26 Декабря 2014
Контрольно-счётной палатой Новосибирской области проведена экспертиза проекта государственной программы Новосибирской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия...».
Контрольно-счётной палатой Новосибирской области проведена экспертиза проекта государственной программы Новосибирской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Новосибирской области на 2015-2020 годы».
Экспертиза проекта государственной программы Новосибирской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Новосибирской области на 2015-2020 годы» проведена в соответствии с п.7 ст. 7 Закона Новосибирской области от 07.11.2011 № 131-ОЗ «О Контрольно-счётной палате Новосибирской области».
Проект госпрограммы предоставлен в палату ее государственным заказчиком-координатором – министерством сельского хозяйства Новосибирской области письмом от 11.12.2014, а также размещен на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: www.mcx.nso.ru/page/588?archive=1, который не совпадает с электронным адресом, указанным в паспорте проекта госпрограммы.
В результате экспертизы сделаны следующие выводы:
1. Проект госпрограммы направлен на содействие в повышении объемов производства продукции сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Новосибирской области, а также ее конкурентоспособности с целью обеспечения продовольственной безопасности региона, создание условий для воспроизводства и повышения эффективности использования в сельском хозяйстве земельных ресурсов.
2. За счет реализации проекта госпрограммы к 2020 году планируется увеличение в сравнении с 2014 годом:
производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий на 14,8%, в том числе продукции растениеводства – на 18,2%, продукции животноводства – на 13%;
производства пищевых продуктов, включая напитки, на 20,5%;
объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства на 31,1%;
уровня рентабельности по всей хозяйственной деятельности сельскохозяйственных организаций (с учётом субсидий) в 1,3 раза;
производительности труда в сельском хозяйстве на 31,1%.
количества высокопроизводительных рабочих мест на 3196 единиц, дополнительно будет создано 2068 рабочих мест.
3. В проекте областной госпрограммы не рассматривается ряд задач и приоритетов, установленных в федеральной госпрограмме, в т.ч.: развитие инфраструктуры агропромышленного рынка в регионе, повышение эффективности регулирования рынков сельхозпродукции, сырья и продовольствия, стимулирование инновационной деятельности и инновационного развития агропромышленного комплекса, развитие биотехнологий, экологически регламентированное использование в сельскохозяйственном производстве земельных, водных и других возобновляемых природных ресурсов, а также повышения плодородия почв до оптимального уровня, обеспечение эффективной деятельности органов государственной власти в сфере развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельхозпродукции сырья и продовольствия.
4. В проекте госпрограммы значения целевого индикатора «Индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах)» для Новосибирской области на 2016 год не совпадает со значением, установленным в федеральной госпрограмме (102,4% и 103,4% соответственно). При этом при предоставлении субсидий из федерального бюджет субъекты РФ принимают на себя обязательства по достижению значений показателей результативности использования субсидии, которые должны соответствовать значениям целевых показателей и индикаторов федеральных государственных программ. Отсутствуют показатели, отражающие степень обеспечения ветеринарно-санитарного благополучия области.
5. Раздел проекта госпрограммы, посвященный описанию механизма ее реализации, соответствующих положений фактически не содержит. Меры правового регулирования указаны формально, без раскрытия их конкретного содержания и влияния на достижение целей проекта госпрограммы.
6. Порядок предоставления субсидий сельскохозяйственным организациям не представлен в качестве приложения к проекту постановления Правительства об утверждении госпрограммы, что не соответствует п.12 Порядка формирования и реализации госпрограмм. В Порядке финансирования мероприятий госпрограммы требуется уточнить ряд положений, в т.ч. условия заключения и оплаты контрактов при наличии у поставщика задолженности по платежам в бюджеты.
7. Объемы финансирования за счет средств областного бюджета, заложенные в проекте госпрограммы, соответствуют Закону об областном бюджете на 2015 год и плановый период 2016-2017 гг. Не совпадают прогнозные объемы средств, источником которых являются субсидии из федерального бюджета: по проекту госпрограммы на 2015-2017 гг. – 1 983 619,4 тыс.руб., 2 088 241,8 тыс.руб. и 2 353 975,6 тыс.руб., по Закону об областном бюджете на 2015 год и плановый период 2016-2017 гг. – 546 322,1 тыс.руб., 539 846,6 тыс.руб. и 838 455,3 тыс.руб. соответственно.
В соответствии с новыми Методическими указаниями в приложениях к госпрограммам не приводится распределение объемов финансирования по мероприятиям и кодам бюджетной классификации (что не позволяет раскрывать взаимосвязь между мероприятиями и ресурсами).
По результатам экспертно-аналитического мероприятия Контрольно-счётной палатой Новосибирской области предложено:
1. Правительству Новосибирской области предусмотреть в Порядке формирования и реализации госпрограмм необходимость распределения объемов финансирования по мероприятиям программ и кодам бюджетной классификации.
2. Государственному заказчику-координатору программы – Министерству сельского хозяйства Новосибирской области:
уточнить формулировку цели программы, предусмотреть в ней приоритеты по развитию инфраструктуры агропромышленного рынка и биотехнологий, стимулированию инновационной деятельности в агропромышленном комплексе;
дополнить программу показателями, отражающими степень ветеринарно-санитарного благополучия области, согласовать значения показателей в областной и федеральной программах;
раскрыть в программе механизм ее реализации (достижения цели и ожидаемых результатов), характеристики мер государственного регулирования и госуслуг, состав органов и организаций, участвующих в реализации программы;
утвердить порядок предоставления субсидий в качестве приложения к постановлению об утверждении программы, уточнить порядок финансирования мероприятий программы.
Экспертиза проекта государственной программы Новосибирской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Новосибирской области на 2015-2020 годы» проведена в соответствии с п.7 ст. 7 Закона Новосибирской области от 07.11.2011 № 131-ОЗ «О Контрольно-счётной палате Новосибирской области».
Проект госпрограммы предоставлен в палату ее государственным заказчиком-координатором – министерством сельского хозяйства Новосибирской области письмом от 11.12.2014, а также размещен на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: www.mcx.nso.ru/page/588?archive=1, который не совпадает с электронным адресом, указанным в паспорте проекта госпрограммы.
В результате экспертизы сделаны следующие выводы:
1. Проект госпрограммы направлен на содействие в повышении объемов производства продукции сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Новосибирской области, а также ее конкурентоспособности с целью обеспечения продовольственной безопасности региона, создание условий для воспроизводства и повышения эффективности использования в сельском хозяйстве земельных ресурсов.
2. За счет реализации проекта госпрограммы к 2020 году планируется увеличение в сравнении с 2014 годом:
производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий на 14,8%, в том числе продукции растениеводства – на 18,2%, продукции животноводства – на 13%;
производства пищевых продуктов, включая напитки, на 20,5%;
объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства на 31,1%;
уровня рентабельности по всей хозяйственной деятельности сельскохозяйственных организаций (с учётом субсидий) в 1,3 раза;
производительности труда в сельском хозяйстве на 31,1%.
количества высокопроизводительных рабочих мест на 3196 единиц, дополнительно будет создано 2068 рабочих мест.
3. В проекте областной госпрограммы не рассматривается ряд задач и приоритетов, установленных в федеральной госпрограмме, в т.ч.: развитие инфраструктуры агропромышленного рынка в регионе, повышение эффективности регулирования рынков сельхозпродукции, сырья и продовольствия, стимулирование инновационной деятельности и инновационного развития агропромышленного комплекса, развитие биотехнологий, экологически регламентированное использование в сельскохозяйственном производстве земельных, водных и других возобновляемых природных ресурсов, а также повышения плодородия почв до оптимального уровня, обеспечение эффективной деятельности органов государственной власти в сфере развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельхозпродукции сырья и продовольствия.
4. В проекте госпрограммы значения целевого индикатора «Индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах)» для Новосибирской области на 2016 год не совпадает со значением, установленным в федеральной госпрограмме (102,4% и 103,4% соответственно). При этом при предоставлении субсидий из федерального бюджет субъекты РФ принимают на себя обязательства по достижению значений показателей результативности использования субсидии, которые должны соответствовать значениям целевых показателей и индикаторов федеральных государственных программ. Отсутствуют показатели, отражающие степень обеспечения ветеринарно-санитарного благополучия области.
5. Раздел проекта госпрограммы, посвященный описанию механизма ее реализации, соответствующих положений фактически не содержит. Меры правового регулирования указаны формально, без раскрытия их конкретного содержания и влияния на достижение целей проекта госпрограммы.
6. Порядок предоставления субсидий сельскохозяйственным организациям не представлен в качестве приложения к проекту постановления Правительства об утверждении госпрограммы, что не соответствует п.12 Порядка формирования и реализации госпрограмм. В Порядке финансирования мероприятий госпрограммы требуется уточнить ряд положений, в т.ч. условия заключения и оплаты контрактов при наличии у поставщика задолженности по платежам в бюджеты.
7. Объемы финансирования за счет средств областного бюджета, заложенные в проекте госпрограммы, соответствуют Закону об областном бюджете на 2015 год и плановый период 2016-2017 гг. Не совпадают прогнозные объемы средств, источником которых являются субсидии из федерального бюджета: по проекту госпрограммы на 2015-2017 гг. – 1 983 619,4 тыс.руб., 2 088 241,8 тыс.руб. и 2 353 975,6 тыс.руб., по Закону об областном бюджете на 2015 год и плановый период 2016-2017 гг. – 546 322,1 тыс.руб., 539 846,6 тыс.руб. и 838 455,3 тыс.руб. соответственно.
В соответствии с новыми Методическими указаниями в приложениях к госпрограммам не приводится распределение объемов финансирования по мероприятиям и кодам бюджетной классификации (что не позволяет раскрывать взаимосвязь между мероприятиями и ресурсами).
По результатам экспертно-аналитического мероприятия Контрольно-счётной палатой Новосибирской области предложено:
1. Правительству Новосибирской области предусмотреть в Порядке формирования и реализации госпрограмм необходимость распределения объемов финансирования по мероприятиям программ и кодам бюджетной классификации.
2. Государственному заказчику-координатору программы – Министерству сельского хозяйства Новосибирской области:
уточнить формулировку цели программы, предусмотреть в ней приоритеты по развитию инфраструктуры агропромышленного рынка и биотехнологий, стимулированию инновационной деятельности в агропромышленном комплексе;
дополнить программу показателями, отражающими степень ветеринарно-санитарного благополучия области, согласовать значения показателей в областной и федеральной программах;
раскрыть в программе механизм ее реализации (достижения цели и ожидаемых результатов), характеристики мер государственного регулирования и госуслуг, состав органов и организаций, участвующих в реализации программы;
утвердить порядок предоставления субсидий в качестве приложения к постановлению об утверждении программы, уточнить порядок финансирования мероприятий программы.