Палата провела проверку высокодотационных муниципальных образований
Контрольно-счетная палата Новосибирской области провела проверку годовых отчетов об исполнении бюджетов высокодотационных муниципальных образований Доволенского, Карасукского и Чановского районов Новосибирской области за 2020 год. Проверка проведена по поручению Законодательного собрания Новосибирской области совместно с контрольно-счетными органами указанных районов.
В соответствии со ст. 136 Бюджетного кодекса РФ (БК РФ) проверка проводится в муниципальных образованиях (МО), в бюджетах которых доля дотаций и налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений от налога на доходы физических лиц в 2018 – 2020 гг. превышала 50,0% доходов бюджета (без учета субвенций). В Доволенском районе к высокодотационным относились 9 поселений из 13-ти, в Карасукском – 9 поселений из 12-ти, в Чановском – 9 поселений из 14-ти. Муниципальные районы к высокодотационным МО не относятся. Предыдущие проверки высокодотационных МО Доволенского, Карасукского и Чановского районов проводились палатой в 2009 и 2011 годах.
В ходе проверки установлено следующее:
1. Доволенский район может быть отнесен к территориям с относительно высоким уровнем развития сельского хозяйства. В Карасукском и Чановском районах уровень развития сельского хозяйства существенно меньше, чем в среднем по районам области, но наиболее высокий уровень платных услуг на душу населения. Уровень развития промышленности выше в Чановском районе, заработная плата и оборот розничной торговли – в Карасукском районе. При этом в Доволенском районе в 2020 году уменьшился объем промышленного производства и платных услуг населению.
2. Налоговые и неналоговые доходы консолидированных бюджетов на душу населения в указанных районах ниже, чем в среднем среди районов области. За счет замены части дотации на дополнительный норматив отчислений от налога на доходы физических лиц наибольший уровень доходов в Чановском районе (без учета этого фактора наибольший уровень в Карасукском районе). Доля финансовой помощи в местных бюджетах существенно выше собственных источников доходов, планируемые муниципальными образованиями меры по развитию экономики не способны существенно повлиять на уровень дотационности местных бюджетов.
3. При распределении дотаций поселениям районами применяются новые методические рекомендации Министерства финансов НСО, которые позволяют избежать большинства допускавшихся ранее нарушений и недостатков. Вместе с тем, расчеты дотаций в проверенных районах не в полной мере соответствовали БК РФ и новым методическим рекомендациям. В частности, в Доволенском районе основная часть дотации была распределена без учета уровня расчетной бюджетной обеспеченности поселений. В Карасукском и Чановском районах объемы, до которых доводилась рассчитанная по методике дотация, не соответствовали объемам дотации, ранее утвержденным на 2020 год в решениях о бюджетах районов на 2019 – 2021 годы.
4. В проверенных поселениях сохраняется ряд типичных нарушений и недостатков в организации бюджетного процесса, исполнении отдельных видов доходов и расходов местных бюджетов, на которые палата ежегодно указывает в своих заключениях и методических материалах:
не были приняты отдельные муниципальные правовые акты, регулирующие бюджетный процесс, а также организацию и нормирование закупок товаров, работ, услуг для муниципальных нужд;
содержание реестров расходных обязательств, реестра закупок, осуществленных без заключения контрактов, сводных бюджетных росписей, кассовых планов и бюджетных смет не соответствует законодательству;
установлены случаи неполноты состава или недостоверности содержания бюджетной отчетности, прежде всего, связанные с неотражением объектов недвижимого имущества (в т.ч. после государственной регистрации прав на него);
руководители финансовых органов не соответствуют установленным квалификационным требованиям, не осуществляется внутренний муниципальный финансовый контроль и внутренний финансовый аудит;
ставки местных налогов устанавливаются на уровне существенно меньше возможного, муниципальное имущество передается в пользование без проведения торгов, не взимается плата за найм муниципальных жилых помещений;
из бюджетов Доволенского и Чановского районов не возмещаются расходы бюджетов поселений на содержание помещений библиотек, предоставленных в пользование районному учреждению;
в Карасукском районе не соответствуют законодательству соглашения о передаче району полномочий поселений в сфере культуры, физической культуры, а также по ведению бюджетного учета и составлению отчетности;
в Калиновском сельсовете Карасукского района искусственно разделена и осуществлена у единственного поставщика закупка работ по капитальному ремонту с общей суммой 1 057,1 тыс.руб.;
в Тебисском сельсовете Чановского района в учете и отчетности не была отражена просроченная кредиторская задолженность в сумме 99,6 тыс.руб. по контракту, заключенному в 2018 году и оплаченному в 2020 году;
в Красногривенском сельсовете Карасукского района за счет бюджета поселения в сумме 45,2 тыс.руб. осуществлялось софинансирование расходов на осуществление районных полномочий по водоснабжению;
5. В Доволенском районе и части поселений Чановского района передача полномочий по организации тепло- и водоснабжения, на уровень района не осуществлена. Между администрациями района и поселений заключены соглашения, предусматривающие обратную передачу районных полномочий и межбюджетных трансфертов на их осуществление сельским поселениям. Основная часть средств, предоставленных поселениям по-прежнему используется на возмещение затрат коммунальных организаций, которые должны осуществляться за счет выручки от реализации коммунальных услуг. При этом централизация полномочий на уровне районов была направлена на повышение эффективности управления и снижение бюджетных расходов.
По итогам проведенного мероприятия можно отметить значительное повышение качества бюджетного процесса в высокодотационных муниципальных образованиях (в т.ч. за счет реализации предложений, сделанных палатой по результатам ранее проведенных мероприятий). Не установлены ранее допускавшиеся нарушения в части превышения утвержденных и финансирования непредусмотренных решением о бюджете расходов, неразмещения информации об исполнении контрактов в единой информационной системе закупок, превышения норматив формирования расходов на содержание органов местного самоуправления, администрирования доходов от штрафов, налагаемых административными комиссиями.
В администрации проверенных поселений Доволенского, Карасукского и Чановского районов будут направлены представления для принятия мер по устранению и предупреждению сохраняющихся нарушений и недостатков.
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области, администрации Доволенского, Карасукского и Чановского районов будут направлены письма с информацией о нарушениях и недостатках, относящихся к их компетенции.
Для устранения и предотвращения типичных нарушений и недостатков в бюджетном процессе муниципальных образований заключение о результатах проверки высокодотационных муниципальных образований Доволенского, Карасукского и Чановского районов Новосибирской области размещено на сайте палаты.