19 Сентября 2014
Экспертиза проекта государственной программы Новосибирской области «Развитие систем обращения с отходами производства и потребления в Новосибирской области в 2015 – 2020 годах» проведена в соответствии с п.7 ст. 7 Закона Новосибирской области от 07.11.2011 № 131-ОЗ «О Контрольно-счётной палате Новосибирской области».
Проект госпрограммы представлен в палату ее государственным заказчиком – министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области письмом от 25.08.2014, а также размещен на официальном сайте министерства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: www.minstroy.nso.ru/Documentation/Pages/projectpost.aspx.
В результате экспертизы сделаны следующие выводы:
1. Проект госпрограммы направлен на совершенствование системы обращения с отходами производства и потребления в Новосибирской области и предусматривает строительство 2-х мусороперерабатывающих предприятий и создание Единого оператора по сбору, транспортировке, переработке и утилизации твердых бытовых отходов в городе Новосибирске; строительство полигонов твердых бытовых отходов и обновление техники специального назначения (для сбора и вывоза отходов) в городах и районах области. К 2020 году планируется увеличить долю обезвреживаемых и используемых отходов с 40,4% до 47,0%; увеличить долю муниципальных районов и городских округов области, обеспеченных полигонами ТБО, отвечающих установленным требованиям с 20,6% до 47,1%; увеличить долю твердых бытовых отходов, захораниваемых на таких полигонах с 12,0% до 21,0%; обеспечить обновление автопарка техники специального назначения на 60%.
2. Проект госпрограммы не обеспечивает достижение целевых показателей в сфере обращения с отходами, предусмотренных Стратегией развития области до 2025 года, Программой развития области на 2011-2015 гг., Концепцией охраны окружающей среды области на период до 2015 года. В настоящее время мероприятия по обращению с отходами предусмотрены в госпрограмме по охране окружающей среды (с 2015 года в этой госпрограмме останутся мероприятия по обращении с опасными и биологическими отходами). Целевые показатели строительства полигонов и приобретения специальной техники в проекте госпрограммы по сравнению с действующей программой сокращаются.
3. В проекте госпрограммы не рассматривается ряд актуальных мероприятий, предусмотренных Комплексной стратегией обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами в Российской Федерации и Концепцией охраны окружающей среды Новосибирской области (в частности, по получению из отходов энергии и метана, утилизации золошлаковых отходов ТЭЦ, иловых осадков очистных сооружений, отходов горнодобывающих производств, созданию единой информационной системы об источниках отходов и их использовании).
4. В показателях, отражающих реализацию мероприятий проекта госпрограммы по обезвреживанию и переработке отходов, имеются противоречия и несопоставимость. В частности доля обезвреживаемых и используемых отходов по области значительно выше, чем в городе Новосибирске (не раскрыто к каким видам отходов относятся показатели: к твердым бытовым, коммунальным, промышленным или всем).
5. В соответствии с новыми Методическими указаниями в приложениях к госпрограммам не приводится распределение объемов финансирования по мероприятиям и кодам бюджетной классификации, что не позволяет раскрывать взаимосвязь между ними. Меры государственного регулирования в сфере обращения с отходами в проекте госпрограммы фактически не рассматриваются. В проекте госпрограммы не раскрыт механизм возмещения убытков, возникающих из-за недостаточности установленного тарифа для перехода к переработке бытовых отходов и отсутствует проект порядка предоставления соответствующих субсидий.
6. В Порядке финансирования мероприятий госпрограммы и Условиях предоставления и расходования субсидий местным бюджетам требуется уточнить ряд положений, в т.ч. условия заключения и оплаты контрактов при наличии у поставщика задолженности по платежам в бюджеты, критерии результативности использования субсидий и их значения. Методика расчета объема субсидий местным бюджетам не раскрывает порядок распределения средств между муниципальными районами и городскими округами, а также может приводить к неэффективным расходам на разработку проектно-сметной документации (в случае если на соответствующий объект не будут выделены субсидии).
7. Реализация мероприятия по возмещению убытков, возникающих из-за государственного регулирования тарифов, потребует дополнительного правого регулирования, поскольку действующее законодательство не предусматривает установление тарифа на уровне, ниже экономически обоснованного. Департамент по тарифам НСО к рассмотрению данного вопроса разработчиками программы не привлекался. Отсутствуют расчеты и обоснования сумм возмещения убытков (28 500,0 тыс.руб. в год)
8. Отсутствует подтверждение суммы внебюджетных источников финансирования проекта госпрограммы (инвестиций в строительство мусороперерабатывающих заводов). Не согласовано место расположения заводов (планируемое не соответствует Схемой территориального планирования Новосибирской агломерации).
По результатам экспертно-аналитического мероприятия Контрольно-счётной палатой Новосибирской области предложено:
1. Правительству Новосибирской области:
предусмотреть в Порядке формирования и реализации госпрограмм необходимость распределения объемов финансирования по мероприятиям программ и кодам бюджетной классификации;
рассмотреть вопрос об объединении мероприятий по обращению с отходами, в т.ч. биологическими и особо опасными, в одной госпрограмме, оптимизации системы соответствующих объектов и организаций.
2. Государственному заказчику программы – министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области:
раскрыть в программе механизм ее реализации (достижения цели и ожидаемых результатов) и меры государственного регулирования в сфере обращения с отходами;
уточнить порядок финансирования мероприятий программы, условия предоставления и расходования, методику распределения субсидий местным бюджетам;
уточнить наименования и значения показателей мероприятий по обезвреживанию и использованию отходов; определить критерии результативности использования субсидий местным бюджетам и их значения
согласовать с Департаментом по тарифам и инвестором подходы в регулирования тарифов в сфере обращения с отходами и компенсации выпадающих доходов, закрепить их в порядке предоставления субсидий.
Контрольно-счётной палатой Новосибирской области проведена экспертиза проекта изменений государственной программы Новосибирской области развития систем обращения с отходами производства и потребления.
Экспертиза проекта государственной программы Новосибирской области «Развитие систем обращения с отходами производства и потребления в Новосибирской области в 2015 – 2020 годах» проведена в соответствии с п.7 ст. 7 Закона Новосибирской области от 07.11.2011 № 131-ОЗ «О Контрольно-счётной палате Новосибирской области».
Проект госпрограммы представлен в палату ее государственным заказчиком – министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области письмом от 25.08.2014, а также размещен на официальном сайте министерства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: www.minstroy.nso.ru/Documentation/Pages/projectpost.aspx.
В результате экспертизы сделаны следующие выводы:
1. Проект госпрограммы направлен на совершенствование системы обращения с отходами производства и потребления в Новосибирской области и предусматривает строительство 2-х мусороперерабатывающих предприятий и создание Единого оператора по сбору, транспортировке, переработке и утилизации твердых бытовых отходов в городе Новосибирске; строительство полигонов твердых бытовых отходов и обновление техники специального назначения (для сбора и вывоза отходов) в городах и районах области. К 2020 году планируется увеличить долю обезвреживаемых и используемых отходов с 40,4% до 47,0%; увеличить долю муниципальных районов и городских округов области, обеспеченных полигонами ТБО, отвечающих установленным требованиям с 20,6% до 47,1%; увеличить долю твердых бытовых отходов, захораниваемых на таких полигонах с 12,0% до 21,0%; обеспечить обновление автопарка техники специального назначения на 60%.
2. Проект госпрограммы не обеспечивает достижение целевых показателей в сфере обращения с отходами, предусмотренных Стратегией развития области до 2025 года, Программой развития области на 2011-2015 гг., Концепцией охраны окружающей среды области на период до 2015 года. В настоящее время мероприятия по обращению с отходами предусмотрены в госпрограмме по охране окружающей среды (с 2015 года в этой госпрограмме останутся мероприятия по обращении с опасными и биологическими отходами). Целевые показатели строительства полигонов и приобретения специальной техники в проекте госпрограммы по сравнению с действующей программой сокращаются.
3. В проекте госпрограммы не рассматривается ряд актуальных мероприятий, предусмотренных Комплексной стратегией обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами в Российской Федерации и Концепцией охраны окружающей среды Новосибирской области (в частности, по получению из отходов энергии и метана, утилизации золошлаковых отходов ТЭЦ, иловых осадков очистных сооружений, отходов горнодобывающих производств, созданию единой информационной системы об источниках отходов и их использовании).
4. В показателях, отражающих реализацию мероприятий проекта госпрограммы по обезвреживанию и переработке отходов, имеются противоречия и несопоставимость. В частности доля обезвреживаемых и используемых отходов по области значительно выше, чем в городе Новосибирске (не раскрыто к каким видам отходов относятся показатели: к твердым бытовым, коммунальным, промышленным или всем).
5. В соответствии с новыми Методическими указаниями в приложениях к госпрограммам не приводится распределение объемов финансирования по мероприятиям и кодам бюджетной классификации, что не позволяет раскрывать взаимосвязь между ними. Меры государственного регулирования в сфере обращения с отходами в проекте госпрограммы фактически не рассматриваются. В проекте госпрограммы не раскрыт механизм возмещения убытков, возникающих из-за недостаточности установленного тарифа для перехода к переработке бытовых отходов и отсутствует проект порядка предоставления соответствующих субсидий.
6. В Порядке финансирования мероприятий госпрограммы и Условиях предоставления и расходования субсидий местным бюджетам требуется уточнить ряд положений, в т.ч. условия заключения и оплаты контрактов при наличии у поставщика задолженности по платежам в бюджеты, критерии результативности использования субсидий и их значения. Методика расчета объема субсидий местным бюджетам не раскрывает порядок распределения средств между муниципальными районами и городскими округами, а также может приводить к неэффективным расходам на разработку проектно-сметной документации (в случае если на соответствующий объект не будут выделены субсидии).
7. Реализация мероприятия по возмещению убытков, возникающих из-за государственного регулирования тарифов, потребует дополнительного правого регулирования, поскольку действующее законодательство не предусматривает установление тарифа на уровне, ниже экономически обоснованного. Департамент по тарифам НСО к рассмотрению данного вопроса разработчиками программы не привлекался. Отсутствуют расчеты и обоснования сумм возмещения убытков (28 500,0 тыс.руб. в год)
8. Отсутствует подтверждение суммы внебюджетных источников финансирования проекта госпрограммы (инвестиций в строительство мусороперерабатывающих заводов). Не согласовано место расположения заводов (планируемое не соответствует Схемой территориального планирования Новосибирской агломерации).
По результатам экспертно-аналитического мероприятия Контрольно-счётной палатой Новосибирской области предложено:
1. Правительству Новосибирской области:
предусмотреть в Порядке формирования и реализации госпрограмм необходимость распределения объемов финансирования по мероприятиям программ и кодам бюджетной классификации;
рассмотреть вопрос об объединении мероприятий по обращению с отходами, в т.ч. биологическими и особо опасными, в одной госпрограмме, оптимизации системы соответствующих объектов и организаций.
2. Государственному заказчику программы – министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области:
раскрыть в программе механизм ее реализации (достижения цели и ожидаемых результатов) и меры государственного регулирования в сфере обращения с отходами;
уточнить порядок финансирования мероприятий программы, условия предоставления и расходования, методику распределения субсидий местным бюджетам;
уточнить наименования и значения показателей мероприятий по обезвреживанию и использованию отходов; определить критерии результативности использования субсидий местным бюджетам и их значения
согласовать с Департаментом по тарифам и инвестором подходы в регулирования тарифов в сфере обращения с отходами и компенсации выпадающих доходов, закрепить их в порядке предоставления субсидий.