КСП НСО провела проверку законности и эффективности использования средств областного бюджета на возмещение части затрат на приобретение технических средств и оборудования для сельскохозяйственного производства
В июне 2022 года Контрольно-счетной палатой Новосибирской области была завершена проверка законности и эффективности использования субсидий, предоставленных из областного бюджета на возмещение части затрат на приобретение и технический сервис технических средств и оборудования для сельскохозяйственного производства в 2019 - 2021 годах. Отчет направлен в Законодательное Собрание Новосибирской области и Губернатору Новосибирской области.
Объектом контрольного мероприятия стало министерство сельского хозяйства Новосибирской области (далее - Министерство, Минсельхоз НСО).
В результате проверки установлено:
- В рамках государственной программы Новосибирской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Новосибирской области» на возмещение затрат на технические средства в форме субсидий за 2019-2021 гг. направлено 2 898 793,3 тыс.руб. или 100,0% к плану (1 005 282,1 тыс.руб., 1 003 378,7 тыс.руб. и 890 132,5 тыс.руб.), что составило 25,7% от общего объема расходов, направленных на развитие сельского хозяйства.
Из общего объема государственной поддержки за три года получено сельскохозяйственными организациями (далее - организации) - 73,9%, индивидуальными предпринимателями (далее-ИП) и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами (далее - КФХ) - 24,1%, личными подсобными хозяйствами (далее - ЛПХ) - 2,0%. Объем субсидий для ЛПХ снизился с 41 271,5 тыс.руб. в 2019 году до 5 586,9 тыс.руб. в 2021 году.
- Уровень господдержки организаций в 2019-2021 гг. составил - 53%, 52,6% и 47% и ИП и глав КФХ - 22,0%, 21,7% и 20,6% от общего количества организаций соответствующей категории. Доля ЛПХ, получивших господдержку, незначительна (0,04%, 0,03%, 0,01% соответственно), а количество ЛПХ получивших субсидии, сократилось с 150 до 49.
Наибольший объем бюджетных средств получили 19 организаций (724 907,2 тыс.руб.) и 19 ИП и глав КФХ (294 063,7 тыс.руб.), или 33,8% и 42,1% от объема получивших поддержку по указанным категориям.
- Нарушения и недостатки, допущенные в 2019-2020 гг. (несоответствие порядка предоставления субсидий общим требованиям, установленным на федеральном уровне; несоответствие соглашений о предоставления субсидий типовым формам; не установление в соглашениях показателей результативности использования субсидий; не утверждение формы реестра заявителей, имеющих право на получение субсидий; не регистрация справок-расчет №2), в проверяемом периоде и в ходе проверки КСП НСО, Министерством устранены.
- С февраля 2020 года регистрация заявок на возмещение затрат на технические средства и представление соответствующих документов осуществляется в электронной форме в ГИС НСО «Господдержка АПК НСО», что позволило оптимизировать работу Министерства по предоставлению субсидий, повысить открытость и доступность государственной поддержки для сельхозтоваропроизводителей. Вместе с тем, ГИС НСО «Господдержка АПКНСО», по - прежнему, имеет ряд недостатков, для устранения которых потребуется ее модернизация и синхронизация с иными информационными системами.
- На 01.01.2022 по данным Министерства в реестре заявителей отражены заявки на компенсацию закупленной техники от 780 сельхозтоваропроизводителей на сумму 3 695 858,0 тыс.руб. При этом, в ГИС НСО «Господдержка АПК НСО» не представляется возможным сформировать достоверную информацию о фактических объемах бюджетных средств, необходимых для компенсации понесенных и предъявленных к возмещению затрат сельхозтоваропроизводителей, выполнивших все условия господдержки, и, имеющих право на получение субсидий в хронологическом порядке, с учетом установленного годового лимита для отдельного получателя, что затрудняет обоснованное планирование бюджетных ассигнований на соответствующий период.
- При предоставлении субсидий допущен ряд нарушений условий и Порядка предоставления субсидий 18 организациям на общую сумму 19 927,5 тыс.руб., которые подлежат возврату в областной бюджет.
6.1 В 2019 году:
- в нарушение п.9 (ред. от 26.02.2019) и п.11 (ред. от 19.03.2019) Порядка предоставления субсидий (утв. Постановлением Правительства Новосибирской области от 02.02.2015 №37-п) 9 сельхозтовароизводителями поданы документы, а Минсельхозом НСО допущено предоставление субсидий на сумму 15 292,9 тыс.руб. при невыполнении условия получения субсидий (сохранения маточного поголовья КРС на 1 -е число месяца обращения, по отношению к 1 января текущего года). В 2020-2021 гг. указанные нарушения не установлены, так как при регистрации заявки функционал ГИС НСО «Господдержка АПК НСО» не допускает совершения последующих действий при формальном несоблюдении указанного условия. При этом, отраслевым отделом Министерства контроль за достоверностью вносимыми организациями данными не осуществляется;
- в нарушение п.16 (ред. от 23.07.2018) и п.13 (ред. от 19.03.2019) Порядка предоставления субсидий Минсельхозом НСО выделена субсидия на сумму 1 603,2 тыс.руб. организации, представившей документы на право получения субсидий с нарушением установленного срока;
- в нарушение Порядка предоставления субсидий Минсельхозом НСО выделена субсидия на сумму 198,0 тыс.руб. без документов, подтверждающих соответствие установленным условиям, и излишне перечислена субсидия на сумму 6,0 тыс.руб.;
- в нарушение п.7 Порядка предоставления грантов (утв. Постановлением Правительства Новосибирской области от 02.02.2015 №37-п), Минсельхозом НСО выделена субсидия на возмещение затрат на закупку техники на сумму 58,2 тыс.руб. по документам, представленным КФХ ранее в Министерство для получения гранта начинающим фермерам.
6.2 В 2020-2021 гг. 5 сельхозтоваропроизводителями в нарушение п. 11 Порядка предоставления субсидий отчуждена самоходная сельскохозяйственная техника (в течении 3 лет с даты приобретения), субсидированная за счет средств областного бюджета на общую сумму 2 769,2 тыс.руб. При этом, Минсельхозом НСО не установлено эффективного взаимодействия с Гостехнадзором для осуществления контроля за выполнением условия получения субсидий. В ходе проверки, Министерством подготовлен проект соглашения с Гостехнадзором, определяющий порядок, сроки обмена информацией в целях контроля за исполнением получателями субсидий условий их предоставления.
6.3 Минсельхозом НСО в ходе проверки сельхозтоваропроизводителям направлены уведомления о возврате в областной бюджет неправомерно полученных субсидий. По окончанию проверки возвращено 4 организациями 1 111,5 тыс.руб. Подлежат возврату субсидии на общую сумму 18 816,0 тыс.руб.
- Установлены многочисленные факты предоставления субсидий не в порядке очередности включения в реестры заявителей, что является нарушением п. 15 Порядка предоставления субсидий, и, может свидетельствовать о субъективном характере приятия управленческих решений о предоставлении государственной поддержки.
По мнению КСП НСО, нарушениям способствует отсутствие автоматического формирования реестров в ГИС НСО «Господдержка АПК НСО» и синхронизации указанной системы с АС «Бюджет».
- В период 2019- 2021 гг., по информации Минсельхоза НСО, фактические показатели целевого индикатора «Количество единиц новой техники, приобретенной для сельскохозяйственного производства в рамках государственной программы» существенно превышают плановые значения и составили: 2019 – 1 833 ед. (141,0% к плану), 2020 - 1 867 ед. (133,4%), 2021 -2 221 ед. (153,2%).
При этом, формирование плановых и фактических значений не соответствует методике, установленной приказами Минсельхоза НСО и не позволяет характеризовать изменения в обеспеченности техникой и оборудованием сельскохозяйственного производства Новосибирской области.
По данным Новосибирскстата в сельскохозяйственных организациях области в 2020 году общее количество техники снизилось к уровню 2015 года на 25,6% (с 54,2 тыс.шт. до 40,3 тыс.шт.), в том числе, количество отдельных видов тракторов на 18,4% (с 7 037 шт., до 5 737 шт.), машин для посева на 24,2% (с 3 919 шт. до 2 969 шт.) и зерноуборочных комбайнов на 24,7% (с 2 207 шт. до 1 662 шт.), доильных установок и агрегатов на 14,0% (с 1 511 шт. до 1 299 шт). Вместе с тем, энергообеспеченность на 100 га посевной площади выросла до 179 л.с. (в 2015 - 172 л.с.).
По результатам проверки министерству сельского хозяйства Новосибирской области направлено представление для принятия мер по устранению и предупреждению установленных нарушений и недостатков.