Учебно-методический семинар о практике стратегического аудита и аудита эффективности на региональном уровне
Учебно-методический семинар на тему «Практика стратегического аудита и аудита эффективности на региональном уровне» для руководителей и сотрудников контрольно-счетных органов Сибирского федерального округа прошел 30 мая текущего года в формате видео-конференцсвязи. Мероприятие проведено в соответствии с планом работы Совета КСО при Счетной палате Российской Федерации на 2022 год.
Модератором семинара выступила председатель отделения Совета контрольно-счетных органов при Счетной палате Российской Федерации в Сибирском федеральном округе, председатель Контрольно-счетной палаты Иркутской области Морохоева И.П.
С приветственным словом к участникам семинара обратился директор Департамента международного и регионального сотрудничества аппарата Счетной палаты Российской Федерации Махмутов Т.А.
Открыло работу семинара выступление председателя Контрольно-счетной палаты Республики Хакасия Лях О.А. «О практике стратегического аудита на примере КСП Республики Хакасия».
КСП Новосибирской области с докладом «О практике проведения стратегического аудита КСП Новосибирской области» представил аудитор Мартынов С.Н. В своем докладе он, в частности, отметил, что изменения Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» фактически установили полномочие КСО по осуществлению стратегического аудита. В КСП НСО с 2022 года было создано новое, 5-е аудиторское направление: «Стратегическое планирование и бюджетный процесс».
Аудит эффективности и стратегический аудит, как более сложные формы государственного аудита, требуют гораздо больше времени, чем традиционные формы финансового аудита и комплайнс аудита (70% на 30%). На практике пока пропорция обратная.
Стратегия развития НСО до 2030 года была принята в начале 2019 года. В настоящее время начата работа по ее актуализации. Внешние факторы последних лет привели к тому, что для достижения целей и результатов стратегии необходимо пересмотреть методы и средства их достижения.
Основную роль в стратегическом планировании (и по количеству документов и по времени на их администрирование) занимают государственные программы. Они чаще корректируются, в т.ч. с учетом необходимости приведения в соответствие с законом о бюджете.
Госпрограммы и программный бюджет должны были обеспечить реализацию принципов «бюджетирования, ориентированного на результат» и раскрыть взаимосвязь ресурсов, мероприятий и достигаемых за счет них результатов. Должна проводиться оценка эффективности реализации, по ее итогам перераспределяться финансирование.
Переход на программный бюджет на региональном уровне произошел более 5 лет назад, в рамках госпрограмм осуществляется больше 90% расходов региональных бюджетов в т.ч. в НСО. На муниципальном уровне переход на программный бюджет не завершен, хотя региональным законом можно сделать это обязательным.
Экспертизы проектов госпрограмм были предусмотрены в 6-ФЗ еще до появления соответствующих норм в БК РФ. Существенный недостаток практик разработки госпрограмм, выявляемый КСП НСО в ходе экспертиз, – формальный выбор целевых показателей и их плановых значений.
Важные для сферы реализации программы показатели, но сложные в достижении, не всегда включаются в проекты госпрограмм. Например, в госпрограмме обеспечения безопасности жизнедеятельности основной показатель – доля выполненных мероприятий плана работы учреждения, а не динамика пожаров и других чрезвычайных ситуаций.
За период использования программного бюджета в НСО от 1/3 до 2/3 госпрограмм несвоевременно приводились в соответствие с законом о бюджете. Ситуация изменилась только в этом году, когда на основе информации палаты областная прокуратура внесла представление.
Для оптимизации работы по внесению изменений в госпрограммы последние годы в областных правовых актах была исключена необходимость вносить изменения после каждого изменения бюджета (достаточно с первым и последним). В первые 3 месяца достаточно одними изменениями привести в соответствие с последней редакцией бюджета за прошлые год и с первой на текущий.
Но сложные процедуры согласования и экспертизы проектов изменений, особенно после завершения года, нецелесообразны. Финансирование просто приводится в соответствие с законом или бюджетной росписью. Ошибки при этом возможны, но не могут привести к значимым нарушениям. Корректировка плановых значений показателей по истечению года проводится под факт и искажает оценку эффективности.
Целесообразно использовать принципы работы с программами из нового положения о системе управления федеральными госпрограммами (от 26.05.2021). С 2022 года объемы финансирования постановлениями Правительства не утверждаются, они будут содержаться в документах программного органа (совета по реализации госпрограммы).
Вместе с тем, правовым актом Правительства не будут утверждаться и плановые значения целевых показателей. Процедуры управления госпрограммами будут максимально приближены к процедурам управления федеральными и региональными проектами. Это позволит повысить оперативность управления, снимет проблему частых изменений.
Но программы станут менее доступны для представительных органов и общества. Паспорта и отчеты о реализации проектов содержатся в Подсистеме управления проектами Электронного бюджета, доступ к которой имеют лишь уполномоченными лица (у КСП НСО он есть с 2019 года). Для представительных органов результаты мониторинга реализации проектов, проводимого КСО, являются одним из основных источников информации.
В текущем году КСП НСО планирует получить доступ к ГАС Управление, в которой осуществляется работа с областными госпрограммами. Палата также принимает участие в работе по актуализации стратегии развития области, пересмотру порядка формирования и рассмотрения областных госпрограмм.
Продолжился семинар выступлением председателя Контрольно-счетной палаты Иркутской области Морохоевой И.П. «О практике стратегического аудита и аудита эффективности на примере Контрольно-счетной палаты Иркутской области».
Далее было выступление председателя Счетной палаты Алтайского края Миненка В.В. на тему «Итоги проведения Счетной палатой Алтайского края аудита эффективности достижения целей государственной политики в области развития туризма в Алтайском крае» и выступление председателя Контрольно-счетной палаты Омской области Шугулбаева Т.М. на тему «Стратегический аудит и аудит эффективности - единая система контроля. Проблемы реализации»
Закончился семинар выступлением председателя Контрольно-счетной палаты Республики Алтай Малчинова Э.Н. на тему «Аудит эффективности государственных закупок, товаров, работ и услуг, осуществляемых органами государственной власти».
По итогам учебно-методического семинара его участниками приняты итоговые рекомендации.
С материалами мероприятия и его видеозаписью можно ознакомиться на портале Счетной палаты Российской Федерации и контрольно-счетных органов (www.portalkso.ru).