о ГЧП сопровождается существенным удорожанием объектов по сравнению с первоначальными предложениями частных партнеров, также происходит увеличение сроков проектирования и строительства. Так, сметная стоимость семи поликлиник увеличилась в 3 раза, а сроки завершения – на 2 года.
Есть вопросы к распределению функций и осуществлению взаимодействия между органами исполнительной власти, что в итоге не всегда позволяет в должной мере защитить интересы публичного партнера. По результатам анализа палата сделала ряд предложений по совершенствованию практики заключения и реализации соглашений о ГЧП и уменьшению расходов областного бюджета.
Органы исполнительной власти уже приступили к реализации предложений палаты и Законодательного Собрания. Частному партнеру направлены предложения об изменении сроков начала выплаты возмещения, соблюдении графика строительства, уменьшении сметной стоимости строительства и оборудования. За счет актуализации финансовой модели и условий соглашения должны уменьшиться расходы областного бюджета на выплату возмещения.
Эти изменения планируется осуществить к июлю текущего года (моменту ввода в эксплуатацию первых двух поликлиник). Правительство области также согласилось с необходимостью совершенствования правового и методического регулирования вопросов, связанных с реализацией соглашений о ГЧП.
Но проблемы с увеличением сроков и стоимости объектов существуют и при строительстве по государственным и муниципальным контрактам. Последние три года в федеральном законодательстве предусматриваются дополнительные основания изменения контрактов (в 2020 году в связи с эпидемией Ковид, в 2021 году – удорожанием строительных работ и материалов, в 2022 году – санкционными ограничениями на поставку оборудования).
Вместе с тем, очень часто причиной нарушений является низкое качество проектной документации, недостатки в организации строительства и несоблюдение требований к качеству выполнения работ. Доля объектов, на которых выявлены нарушения, в последние годы растет, что отчасти может быть связано с усилением контроля со стороны заказчиков. По ледовой арене и объектам ее инфраструктуры ряд подрядчиков были привлечены к административной ответственности за нарушение сроков выполнения работ. Но при взыскании неустойки суды не редко принимают аргументы подрядчиков об объективных причинах увеличения сроков и отказывают в иске либо уменьшают размер неустойки.
Следует отметить, что в 2022 году с учетом предложений палаты был принят областной порядок принятия решений о списании затрат на незавершенное строительство по объектам, завершение которых невозможно либо нецелесообразно. В марте текущего года в Законодательное Собрание внесен проект закона, которым Министерство строительства области наделяется полномочиями по ведению регионального реестра незавершенных объектов капитального строительства. В текущем году палата проводит анализ незавершенного строительства, в ходе которого мы рассмотрим изменения ситуации за последние годы.
Палата также ежегодно анализирует осуществление бюджетного процесса на областном и муниципальном уровне, прежде всего при проведении экспертизы проекта областного бюджета и внешних проверок годовых отчетов об исполнении бюджетов.
В 2022 году федеральным законодательством также был предусмотрен особый порядок исполнения бюджетов. В частности, исполнительным органам предоставлены широкие полномочия по перераспределению расходов через изменение сводной бюджетной росписи (без внесения изменений в закон о бюджете). Для финансирования приоритетных расходов использовалась практика перераспределения сэкономленных средств в резервный фонд Правительства области. При этом из Бюджетного кодекса было исключено ограничение на размер резервного фонда (3% объема расходов), но его размер по-прежнему должен устанавливаться законом о бюджете. С учетом предложений палаты в проект закона об областном бюджете внесены поправки в части уточнения дополнительных оснований внесения изменений в сводную бюджетную роспись.
Принимались меры по оптимизации работы над проектами изменений областных государственных программ. В 2022 году впервые все областные программы были своевременно приведены в соответствие с законом о бюджете. Сокращена обязательная текстовая часть программ (прежде всего, за счет исключения разделов, дублирующих приложения). В текущем году продолжается работа по переходу на новые принципы формирования государственных программ, уже реализованные на федеральном уровне. В частности, в постановлениях об утверждении федеральных программ теперь не указываются объемы финансирования.
Необходимо продолжить работу по совершенствованию бюджетного устройства и межбюджетных отношений. Качество бюджетного процесса на местном уровне постепенно повышается, но решить проблему с недостаточностью кадровых и финансовых ресурсов на уровне сельских поселений за годы, прошедшие после реформы местного самоуправления, не удалось. В 2022 году в областное законодательство были внесены изменения, необходимые для объединения муниципальных районов и поселений в муниципальные округа. Эта мера также позволила бы решить проблему распределения полномочий между районами и поселениями. Результаты проверок показывают, что во многих районах не завершено перераспределение полномочий по тепло- и водоснабжению, библиотечному обслуживанию.
Для принятия мер по устранению и предупреждению нарушений, устанавливаемых палатой, а также для обмена информацией по результатам проведенных мероприятий, в 2022 году палатой заключены соглашения о сотрудничестве с Прокуратурой Новосибирской области и Министерством финансов Новосибирской области. Теперь результаты всех проведенных палатой контрольных и экспертно-аналитических мероприятий направляются в Министерство финансов НСО, которое принимает меры по предупреждению подобных нарушений на областном уровне и в муниципальных образованиях.
Кроме этого, в прошлом году впервые был сформирован перечень поручений Губернатора области органам исполнительной власти по реализации предложений палаты, сделанных по результатам мероприятий палаты, проведенных в 2021 году (в т.ч. отраженных в годовом отчете палаты за 2021 год). Очень хотелось бы, чтобы эта практика была продолжена и появился перечень поручений по мероприятиям 2022 года.
Таким образом, совместными усилиями мы сможем добиться укрепления финансовой дисциплины и повышения качества управления финансами, что будет способствовать развитию экономики области и росту ее привлекательности.
Сессия постановила высоко оценить деятельность Контрольно-счетной палаты Новосибирской области в 2022 году, принять к сведению отчет о деятельности Контрольно-счетной палаты Новосибирской области за 2022 год и опубликовать его в сетевом издании «Сайт Законодательного Собрания Новосибирской области.
Годовой отчет о деятельности Контрольно-счетной палаты Новосибирской области за 2022 год также опубликован на сайте палаты.