28 Октября 2014
Экспертиза проекта государственной программы Новосибирской области «Культура Новосибирской области» проведена в соответствии с п.7 ст. 7 Закона Новосибирской области от 07.11.2011 № 131-ОЗ «О Контрольно-счётной палате Новосибирской области».
Проект госпрограммы представлен в палату ее государственным заказчиком-координатором – министерством культуры Новосибирской области письмом от 03.10.2014. Проект госпрограммы на официальном сайте культуры Новосибирской области не размещен.
В результате экспертизы сделаны следующие выводы:
1. Проект госпрограммы направлен на создание условий для обеспечения равной доступности культурных благ, развитие и реализацию культурного и духовного потенциала каждой личности.
За счет реализации проекта госпрограммы планируется увеличить долю жителей области, удовлетворенных качеством предоставления услуг в сфере культуры с 91,0% в 2014 году до 95,0% в 2020 году; в 2 раза увеличить количество культурно-досуговых мероприятий, направленных на развитие творческого потенциала граждан и количество проектов, направленных на поддержку одаренных детей и талантливой молодежи; долю зданий учреждений культуры и объектов культурного наследия, находящихся в удовлетворительном состоянии увеличить с 73,0% до 81,0% и с 69,7% до 83,1% соответственно, а также увеличить долю объектов культурного наследия, расположенных на исторических территориях и вовлеченных в сферу туризма с 34,0% до 46,0%.
2. В проекте госпрограммы не рассматривается приоритет по развитию Новосибирского кинематографа, обозначенный в качестве одного из направлений деятельности по созданию в Новосибирске разнообразной и насыщенной культурной среды. Также отсутствуют мероприятия по реализации Указа Президента РФ от 07.05.2012 № 597 в части создания центров культурного развития в малых городах России, расширению практики обмена выставками между музеями РФ, работе музеев в вечернее и ночное время. Отсутствуют мероприятия, направленные на решение ряда проблем, приведенных в качестве обоснования необходимости разработки проекта госпрограммы (поиск инновационных форм работы с различными группами населения; развитие библиотечной системы; усиление отраслевого взаимодействия с представителями независимых культурных агентов; создание системы современного арт-маркетинга).
3. В проекте госпрограммы предусмотрен целевой показатель по доведению средней заработной платы работников учреждений культуры до средней заработной платы в регионе. При этом отдельные показатели по федеральным, областным и муниципальным учреждениям отсутствуют, хотя фактически для них установлены разные темпы роста уровня заработной платы. В результате мероприятий по повышению уровня оплаты труда в учреждениях культуры в сельской местности увеличивается разрыв между доходами работников учреждений культуры и других отраслей. Также появляется разрыв между обслуживающим персоналом в учреждениях культуры и других учреждениях бюджетной сферы.
Кроме того, в проекте госпрограммы предусмотрены средства на повышение уровня заработной платы только в областных государственных учреждениях. Для повышения заработной платы в муниципальных учреждениях культуры, используются средства, предусмотренные в госпрограмме «Управление государственными финансами в Новосибирской области» (проект рассматриваемой госпрограммы ссылки на другой источник финансирования не содержит).
4. В проекте госпрограммы отсутствуют целевые индикаторы, отражающие повышение доступности культурных благ (услуг) для разных категорий населения, в том числе в разрезе муниципальных образований. Все индикаторы являются среднеобластными показателями, ни одного показателя в разрезе муниципальных образований не приводится, что затрудняет оценку равенства доступности благ и услуг культуры на всей территории Новосибирской области.
Перечень целевых индикаторов проекта госпрограммы сформирован без учета показателей, установленных для субъектов РФ в приложении 2 к федеральной госпрограмме «Развитие культуры и туризма» на 2014-2020 годы (например, средняя численность посетителей зоопарков, среднее количество книговыдач и средняя численность детей от 7 до 15 лет, обучающихся в детских школах искусств, на 1 тыс. человек). При этом в случае предоставления субсидий из федерального бюджета на реализацию мероприятий в сфере культуры субъект РФ принимает на себя обязательства по достижению целевых показателей из федеральной госпрограммы.
5. В нарушение п.12 Порядка формирования и реализации госпрограмм порядок предоставления субсидий производителям товаров, работ, услуг (грантов) в сфере культуры не представлен в качестве отдельного приложения к проекту постановления об утверждении госпрограммы. Требуется уточнить ряд положений в Порядке финансирования мероприятий госпрограммы, в том числе в части условий оплаты контрактов при наличии у поставщика задолженности по платежам в бюджеты, принятия решений о подготовке и реализации бюджетных инвестиций, определения случаев предоставления учреждениям в сфере культуры субсидий на иные цели.
6. Методика расчета межбюджетных трансфертов на реализацию мероприятий госпрограммы не раскрывает способа (критериев) отбора муниципальных образований для предоставления межбюджетных трансфертов на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов культуры и культурного наследия. Вместо субсидий в ряде случаев предусмотрено предоставление иных межбюджетных трансфертов. В составе Методики расчета межбюджетных трансфертов приводится распределение субсидий и иных межбюджетных трансфертов между муниципальными образованиями, которое в соответствии со ст.3, 6 Закона области от 07.11.2011 № 132-ОЗ должно устанавливаться законом об областном бюджете.
7. В соответствии с новыми Методическими указаниями Министерства эко-номического развития НСО в приложениях к госпрограммам не приводится распределение объемов финансирования по мероприятиям и кодам бюджетной классификации (что не позволяет раскрывать взаимосвязь между мероприятиями и ресурсами), а также отменяется ведомственная целевая программа в сфере реализации проекта госпрограммы. В ряде случаев требуется уточнение состава и наименований мероприятий.
В проекте госпрограммы не раскрыт механизм ее реализации и отсутствует характеристика мер государственного регулирования в сфере культуры. Не приведены фактически имеющиеся меры финансового и имущественного характера (льготы по налогу на прибыль для учреждений культуры, уменьшение арендной платы на 50,0% затрат на сохранение арендованного объекта культурного наследия).
8. Общий объем финансирования госпрограммы на 2015-2017 гг. из областного бюджета больше объема финансирования, предусмотренного проектом Закона об областном бюджете на 2015-2017 гг., в том числе в 2015 году на 231 441,5 тыс.руб., в 2016 году на 715 626,1 тыс.руб., в 2017 году на 979 264,9 тыс.руб.
Кроме того, объем и доля средств местного бюджета, предусмотренная на реализацию мероприятий государственной программы по строительству и реконструкции объектов муниципальной собственности и по капитальному ремонту, реконструкции или сооружению памятников и других мемориальных объектов, увековечивающих память о новосибирцах – защитниках Отечества не соответствует установленным в проекте госпрограммы размерам софинансирования.
По результатам экспертно-аналитического мероприятия Контрольно-счётной палатой Новосибирской области предложено:
1. Правительству Новосибирской области:
предусмотреть в Порядке формирования и реализации госпрограмм необходимость распределения объемов финансирования по мероприятиям программ и кодам бюджетной классификации;
уточнить порядок разработки и реализации ведомственных целевых программ, предусмотрев возможность их разработки в качестве дальнейшей детализации мероприятий государственных программ;
2. Государственному заказчику-координатору программы – министерству культуры Новосибирской области:
предусмотреть в программе мероприятия по развитию Новосибирского кинематографа, расширению практики обмена выставками между музеями, решению других указанных в программе проблем в сфере культуры;
дополнить программу целевыми индикаторами, отражающими доступность услуг культуры в разрезе муниципальных образований, темпы повышения зарплаты в учреждениях разной формы собственности;
уточнить состав и содержание мероприятий, учесть целевые индикаторы федеральной госпрограммы, являющиеся показателями результативности использования субсидий из федерального бюджета;
раскрыть в программе механизм ее реализации (достижения цели и ожидаемых результатов), характеристики мер государственного регулирования, используемых в сфере культуры;
разработать порядок предоставления субсидий (грантов) в сфере культуры, уточнить порядок финансирования мероприятий программы, раскрыть способ (критерии) отбора объектов для предоставления субсидий местным бюджетам;
привести объемы финансирования программы за счет средств местного бюджета в соответствие с установленными размерами (долями) софинансирования;
привести программу в соответствие с Законом об областном бюджете на 2015-2017гг. после его утверждения.
Контрольно-счётной палатой Новосибирской области проведена экспертиза проекта государственной программы Новосибирской области «Культура Новосибирской области».
Экспертиза проекта государственной программы Новосибирской области «Культура Новосибирской области» проведена в соответствии с п.7 ст. 7 Закона Новосибирской области от 07.11.2011 № 131-ОЗ «О Контрольно-счётной палате Новосибирской области».
Проект госпрограммы представлен в палату ее государственным заказчиком-координатором – министерством культуры Новосибирской области письмом от 03.10.2014. Проект госпрограммы на официальном сайте культуры Новосибирской области не размещен.
В результате экспертизы сделаны следующие выводы:
1. Проект госпрограммы направлен на создание условий для обеспечения равной доступности культурных благ, развитие и реализацию культурного и духовного потенциала каждой личности.
За счет реализации проекта госпрограммы планируется увеличить долю жителей области, удовлетворенных качеством предоставления услуг в сфере культуры с 91,0% в 2014 году до 95,0% в 2020 году; в 2 раза увеличить количество культурно-досуговых мероприятий, направленных на развитие творческого потенциала граждан и количество проектов, направленных на поддержку одаренных детей и талантливой молодежи; долю зданий учреждений культуры и объектов культурного наследия, находящихся в удовлетворительном состоянии увеличить с 73,0% до 81,0% и с 69,7% до 83,1% соответственно, а также увеличить долю объектов культурного наследия, расположенных на исторических территориях и вовлеченных в сферу туризма с 34,0% до 46,0%.
2. В проекте госпрограммы не рассматривается приоритет по развитию Новосибирского кинематографа, обозначенный в качестве одного из направлений деятельности по созданию в Новосибирске разнообразной и насыщенной культурной среды. Также отсутствуют мероприятия по реализации Указа Президента РФ от 07.05.2012 № 597 в части создания центров культурного развития в малых городах России, расширению практики обмена выставками между музеями РФ, работе музеев в вечернее и ночное время. Отсутствуют мероприятия, направленные на решение ряда проблем, приведенных в качестве обоснования необходимости разработки проекта госпрограммы (поиск инновационных форм работы с различными группами населения; развитие библиотечной системы; усиление отраслевого взаимодействия с представителями независимых культурных агентов; создание системы современного арт-маркетинга).
3. В проекте госпрограммы предусмотрен целевой показатель по доведению средней заработной платы работников учреждений культуры до средней заработной платы в регионе. При этом отдельные показатели по федеральным, областным и муниципальным учреждениям отсутствуют, хотя фактически для них установлены разные темпы роста уровня заработной платы. В результате мероприятий по повышению уровня оплаты труда в учреждениях культуры в сельской местности увеличивается разрыв между доходами работников учреждений культуры и других отраслей. Также появляется разрыв между обслуживающим персоналом в учреждениях культуры и других учреждениях бюджетной сферы.
Кроме того, в проекте госпрограммы предусмотрены средства на повышение уровня заработной платы только в областных государственных учреждениях. Для повышения заработной платы в муниципальных учреждениях культуры, используются средства, предусмотренные в госпрограмме «Управление государственными финансами в Новосибирской области» (проект рассматриваемой госпрограммы ссылки на другой источник финансирования не содержит).
4. В проекте госпрограммы отсутствуют целевые индикаторы, отражающие повышение доступности культурных благ (услуг) для разных категорий населения, в том числе в разрезе муниципальных образований. Все индикаторы являются среднеобластными показателями, ни одного показателя в разрезе муниципальных образований не приводится, что затрудняет оценку равенства доступности благ и услуг культуры на всей территории Новосибирской области.
Перечень целевых индикаторов проекта госпрограммы сформирован без учета показателей, установленных для субъектов РФ в приложении 2 к федеральной госпрограмме «Развитие культуры и туризма» на 2014-2020 годы (например, средняя численность посетителей зоопарков, среднее количество книговыдач и средняя численность детей от 7 до 15 лет, обучающихся в детских школах искусств, на 1 тыс. человек). При этом в случае предоставления субсидий из федерального бюджета на реализацию мероприятий в сфере культуры субъект РФ принимает на себя обязательства по достижению целевых показателей из федеральной госпрограммы.
5. В нарушение п.12 Порядка формирования и реализации госпрограмм порядок предоставления субсидий производителям товаров, работ, услуг (грантов) в сфере культуры не представлен в качестве отдельного приложения к проекту постановления об утверждении госпрограммы. Требуется уточнить ряд положений в Порядке финансирования мероприятий госпрограммы, в том числе в части условий оплаты контрактов при наличии у поставщика задолженности по платежам в бюджеты, принятия решений о подготовке и реализации бюджетных инвестиций, определения случаев предоставления учреждениям в сфере культуры субсидий на иные цели.
6. Методика расчета межбюджетных трансфертов на реализацию мероприятий госпрограммы не раскрывает способа (критериев) отбора муниципальных образований для предоставления межбюджетных трансфертов на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов культуры и культурного наследия. Вместо субсидий в ряде случаев предусмотрено предоставление иных межбюджетных трансфертов. В составе Методики расчета межбюджетных трансфертов приводится распределение субсидий и иных межбюджетных трансфертов между муниципальными образованиями, которое в соответствии со ст.3, 6 Закона области от 07.11.2011 № 132-ОЗ должно устанавливаться законом об областном бюджете.
7. В соответствии с новыми Методическими указаниями Министерства эко-номического развития НСО в приложениях к госпрограммам не приводится распределение объемов финансирования по мероприятиям и кодам бюджетной классификации (что не позволяет раскрывать взаимосвязь между мероприятиями и ресурсами), а также отменяется ведомственная целевая программа в сфере реализации проекта госпрограммы. В ряде случаев требуется уточнение состава и наименований мероприятий.
В проекте госпрограммы не раскрыт механизм ее реализации и отсутствует характеристика мер государственного регулирования в сфере культуры. Не приведены фактически имеющиеся меры финансового и имущественного характера (льготы по налогу на прибыль для учреждений культуры, уменьшение арендной платы на 50,0% затрат на сохранение арендованного объекта культурного наследия).
8. Общий объем финансирования госпрограммы на 2015-2017 гг. из областного бюджета больше объема финансирования, предусмотренного проектом Закона об областном бюджете на 2015-2017 гг., в том числе в 2015 году на 231 441,5 тыс.руб., в 2016 году на 715 626,1 тыс.руб., в 2017 году на 979 264,9 тыс.руб.
Кроме того, объем и доля средств местного бюджета, предусмотренная на реализацию мероприятий государственной программы по строительству и реконструкции объектов муниципальной собственности и по капитальному ремонту, реконструкции или сооружению памятников и других мемориальных объектов, увековечивающих память о новосибирцах – защитниках Отечества не соответствует установленным в проекте госпрограммы размерам софинансирования.
По результатам экспертно-аналитического мероприятия Контрольно-счётной палатой Новосибирской области предложено:
1. Правительству Новосибирской области:
предусмотреть в Порядке формирования и реализации госпрограмм необходимость распределения объемов финансирования по мероприятиям программ и кодам бюджетной классификации;
уточнить порядок разработки и реализации ведомственных целевых программ, предусмотрев возможность их разработки в качестве дальнейшей детализации мероприятий государственных программ;
2. Государственному заказчику-координатору программы – министерству культуры Новосибирской области:
предусмотреть в программе мероприятия по развитию Новосибирского кинематографа, расширению практики обмена выставками между музеями, решению других указанных в программе проблем в сфере культуры;
дополнить программу целевыми индикаторами, отражающими доступность услуг культуры в разрезе муниципальных образований, темпы повышения зарплаты в учреждениях разной формы собственности;
уточнить состав и содержание мероприятий, учесть целевые индикаторы федеральной госпрограммы, являющиеся показателями результативности использования субсидий из федерального бюджета;
раскрыть в программе механизм ее реализации (достижения цели и ожидаемых результатов), характеристики мер государственного регулирования, используемых в сфере культуры;
разработать порядок предоставления субсидий (грантов) в сфере культуры, уточнить порядок финансирования мероприятий программы, раскрыть способ (критерии) отбора объектов для предоставления субсидий местным бюджетам;
привести объемы финансирования программы за счет средств местного бюджета в соответствие с установленными размерами (долями) софинансирования;
привести программу в соответствие с Законом об областном бюджете на 2015-2017гг. после его утверждения.