КСП НСО провела анализ использования земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности Новосибирской области, а также государственная собственность на которые не разграничена
В декабре 2022 года Контрольно-счетной палатой Новосибирской области был завершен анализ использования земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности Новосибирской области, а также государственная собственность на которые не разграничена в 2020 – 2021 годах и за текущий период 2022 года. Заключение направлено в Законодательное Собрание Новосибирской области и Губернатору Новосибирской области.
В результате анализа установлено:
1. На 01.01.2022 площадь земель сельскохозяйственного назначения в Новосибирской области составляет 11 111,0 тыс.га (62,5% от площади земельного фонда области), из них площадь сельскохозяйственных угодий – 7 651,6 тыс. га. За два года площадь сократилась на 16,1 тыс.га (2020 год на 14,3 тыс.га, 2021 год на 1,8 тыс.га), в связи с переводом участков в земли других категорий. Наибольшая площадь земель сельскохозяйственного назначения, в том числе сельхозугодий, находится в Куйбышевском, Венгеровском, Убинском, Купинском, Краснозерском районах. Наибольший удельный вес пашни в площади сельскохозяйственных угодий в Черепановском, Ордынском, Новосибирском и Искитимском районах.
2. По состоянию на 01.01.2022 в ЕГРН зарегистрировано право на земли сельскохозяйственного назначения площадью 5 805,0 тыс.га, в том числе: право собственности граждан на 2 786,2 тыс.га, юридических лиц на 413,9 тыс.га, государственной и муниципальной собственности на 2 604,9 тыс.га, из них Российской Федерации – 179,6 тыс.га, Новосибирской области – 44,0 тыс.га (1 788 земельных участка), муниципальной собственности – 2 381,3 тыс.га.
Площадь незарегистрированных земель сельскохозяйственного назначения Новосибирской области, в составе которых находятся земли, государственная собственность на которые не разграничена, по состоянию на 01.01.2022 составила 5 306,0 тыс.га. За три года удельный вес площади земель сельхозназначения, вещные права на которые не зарегистрированы в ЕГРН, снизился незначительно (с 49,8 до 47,8% от общей площади земель данной категории).
При этом полные и достоверные сведения о площади земель сельскохозяйственного назначения Новосибирской области, государственная собственность на которые не разграничена, и их использовании отсутствуют у органов государственной власти и органов местного самоуправления, на территории которых находятся земельные участки. Наибольшая площадь указанных земель – в Венгеровском, Куйбышевском и Колыванском районах.
3. В целях внесения в ЕГРН актуальных и точных сведений о местоположении границ объектов недвижимости, устранения системных ошибок в таких границах, повышения уровня юридической защиты прав и законных интересов правообладателей объектов недвижимости, за счет средств областного бюджета ГБУ НСО «ЦКО и БТИ» в 2020 и 2022 годах проведена государственная кадастровая оценка земельных участков категории земель сельхозназначения (в 2020 году – 267 535, в 2022 году – 278 018 участков). В результате площадь земельных участков, по которым местонахождение границ установлено в соответствии с требованиями земельного законодательства, за два года увеличилась в 2,2 раза (с 2 781,95 тыс.га до 6 120,19 тыс.га).
При несущественном увеличении общей площади земельных участков земель сельхозназначения (до 11 926,67 тыс.га или на 0,9% к уровню 2020 года), их общая кадастровая стоимость увеличилась на 16,9% до 304,1 млрд.руб. В 9 сельских районах области произошло уменьшение кадастровой стоимости земель (существенное в Каргатском, Коченевском, Чановском, Кыштовском, Искитимском, Чулымском районах). На территории 21 района установлен рост кадастровой стоимости участков, из них наибольший рост при сокращении площади в Кочковском, Карасукском, Баганском, Доволенском, Здвинском, Куйбышевском районах.
При этом, ГБУ НСО «ЦКО и БТИ» в 2021 году по 224 заявлениям (38,6% от количества обращений) приняты решения о снижении первоначально определенной кадастровой стоимости суммарно на 3,6 млрд.руб., за 9 месяцев 2022 года по 123 заявлениям (78,3% от количества обращений) на 0,7 млрд.руб.
4. По состоянию на 01.01.2022 в Реестре государственной собственности Новосибирской области числится 1 644 участка земель сельскохозяйственного назначения общей площадью 31,25 тыс.га, кадастровой стоимостью 906 739,4 тыс.руб., что меньше на 124 участка на общую площадь 12,72 тыс.га, чем учтено в ЕГРН (на 01.01.2020 расхождение составляло 1 314 участков на 32,05 тыс.га, на 01.01.2021 – 1 086 участков на 29,04 тыс.га).
Существенные отклонения в учете земель сельскохозяйственного назначения государственной собственности Новосибирской области связаны с несвоевременным отражением ДИиЗО НСО регистрационных действий Росреестра по НСО и техническим несовершенством ИС «Реестр государственной собственности», что затрудняет эффективное взаимодействие уполномоченных органов государственной власти федерального и регионального уровней. Также ДИиЗО НСО допускались случаи неполного и несвоевременного отражения в Реестре государственной собственности Новосибирской области информации о земельных участках.
5. На 01.01.2022 из общей площади земельных участков земель сельскохозяйственного назначения собственности Новосибирской области, отраженной в Реестре государственной собственности Новосибирской области:
- 80 участков площадью 21 553 га (69,0%) передано в пользование учреждениям области, из них более половины закреплено за ГАУ НСО «Новосибирская база авиационной охраны лесов» для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов;
- 1 584 земельных участка площадью 9 701 га (31,0%) находятся в казне Новосибирской области, из них сдано в аренду 13 земельных участков общей площадью 5 565 га, что составило 57,4% от площади земельных участков земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в казне Новосибирской области.
Не используется 1 571 участок площадью 4 135 га, из них, по информации ДИиЗО НСО, в отношении 6 участков (2 801 га), занятых лесными насаждениями, планируется проведение мероприятий по переводу из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда, 1 514 участков (491 га) в перспективе планируется к предоставлению в собственность бесплатно льготным категориям граждан, в отношении 18 участков (694 га) планируется проведение мероприятий по вовлечению в хозяйственный экономический оборот.
Однако отдельной задачи и целевых индикаторов по вовлечению в оборот земель сельскохозяйственного назначения в ВЦП «Управление государственным имуществом и земельными ресурсами на территории Новосибирской области» не предусмотрено.
6. Доходы от использования земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности Новосибирской области, за 2020-2021 гг. и 7 месяцев 2022 года составили 10 735,9 тыс.руб., из них: от продажи 31 земельного участка общей площадью 95,2 га – 4 147,0 тыс.руб. (2020 – 3 406,2 тыс.руб., 2021 – 740,8 тыс.руб.); от аренды 17 участков общей площадью 5 566,5 га – 6 588,9 тыс.руб. (2020 – 2 074,6 тыс.руб., 2021 – 2 916,8 тыс.руб., 2022 – 1 597,5 тыс.руб.).
В нарушение п.4.2.5 договоров купли-продажи 11 покупателями земельных участков не обеспечена государственная регистрация в течение 5 рабочих дней с момента заключения договора (срок регистрации составил от 2 до 10 месяцев).
7. В 2020-2021 гг. ДИиЗО НСО полномочия администратора доходов, полученных от аренды и продажи земель сельскохозяйственного назначения, государственная собственность на которые не разграничена (в границах 55 муниципальных образований, полномочия по распоряжению которыми переданы ДИиЗО НСО), не осуществлялись в нарушение статьи 6 БК РФ и статьи 160.1 БК РФ. С 01.01.2022 в связи с изменениями областного законодательства администрирование указанных доходов осуществляется администрациями муниципальных районов.
ДИиЗО НСО не представило в администрацию Тогучинского района информацию о договоре аренды земельного участка от 23.12.2021, заключенного ДИиЗО с физическим лицом на 128 месяцев (площадью 1 002,7 га с арендной платой 150,0 тыс.руб. в год). В результате, по информации администрации Тогучинского района, арендная плата по договору в бюджет района не поступала.
8. Федеральным и областным законодательством установлен приоритет использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения в целях сохранения как особо ценного природного ресурса, а также вовлечения земель сельскохозяйственного назначения в оборот.
Вместе с тем, на региональном уровне проект, аналогичный федеральному проекту «Вовлечение в оборот и комплексная мелиорация земель сельскохозяйственного назначения», не утвержден, показатели федерального проекта для Новосибирской области, характеризующие земли сельскохозяйственного назначения, вовлекаемые в оборот, в ГП НСО «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Новосибирской области» не включены.
Правительством Новосибирской области также не утвержден перечень земель особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, использование которых для других целей не допускается, предусмотренный п.4 ст.79 ЗК РФ. Утверждение перечня отложено до актуализации кадастровой стоимости земельных участков (применяется с 1 января 2023 года).
9. В ГИС «Учёт и мониторинг сельскохозяйственных земель» (расходы областного бюджета на разработку и наполнение которой составили в 2015-2017 гг. 71 466,3 тыс.руб.) администрациями ряда муниципальных районов информация не предоставлялась либо представлялась некорректно (в 2020 г – 14, в 2021 г – 5, на 26.08.2022 – 7 районами). При этом администрациями Доволенского, Кочковского, Усть-Таркского районов информация не представлялась.
Областными нормативными правовыми актами не предусмотрено использование данных и отчетов, сформированных с использованием ГИС, при принятии решений о предоставлении господдержки сельскохозяйственного производства. В ГИС также отсутствует функциональная возможность обмена данными с ГИС НСО «Господдержка АПК НСО» и с федеральными информационными системами.
Отсутствие полной и достоверной информации о земельных участках, используемых для сельскохозяйственного производства, не позволяет использовать ГИС для целей ее создания, в том числе повышения эффективности использования земельных ресурсов, контроля деятельности арендаторов или собственников земель сельскохозяйственного назначения, а также проведения муниципального земельного контроля и повышения доходов муниципальных бюджетов за счет предоставления земельных участков земель сельскохозяйственного назначения в аренду.
10. Неиспользуемые земли сельскохозяйственного назначения, в первую очередь сельхозугодья, в том числе пашня, представляют значительный резерв для развития сельскохозяйственного производства. По данным Минсельхоза НСО на 01.01.2022 общая площадь неиспользуемых сельхозугодий составляла 2 255,8 тыс.га (на 01.01.2020 – 2 300,6 тыс.га, на 01.01.2021 – 2 288,1 тыс.га ) или 20,3% от площади земель сельскохозяйственного назначения (2020 г – 20,6%, при среднем уровне по России – 11,7%, по СФО – 8,7%). Неиспользуемая площадь пашни - 924,0 тыс.га (25,6% от площади пашни), сенокосов – 684,8 тыс.га, пастбищ – 574,9 тыс.га, залежи – 70,4 тыс.га, многолетних насаждений – 1,59 тыс.га.
11. Процесс выявления неиспользуемых земельных участков, в том числе осуществление муниципального земельного контроля и оформление невостребованных земельных долей в муниципальную собственность способствует их вовлечению в хозяйственный оборот, упорядочению границ в землепользовании и постановке земельных участков на государственный кадастровый учет.
Для существенного сокращения площади неиспользуемых сельскохозяйственных угодий требуется усиление координации деятельности органов местного самоуправления и органов государственной власти Новосибирской области.
Муниципальный земельный контроль на землях сельскохозяйственного назначения, государственная собственность на которые не разграничена, осуществлялся только на территории 11 муниципальных районов, из них только в 4 районах на системной основе (Венгеровском, Коченевском, Куйбышевском, Кыштовском). При этом, в районах, на территории которых Россельхознадзором по НСО установлено наибольшее количество нарушений земельного законодательства (Новосибирском, Сузунском, Тогучинском, Искитимском, Болотнинском, Колыванском), муниципальный контроль не осуществляется.
12. По данным Росреестра по НСО на 01.01.2022 на невостребованные земельные доли ликвидированных хозяйств, которые находятся в собственности граждан, приходится 1 584,2 тыс.га, что составляет 14,3% от площади земель сельхозназначения. В основном, указанные земли находятся в Болотнинском, Венгеровском, Каргатском, Куйбышевском, Татарском, Убинском, Чулымском районах.
При этом, в администрациях 10 муниципальных районов, в том числе Татарском, Убинском, Чулымском, отсутствуют данные о наличии списков невостребованных земельных долей.
Только 5 районов (Баганский, Карасукский, Колыванский, Краснозерский, Тогучинский) представили документацию на участие в отборе на право получения субсидии (за счет средств федерального бюджета) на возмещение затрат муниципальных образований, связанных с подготовкой проектов межевания и проведением кадастровых работ в отношении земельных участков, выделяемых в счет невостребованных земельных долей, находящихся в собственности муниципальных образований на общую площадь 10,5 тыс.га.
Например, в Смоленской области показатель по оформлению невостребованных долей включен в соглашения, заключенные между администрацией и муниципальными образованиями (получателями дотаций), предусматривающие меры, направленные на стимулирование социально - экономического развития и оздоровление муниципальных бюджетов, а также в показатели эффективности деятельности органов местного самоуправления в сфере инвестиционной деятельности.
Заключение рассмотрено 17 января 2023 года на заседании комитета Законодательного Собрания НСО по аграрной политике, природным ресурсам и земельным отношениям. По результатам рассмотрения комитетом, информация, отраженная в анализе, принята к сведению. Комитетом предложено:
- рекомендовать Правительству Новосибирской области в срок до 1 июля 2023 года утвердить перечень земель сельскохозяйственного назначения (особо ценных сельскохозяйственных земель), расположенных на территории Новосибирской области, использование которых для других целей не допускается.
- рекомендовать Министерству экологии и природных ресурсов Новосибирской области и Министерству сельского хозяйства Новосибирской области активизировать работы по обследованию земель сельскохозяйственного назначения, ввод которых в сельскохозяйственный оборот является экономически неэффективным, по причинам зарастания древесной растительностью. По итогам обследования подготовить план мероприятий по переводу таких земель в земли лесного фонда в срок до 5 лет.
Также комитетом Законодательного Собрания Новосибирской области принято решение о подготовке обращения на имя Губернатора Новосибирской области с просьбой взять под особый контроль ситуацию, связанную с отсутствием государственной регистрации на более чем 5 млн. гектаров земель сельскохозяйственного назначения, а также с невнесением муниципальными образованиями Новосибирской области данных о землях сельскохозяйственного назначения в государственную информационную систему «Учёт и мониторинг сельскохозяйственных земель Новосибирской области».