Палата провела проверку высокодотационных муниципальных образований
Контрольно-счетная палата Новосибирской области провела проверку годовых отчетов об исполнении бюджетов высокодотационных муниципальных образований Ордынского, Убинского и Чулымского районов Новосибирской области за 2021 год. Проверка проведена совместно с контрольно-счетными органами указанных районов.
В соответствии со ст. 136 Бюджетного кодекса РФ (БК РФ) проверка проводится в муниципальных образованиях (МО), в бюджетах которых доля дотаций и налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений от налога на доходы физических лиц в 2019 – 2021 гг. превышала 50,0% доходов бюджета (без учета субвенций). В Ордынском районе к высокодотационным относились 6 поселений из 21-го, в Убинском – 8 поселений из 16-ти, в Чулымском – 6 поселений из 14-ти. Муниципальные районы к высокодотационным МО не относятся. Предыдущие проверки высокодотационных МО Ордынского и Чулымского районов проводились палатой в 2012 году, Убинского – в 2015 году.
В ходе проверки установлено следующее:
1. Ордынский район может быть отнесен к территориям с высоким уровнем развития сельского хозяйства и сферы услуг. В Убинском и Чулымском районах уровень развития сельского хозяйства существенно меньше, чем в среднем по районам области. Уровень развития промышленности выше в Чулымском районе, заработная плата – в Ордынском и Чулымском районах. В 2021 году в Ордынском и Чулымском районах уменьшился объем промышленного производства.
2. Налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета Ордынского района на душу населения выше, чем в среднем среди районов области. В Убинском и Чулымском районах уровень доходов заметно ниже, чем в среднем по районам области. Доля финансовой помощи в местных бюджетах существенно выше собственных источников доходов, планируемые муниципальными образованиями меры по развитию экономики не способны существенно повлиять на уровень дотационности местных бюджетов.
3. В проверенных поселениях сохраняется ряд типичных нарушений и недостатков в организации бюджетного процесса, исполнении отдельных видов доходов и расходов местных бюджетов, на которые палата ежегодно указывает в своих заключениях и методических материалах:
не были приняты отдельные муниципальные правовые акты, регулирующие бюджетный процесс, а также организацию и нормирование закупок товаров, работ, услуг для муниципальных нужд;
содержание решений о местных бюджетах, реестров расходных обязательств, сводных бюджетных росписей, кассовых планов и бюджетных смет не соответствует законодательству;
установлены случаи неполноты состава или недостоверности содержания бюджетной отчетности, прежде всего, связанные с неотражением объектов недвижимого имущества (в т.ч. после государственной регистрации прав на него);
руководители финансовых органов не соответствуют установленным квалификационным требованиям, не осуществляется внутренний муниципальный финансовый контроль и внутренний финансовый аудит;
ставки местных налогов устанавливаются на уровне существенно меньше возможного, муниципальное имущество передается в пользование без проведения торгов, не взимается плата за найм муниципальных жилых помещений;
заказчики ряда поселений не направили либо несвоевременно направили информацию о заключении, изменении или исполнении контрактов для размещения в реестре контактов;
в Убинском сельсовете и ряде других поселений закупки искусственно разделяются и осуществляются у единственного поставщика, подрядчики не выполнили (несвоевременно выполнили) ряд контрактов;
в 4-х поселениях превышены нормативы формирования расходов на содержание органов местного самоуправления, установленные Постановлением Правительства НСО от 31.01.2017 № 20-п;
из бюджетов 3-х поселений Чулымского района в нарушение п. 3 ст. 136 БК РФ осуществлялись расходы на осуществление полномочий муниципального района (содержание объектов водоснабжения);
из бюджета Убинского сельсовета предоставлялись субсидии на возмещение убытков районного транспортного предприятия, муниципальный контракт на транспортное обслуживание населения не заключен;
из бюджетов районов не в полном объеме возмещаются расходы бюджетов поселений на содержание помещений библиотек, предоставленных в пользование районному учреждению.
4. В Убинском районе содержанием объектов тепло- и водоснабжения занимаются казенные учреждения поселений. Плата за коммунальные услуги зачисляется в бюджеты поселений, при этом расходы на содержание учреждений существенно больше доходов от платных услуг и в значительной степени финансируются за счет финансовой помощи из областного бюджета. В Чулымском районе в 2020 году объекты водоснабжения возвращены в собственность поселений. Содержанием объектов общего пользования занимаются местные администрации за счет собственных средств бюджетов поселений.
По итогам проведенного мероприятия можно отметить повышение качества бюджетного процесса в высокодотационных муниципальных образованиях (в т.ч. за счет реализации предложений, сделанных палатой по результатам ранее проведенных мероприятий, мер, принимаемых областными исполнительными органами государственной власти). В частности, за счет применений областной информационной системы управления бюджетным процессом практически исключены нарушения при ведении реестра закупок.
При формировании бюджетной отчетности за 2022 год следует обратить внимание, что в 2020, 2021 и 2022 годах изменялась кадастровая стоимости земель Новосибирской области (приказы департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области от 23.11.2020 № 3553, от 28.10.2021 № 4003, от 20.10.2022 № 3017). Сведения об актуальной кадастровой стоимости земельных участков отражаются на публичной кадастровой катере и на официальном сайте Росреестра. Изменение стоимости земельных участков в связи с изменением их кадастровой стоимости отражается в бухгалтерском учете финансового года, в котором произошли указанные изменения, с отражением указанных изменений в бухгалтерской (финансовой) отчетности. В случае если изменения 2020 и 2021 годов не были отражены в бюджетной отчетности за соответствующие годы, данная ошибка должна быть исправлена в отчетности за 2022 год.
Для принятия мер по устранению и предупреждению сохраняющихся нарушений и недостатков в администрации проверенных поселений Ордынского, Убинского и Чулымского районов будут направлены представления.
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области, Контрольное управление Новосибирской области, администрации Ордынского, Убинского и Чулымского районов будут направлены письма с информацией о нарушениях и недостатках, относящихся к их компетенции.
Для устранения и предотвращения типичных нарушений и недостатков в бюджетном процессе муниципальных образований заключение о результатах проверки высокодотационных муниципальных образований Доволенского, Карасукского и Чановского районов Новосибирской области размещено на сайте палаты.