КСП Новосибирской области провела проверку организаций лесного хозяйства
Контрольно-счетная палата Новосибирской области провела проверку законности и эффективности управления и распоряжения имуществом (имущественными комплексами, акциями), находящимся в государственной собственности Новосибирской области, в 2020 году и за текущий период 2021 года. Отчет направлен в Законодательное Собрание Новосибирской области и Губернатору Новосибирской области. Проверка проведена в соответствии с поручением Законодательного Собрания Новосибирской области.
Объектами контрольного мероприятия стали:
Министерство природных ресурсов и экологии Новосибирской области (далее – Минприроды НСО, Министерство);
ГАУ НСО «Новосибирская база авиационной охраны лесов» (далее – ГАУ «Авиабаза»);
ГАУ НСО «Тогучинский лесхоз»;
ГУП НСО «Ордынский лесхоз»;
АО «Бердский лесхоз».
В результате проверки установлено:
1. На развитие лесного хозяйства в 2020 году выделено за счет бюджетных средств 376 964,1 тыс.руб. (99,6% к плану) и за счет внебюджетных источников - 446 840,5 тыс.руб., за 9 месяцев 2021 года - 392 688,1 тыс.руб. (78,7% к годовым назначениям) и 318 397,0 тыс.руб. соответственно. Бюджетные средства на 52,7% и 64,0% от расходов на лесное хозяйство выделяются в рамках ГП НСО «Развитие лесного хозяйства» (далее – Госпрограмма), и по непрограммным направлениям (в целях обеспечения выполнения функций государственными органами отдельных полномочий).
Из общего объема бюджетных средств на исполнение преданных полномочий в области лесных отношений из федерального бюджета предоставлена субвенция в 2020 году в сумме 336 083,6 тыс.руб., на 2021 год запланировано 411 389,8 тыс.руб. При этом, существенно выросли расходы областного бюджета на осуществление переданных полномочий (37 311,5 тыс.руб. и 87 664,8 тыс.руб.), а их удельный вес составил 10,8% и 17,6%.
2. По состоянию на 01.01.2020 Минприроды НСО подведомственны 26 организаций, осуществляющих деятельность в сфере лесных отношений, в том числе 5 созданных в форме автономных учреждений (ГАУ «Авиабаза» и 4 ГАУ – лесхозы), 4 ГУП – лесхозы и 17 АО – лесхозы, 100% акций которых принадлежат Новосибирской области, и в отношении которых Министерство осуществляет права акционера. В проверяемом периоде созданы 3 ГАУ, ликвидированы 4 лесхоза, находится в процедуре банкротства ГУП НСО «Кыштовский лесхоз», в процедуре ликвидации - АО «Барабинский лесхоз». В конце 2021 года одобрена ликвидация (реорганизация) еще 10 лесхозов (2 - ГУП и 8 - АО).
Предусмотренная Концепцией развития лесного комплекса Новосибирской области до 2020 года реорганизация 14 лесхозов на конец 2021 года не завершена.
3. Основной объем расходов в рамках Госпрограммы (84,1%) в 2020 году направлен автономным учреждениям, в том числе на финансовое обеспечение государственного задания на выполнение работ в сфере лесного хозяйства – 115 053,7тыс.руб. и на иные цели – 52 423,7 тыс.руб. За 9 месяцев 2021 года – 122 488,7 тыс.руб. и 99 761,7 тыс.руб. соответственно.
В нарушение подпунктов 9, 10, 13 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации (БК РФ) Министерством не выполнялись надлежащим образом бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств по формированию государственного задания и обеспечению соблюдения порядка предоставления субсидий на выполнение государственного задания и на иные цели.
3.1 При формировании государственного задания Министерством допущен ряд системных нарушений Порядка формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), утвержденного постановлением Правительства НСО от 23.11.2015 №406-п (далее – Порядок формирования государственного задания) и ст.69 и ст.69.1 БК РФ.
3.2 С нарушением норм, установленных Порядком предоставления субсидий, утвержденного постановлением Правительства НСО от 14.10.2013 №435-п (далее – Порядок предоставления субсидий) Министерством доведены субсидии на выполнение государственного задания в 2020-2021 гг. до всех ГАУ-лесхозов.
3.3 С нарушением графика перечисления субсидий, установленных соглашениями, Министерством доведены субсидии на иные цели до ГАУ «Тогучинский лесхоз» в 2020 году, до ГАУ «Авиабаза» в 2020-2021 гг.
3.4 В 2020 году Минприроды НСО не соблюдались требования п.31 Порядка формирования государственного задания в части размещения на официальном сайте государственных заданий подведомственным учреждениям, а также отчетов учреждений о выполнении государственных заданий. В 2021 году нарушение устранено, однако за 2021 год, размещаемая информация своевременно не актуализируется.
3.5 В 2020 году государственное задание не выполнено ГАУ НСО «Тогучинский лесхоз» на общую сумму 507,5 тыс.руб., ГАУ «Авиабаза» на общую сумму 2 962,9 тыс.руб., что предусматривает административную ответственность (ст.15.15.5-1 КоАП РФ).
При этом, в нарушение п.7 Порядка предоставления субсидий, Минприроды НСО с нарушением установленного срока направляло учреждениям извещение о возврате субсидии.
4. На реализацию регионального проекта «Сохранение лесов Новосибирской области» за 2020 г и 9 месяцев 2021 г. за счет средств федерального бюджета направленно 226 432,4 тыс.руб., из них 208 239,5 тыс.руб. на закупку 159 единиц специализированной техники и 379 единиц оборудования, что позволило достичь показатель оснащенности лесопожарной техникой на 81,7% от нормативного значения (план на конец года – 87%). Проблемным моментом остается обеспечение лесхозов пожарным оборудованием и инвентарем, показатель оснащенности на 01.11.2021 года составляет 56,4%.
Большая часть техники и оборудования, закупаемой ГАУ «Авиабаза», ГАУ НСО «Тогучинский лесхоз» и ГАУНСО «Чулымский лесхоз» за счет субсидий, по распределению Министерства передана (либо подлежит передачи) другим лесхозам (ГАУ, ГУП и АО), что нарушает пп.1 п.3 Порядка предоставления субсидии на иные цели, утвержденного постановлением Правительства НСО от 25.03.2021 № 89-п в части ресурсного обеспечения, укрепления и развития материально-технической инфраструктуры учреждений, получающих субсидии на иные цели и п.1.1 соглашений о предоставлении субсидий. ГАУ фактически выполняли функции государственных заказчиков, осуществляя централизованные закупки техники и оборудования. Вместе с тем, централизация закупок автономных учреждений положениями статьи 26 Федерального закона о контрактной системе не предусмотрена. Кроме того, передача оборудования и техники по договорам хранения в ГУП и АО лесхозы влечет риски неэффективного использования либо утраты при отсутствии контроля, который ГАУ «Авиабаза» фактически не осуществляло.
Применения указанной схемы поставки техники и оборудования обусловлено затянувшимся процессом реорганизации предприятий лесохозяйственного комплекса.
5. На 01.01.2020 количество лесопатрульной техники, используемой должностными лицами, осуществляющими федеральный государственный лесной надзор, государственный пожарный надзор в лесах, числящейся на балансе Министерства, составило 113 единиц, из которых 75 не имеют остаточной стоимости (износ 71,4%).
При этом, в 2021 году в рамках Госпрограммы за счет собственных средств бюджета Новосибирской области (40 365,0 тыс.руб.) в соответствии с нормами, установленными федеральным и областным законодательством, приобретены и переданы в безвозмездное пользование ФКУ «ЦХиСО ГУ МВД РФ по НСО» 39 автомобилей УАЗ-3163 для осуществления федерального государственного лесного надзора.
6. Минприроды НСО, при заключении контрактов с операторами сотовой связи (450,0 тыс.руб. в год), не контролируется эффективность использования 15 видеокамер, установленных на вышках сотовой связи в лесничествах 5 районов области (Новосибирский, Колыванский, Мошковский, Сузунский, Ордынский). Всего закуплено 18 видеокамер (балансовая стоимость 5 945,8 тыс.руб.), из них 3 камеры не используются.
В ходе встречной проверки в Ордынском лесничестве видеоизображение с 5 камер отсутствовало, что приводит к неэффективному использованию бюджетных средств (120,0 тыс.руб.) и имущества.
7. По состоянию на 01.01.2021 общая балансовая стоимость имущества всех подведомственных Минприроды НСО организаций составила 778 898,6 тыс.руб., остаточная стоимость – 215 995,5 тыс.руб. (износ в среднем 72,3%). Наименьший износ (48,4%) основных средств в ГАУ, что связано с реализацией регионального проекта «Сохранение лесов Новосибирской области». В 6 из 9 АО-лесхозов, подлежащих ликвидации, износ основных средств превышает 70,0%, что может потребовать дополнительных затрат на оснащение необходимым имуществом для деятельности создаваемых на их базе ГАУ-лесхозов.
8. Увеличение доходов произошло в 2020 году в 2 из 3 действующих с 2019 года, за 9 месяцев 2021 года в 3 из 7 действующих с 2020 года ГАУ-лесхозах. Убыток по итогам 2020 года получен ГАУ НСО «Краснозерский лесхоз».
Выполнение работ по сохранению лесов в рамках исполнения государственного задания пятью из восьми ГАУ частично передано ГУП и АО-лесхозами по договорам, заключенным неконкурентным способом. При этом реализация древесины, заготовленной лесхозами при проведении мероприятий по сохранению лесов, реализуется, как правило, по ценам ниже среднерыночных, сложившихся в Новосибирской области, что приводит к потерям доходов учреждений и организаций.
В соответствии с изменениями ст. 20 Лесного кодекса РФ с 1 января 2022 года древесина, заготовленная государственными учреждениями, при проведении мероприятий по сохранению лесов, должна реализовываться на организованных торгах, проводимых в соответствии с законодательством об организованных торгах, что потребует проведения организационных мероприятий, обучения кадров и дополнительных финансовых затрат подведомственных учреждений.
9. ГУП НСО «Ордынский лесхоз» и ГУП НСО «Новосибирский лесхоз» в 2020 году и за 9 месяцев 2021 года получен положительный финансовый результат. Однако, ни одним из предприятий не были полностью достигнуты ключевые показатели эффективности (рентабельность продаж и рентабельность капитала значительно ниже установленных значений). Переработку древесины в незначительных объемах осуществляло только ГУП «Ордынский лесхоз».
10. Положительный финансовый результат получили за 2020 год - 9, за 9 месяцев 2021 года - 10 АО-лесхозов из 17. Достигнуты все показатели эффективности по итогам 2020 года только АО «Сузунский лесхоз», 5 из 7 показателей - АО «Дубровинский лесхоз». Не достигнут ни один показатель АО «Доволенский лесхоз».
10.1 На 01.01.2021 в 6 АО-лесхозах стоимость чистых активов ниже величины уставного капитала на протяжении трех отчетных периодов. При этом, ни одно из предусмотренных п.6 ст.35 Федерального закона «Об акционерных обществах» решений Министерством не принималось.
Стоимость чистых активов меньше величины уставного капитала более чем на 25 процентов на 01.01.2021 в АО «Мирновский лесхоз», на 30.09.2021 – в АО «Мирновский лесхоз», ОАО «Куйбышевский лесхоз», АО «Северный лесхоз».
В нарушение п.6 ст.35 Федерального закона «Об акционерных обществах» указанными обществами уведомления о снижении стоимости чистых активов в средствах массовой информации не публиковались, в связи с чем кредиторы вправе потребовать от общества досрочного исполнения соответствующих обязательств, или, при невозможности их досрочного исполнения, прекращения обязательств и возмещения связанных с этим убытков, а орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, вправе предъявить в суд требование о ликвидации общества.
10.2 Кредиторская задолженность ОАО «Куйбышевский лесхоз» и АО «Мирновский лесхоз» превышает размер оборотных активов, что не позволит рассчитаться с требованиями кредиторов о досрочном исполнении соответствующих обязательств и может повлечь риск банкротства указанных обществ, в результате которого, принадлежащее им имущество, будет реализовано для погашения требований кредиторов, кроме того процедура банкротства является длительной (более года).
10.3 Негативным фактором, оказывающим влияние на эффективность работы АО-лесхозов, является высокий износ объектов основных средств, при этом низкая рентабельность деятельности предприятий не позволяет реализовывать проекты по обновлению основных средств, а также потребует дополнительных финансовых вложений для обновления имущества вновь создаваемых ГАУ.
10.4 В Новосибирской области сформирована необходимая нормативно-правовая база для оказания государственной поддержки инвестиционных проектов в области освоения лесов, при этом инвестиционный проект реализуется только АО «Сузунский лесхоз».
11. В проверенных организациях (ГАУ «Авиабаза», ГАУ НСО «Тогучинский лесхоз, ГУП НСО «Ордынский лесхоз», АО «Бердский лесхоз») установлены нарушения и недостатки в использовании имущества. Кроме того, ГУП НСО «Ордынский лесхоз», АО «Бердский лесхоз» допущены нарушения Федерального закона «О бухгалтерском учете». Ряд нарушений, в части использования имущества и земельных участков (ГАУ «Авиабаза», ГУП НСО «Ордынский лесхоз»), имеют длящийся характер и были установлены ранее проверками КСП НСО, ДИЗО НСО и Министерством. При этом, достаточных мер для их устранения принято не было.
Не осуществление государственной регистрации прав собственности земельных участков и объектов недвижимого имущества приведет к увеличению срока проведения процедуры ликвидации предприятий, а также потребует дополнительных финансовых затрат.
По результатам проведенного мероприятия палата предложила Министерству ускорить работу по ликвидации (реорганизации) лесхозов и созданию ГАУ. В Министерство и проверенные организации направлены представления для принятия мер по устранению и предупреждению установленных нарушений и недостатков.
Комитет Законодательного Собрания НСО по аграрной политике, природным ресурсам и земельным отношениям рассмотрел отчет палаты по результатам проверки на заседании, состоявшемся 8 февраля 2022 года. По результатам рассмотрения комитетом отмечена профессионально выполненная работа Контрольно-счетной палаты, информация, отраженная в отчете принята к сведению и принято решение о дополнительном рассмотрении на заседании комитета в срок до июля 2022 года вопроса об устранении министерством природных ресурсов и экологии Новосибирской области замечаний Контрольно-счетной палаты Новосибирской области, выявленных в ходе проверки.
Аудитор Е.Н. Саблина