10 Декабря 2014
Экспертиза проекта государственной программы Новосибирской области «Развитие физической культуры и спорта в Новосибирской области на 2015-2021 годы» проведена в соответствии с п.7 ст. 7 Закона Новосибирской области от 07.11.2011 № 131-ОЗ «О Контрольно-счётной палате Новосибирской области».
Проект госпрограммы представлен в палату ее государственным заказчиком-координатором – департаментом физической культуры и спорта Новосибирской области письмом от 13.11.2014, а также размещен на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: http://sport.nso.ru/Documentation/Pages/project.aspx. Письмом от 08.12.2014 Департаментом физической культуры представлен новый вариант проекта госпрограммы, который учтен при проведении экспертизы.
В результате экспертизы сделаны следующие выводы:
1. Проект госпрограммы направлен на создание условий для развития физической культуры и спорта, совершенствование подготовки спортивного резерва, развитие спорта высших достижений. За счет реализации проекта госпрограммы планируется увеличить долю жителей области, систематически занимающихся физической культурой и спортом (с 26,5% в 2014 году до 40,5% в 2021 году), численность спортсменов области, включенных в составы спортивных сборных команд Российской Федерации (с 310 до 315), количество завоеванных медалей на международных и российских соревнованиях (с 1 900 до 1 910), а также площади спортивных сооружений.
При этом показатели обеспеченности плоскостными спортивными сооружениями за период реализации проекта госпрограммы сокращаются (с 66,2% до 64,5% от норматива), поскольку ожидаемые темпы роста населения превышают темпы ввода новых сооружений. По другим сооружениям показатели обеспеченности увеличиваются, но и к концу реализации проекта госпрограммы останутся существенно меньше норматива: спортивные залы – с 32,6% до 33,7% от норматива, плавательные бассейны – с 9,8% до 10,3% от норматива.
2. В проекте госпрограммы не раскрываются приоритеты государственной политики по внедрению эффективных экономических и управленческих механизмов в сфере физической культуры и спорта, а также Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (в т.ч. отсутствуют соответствующие целевые индикаторы). Наименование задачи по развитию массового спорта и популяризации здорового образа жизни дублируется в названии одного из ее мероприятий. Создание условий и развитие инфраструктуры для занятий физической культурой и спортом для инвалидов, отнесено к разным задачам.
В соответствии с новыми Методическими указаниями в приложениях к проекту госпрограммы не приводится распределение объемов финансирования по мероприятиям и кодам бюджетной классификации, что не позволяет раскрывать взаимосвязь между мероприятиями и ресурсами. Отсутствует обобщенная характеристика мероприятий проекта госпрограммы (вместо характеристики мероприятий приведены их ожидаемые результаты).
3. В проекте госпрограммы не предусмотрены целевые индикаторы, отражающие достижение приоритетов по привлечение к занятиям физической культурой и спортом различных групп населения (за исключением инвалидов). Отсутствует целевой индикатор, отражающий обеспечение отрасли квалифицированными кадрами. Показатели результативности предоставления и критерии оценки использования субсидий местным бюджетам на реализацию мероприятий проекта госпрограммы также не включены в состав ее целевых индикаторов.
4. В проекте госпрограммы не раскрыт механизм ее реализации и отсутствует характеристика мер правового регулирования в сфере физической культуры и спорта. Не приведены фактически имеющиеся меры финансового характера (льготы по налогу на прибыль). В Порядке финансирования мероприятий госпрограммы требуется уточнить ряд положений: условия заключения и оплаты контрактов при наличии у поставщика задолженности по платежам в бюджеты, основания приостановления финансирования мероприятий программы. Для системного регулирования порядка предоставления субсидий юридическим лицам (независимо от организационно правовой формы) порядок предоставления субсидий спортивным командам и физкультурно-спортивным организациям также целесообразно устанавливать в постановлении об утверждении госпрограммы.
5. В Методике расчета субсидий местным бюджетам на реализацию проекта госпрограммы не раскрывается порядок определения предельного объема субсидии. Направления использования субсидий, предусмотренные в Условиях их предоставления и использования, не соответствуют перечню, установленному в Постановлении Правительства области от 15.10.2014 № 408-п. Средства на создание в общеобразовательных организациях условий для занятий физической культурой и спортом местным бюджетам предусмотрены в форме иных межбюджетных трансфертов (вместо субсидий), что не соответствует ст.139 БК РФ.
6. Расходы на реализацию мероприятий проекта госпрограммы за счет средств областного бюджета соответствуют проекту Закона об областном бюджете на 2015-2017 гг. (с учетом поправок ко второму чтению). Однако расходы за счет средств федерального бюджета, запланированные в проекте госпрограммы в сумме 2 074 786,0 тыс.руб. на 2015-2017 годы, в проекте Закона об областном бюджете не предусмотрены. Распределение средств федерального бюджета (межбюджетных трансфертов) на реализацию мероприятий в сфере физической культуры и спорта для Новосибирской области федеральными нормативными правовыми актами не утверждено.
По результатам экспертно-аналитического мероприятия Контрольно-счётной палатой Новосибирской области предложено:
1. Правительству Новосибирской области предусмотреть в Порядке формирования и реализации госпрограмм необходимость распределения объемов финансирования по мероприятиям программ и кодам бюджетной классификации.
2. Государственному заказчику-координатору программы – департаменту физической культуры и спорта Новосибирской области:
раскрыть в программе приоритеты госполитики по внедрению эффективных экономических и управленческих механизмов в сфере физической культуры и спорта и всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО;
дополнить программу целевыми индикаторами, отражающими привлечение к занятиям физической культурой и спортом различных групп населения и обеспечение отрасли квалифицированными кадрами;
включить в перечень целевых индикаторов показатели результативности предоставления и критерии оценки использования субсидий местным бюджетам на реализацию мероприятий программы;
раскрыть в программе механизм ее реализации (достижения цели и ожидаемых результатов), характеристики мер государственного регулирования, используемых в сфере физической культуры и спорта;
уточнить порядок финансирования мероприятий программы, методику расчета субсидий местным бюджетам, направления использования субсидий и форму трансфертов на создание условий для занятий физической культурой в школах;
утвердить порядок предоставления субсидий спортивным командам и физкультурно-спортивным организациям в качестве приложения к постановлению об утверждении программы;
привести объемы финансирования программы в части средств федерального бюджета в соответствие с Законом об областном бюджете на 2015-2017 гг. после его утверждения.
Контрольно-счётной палатой Новосибирской области проведена экспертиза проекта государственной программы Новосибирской области «Развитие физической культуры и спорта в Новосибирской области на 2015-2021 годы».
Экспертиза проекта государственной программы Новосибирской области «Развитие физической культуры и спорта в Новосибирской области на 2015-2021 годы» проведена в соответствии с п.7 ст. 7 Закона Новосибирской области от 07.11.2011 № 131-ОЗ «О Контрольно-счётной палате Новосибирской области».
Проект госпрограммы представлен в палату ее государственным заказчиком-координатором – департаментом физической культуры и спорта Новосибирской области письмом от 13.11.2014, а также размещен на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: http://sport.nso.ru/Documentation/Pages/project.aspx. Письмом от 08.12.2014 Департаментом физической культуры представлен новый вариант проекта госпрограммы, который учтен при проведении экспертизы.
В результате экспертизы сделаны следующие выводы:
1. Проект госпрограммы направлен на создание условий для развития физической культуры и спорта, совершенствование подготовки спортивного резерва, развитие спорта высших достижений. За счет реализации проекта госпрограммы планируется увеличить долю жителей области, систематически занимающихся физической культурой и спортом (с 26,5% в 2014 году до 40,5% в 2021 году), численность спортсменов области, включенных в составы спортивных сборных команд Российской Федерации (с 310 до 315), количество завоеванных медалей на международных и российских соревнованиях (с 1 900 до 1 910), а также площади спортивных сооружений.
При этом показатели обеспеченности плоскостными спортивными сооружениями за период реализации проекта госпрограммы сокращаются (с 66,2% до 64,5% от норматива), поскольку ожидаемые темпы роста населения превышают темпы ввода новых сооружений. По другим сооружениям показатели обеспеченности увеличиваются, но и к концу реализации проекта госпрограммы останутся существенно меньше норматива: спортивные залы – с 32,6% до 33,7% от норматива, плавательные бассейны – с 9,8% до 10,3% от норматива.
2. В проекте госпрограммы не раскрываются приоритеты государственной политики по внедрению эффективных экономических и управленческих механизмов в сфере физической культуры и спорта, а также Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (в т.ч. отсутствуют соответствующие целевые индикаторы). Наименование задачи по развитию массового спорта и популяризации здорового образа жизни дублируется в названии одного из ее мероприятий. Создание условий и развитие инфраструктуры для занятий физической культурой и спортом для инвалидов, отнесено к разным задачам.
В соответствии с новыми Методическими указаниями в приложениях к проекту госпрограммы не приводится распределение объемов финансирования по мероприятиям и кодам бюджетной классификации, что не позволяет раскрывать взаимосвязь между мероприятиями и ресурсами. Отсутствует обобщенная характеристика мероприятий проекта госпрограммы (вместо характеристики мероприятий приведены их ожидаемые результаты).
3. В проекте госпрограммы не предусмотрены целевые индикаторы, отражающие достижение приоритетов по привлечение к занятиям физической культурой и спортом различных групп населения (за исключением инвалидов). Отсутствует целевой индикатор, отражающий обеспечение отрасли квалифицированными кадрами. Показатели результативности предоставления и критерии оценки использования субсидий местным бюджетам на реализацию мероприятий проекта госпрограммы также не включены в состав ее целевых индикаторов.
4. В проекте госпрограммы не раскрыт механизм ее реализации и отсутствует характеристика мер правового регулирования в сфере физической культуры и спорта. Не приведены фактически имеющиеся меры финансового характера (льготы по налогу на прибыль). В Порядке финансирования мероприятий госпрограммы требуется уточнить ряд положений: условия заключения и оплаты контрактов при наличии у поставщика задолженности по платежам в бюджеты, основания приостановления финансирования мероприятий программы. Для системного регулирования порядка предоставления субсидий юридическим лицам (независимо от организационно правовой формы) порядок предоставления субсидий спортивным командам и физкультурно-спортивным организациям также целесообразно устанавливать в постановлении об утверждении госпрограммы.
5. В Методике расчета субсидий местным бюджетам на реализацию проекта госпрограммы не раскрывается порядок определения предельного объема субсидии. Направления использования субсидий, предусмотренные в Условиях их предоставления и использования, не соответствуют перечню, установленному в Постановлении Правительства области от 15.10.2014 № 408-п. Средства на создание в общеобразовательных организациях условий для занятий физической культурой и спортом местным бюджетам предусмотрены в форме иных межбюджетных трансфертов (вместо субсидий), что не соответствует ст.139 БК РФ.
6. Расходы на реализацию мероприятий проекта госпрограммы за счет средств областного бюджета соответствуют проекту Закона об областном бюджете на 2015-2017 гг. (с учетом поправок ко второму чтению). Однако расходы за счет средств федерального бюджета, запланированные в проекте госпрограммы в сумме 2 074 786,0 тыс.руб. на 2015-2017 годы, в проекте Закона об областном бюджете не предусмотрены. Распределение средств федерального бюджета (межбюджетных трансфертов) на реализацию мероприятий в сфере физической культуры и спорта для Новосибирской области федеральными нормативными правовыми актами не утверждено.
По результатам экспертно-аналитического мероприятия Контрольно-счётной палатой Новосибирской области предложено:
1. Правительству Новосибирской области предусмотреть в Порядке формирования и реализации госпрограмм необходимость распределения объемов финансирования по мероприятиям программ и кодам бюджетной классификации.
2. Государственному заказчику-координатору программы – департаменту физической культуры и спорта Новосибирской области:
раскрыть в программе приоритеты госполитики по внедрению эффективных экономических и управленческих механизмов в сфере физической культуры и спорта и всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО;
дополнить программу целевыми индикаторами, отражающими привлечение к занятиям физической культурой и спортом различных групп населения и обеспечение отрасли квалифицированными кадрами;
включить в перечень целевых индикаторов показатели результативности предоставления и критерии оценки использования субсидий местным бюджетам на реализацию мероприятий программы;
раскрыть в программе механизм ее реализации (достижения цели и ожидаемых результатов), характеристики мер государственного регулирования, используемых в сфере физической культуры и спорта;
уточнить порядок финансирования мероприятий программы, методику расчета субсидий местным бюджетам, направления использования субсидий и форму трансфертов на создание условий для занятий физической культурой в школах;
утвердить порядок предоставления субсидий спортивным командам и физкультурно-спортивным организациям в качестве приложения к постановлению об утверждении программы;
привести объемы финансирования программы в части средств федерального бюджета в соответствие с Законом об областном бюджете на 2015-2017 гг. после его утверждения.