КСП Новосибирской области провела проверку Технопарка Новосибирского Академгородка
Контрольно-счетная палата Новосибирской области провела проверку финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества «Технопарк Новосибирского Академгородка» за 2017-2020 годы. Отчет направлен в Законодательное Собрание Новосибирской области и Губернатору Новосибирской области. Проверка произведена в соответствии с поручением Законодательного Собрания Новосибирской области.
Комитетом Законодательного Собрания по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности отчет рассмотрен на заседании 20 декабря 2021 года.
Объектом контрольного мероприятия стало Акционерное общество «Технопарк Новосибирского Академгородка» (АО «Академпарк», Общество).
В результате проверки установлено:
1. Новосибирский научно-технологический парк Новосибирского Академгородка размещен в г. Новосибирске на земельных участках общей площадью 10,3 га. Профиль Академпарка – мультиотраслевой (приборостроение, информационные и телекоммуникационные технологии, биотехнологии и медицина, нанотехнологии и новые материалы).
На развитие Академпарка направлено 6 898 813,6 тыс.руб., из них 96,7% в 2007-2016 гг. Средства федерального бюджета составили 35,1%, областного бюджета – 57,1%, местного бюджета – 7,8%.
На землях, относящихся к территории Академпарка (10,3га), к концу 2018 года построено 21 производственное, административное, лабораторное здание, общей площадью 116 385 кв.м, многоквартирный дом (45 781,4 кв.м), из них принадлежат Обществу помещения в 5 зданиях (56 455,1 кв.м) и квартиры в жилом доме (2 590 кв.м), а также инфраструктурные объекты, необходимые для функционирования технопарка.
В территорию Академпарка не включена территория коттеджного поселка «Горки Академпарка», расположенного в п.Ложок и инженерная инфраструктура, проведенная к запланированному к строительству Кампусу в п.Ложок. Проекты строительства коттеджного поселка и Кампуса реализует АО «Академпарк».
2. Управляющей компанией Академпарка является АО «Академпарк», с уставным капиталом на 31.12.2020 – 3 533 867,0 тыс.руб. Новосибирской области принадлежит 99,9972 % акций, Фонду «Академпарк» – 0,0028%.
Права акционера АО «Академпарк» от имени Новосибирской области до апреля 2019 года осуществлял Департамент имущества и земельных отношений Новосибирской области, а с принятием Закона области об управлении и распоряжении государственной собственностью – Министерство науки и инновационной политики Новосибирской области.
3. Планирование реализации проекта создания Академпарка до 2017 года осуществлялось на основании бизнес-планов. В мае 2017 года проект концепции стратегии развития технопарка, разработанный АО «Академпарк» принят за основу, однако на момент окончания проверки Стратегия развития Академпарка не утверждена. Ежегодные программы деятельности АО «Академпарк», принимаемые Наблюдательным советом, как правило, в середине или в конце года, носят декларативный характер (по ряду мероприятий не установлены конкретные показатели деятельности и сроки их достижения), что приводит к их формальному исполнению.
4. В соответствии с Уставом состав Наблюдательного совета утвержден в количестве 14 человек (до 18.04.2018 – 13 человек), и сформирован из представителей СО РАН и НГУ (5 человек), мэрии г. Новосибирска (1 человек), Законодательного Собрания НСО (3 человека), Министерства науки НСО, Департамента имущества и земельных отношений НСО и Министерства экономического развития НСО (3 человека) и представителей резидентов (2 человека).
В проверяемый период состав незначительно изменялся, при этом, показатель, предусмотренный пунктом 9.6 Устава (участие компаний-резидентов Академпарка не менее 15% от общего количества членов Наблюдательного совета), не достигался. В новой редакции Устава (от 16.03.2021), данный показатель исключен. Несоответствие полномочий Наблюдательного совета полномочиям Общего собрания акционеров, ранее отмеченные КСП НСО, в действующей редакции Устава устранены.
5. Текущий контроль деятельности АО «Академпарк» осуществлялся посредством проведения обязательных аудиторских проверок и проверок ревизионной комиссии Общества. Согласно заключениям по итогам 2017-2020 гг., годовая бухгалтерская отчетность достоверно отражает финансовое положение, финансовые результаты его деятельности и движение денежных средств, необоснованного расходования денежных средств не выявлено.
Вместе с тем, ревизионная комиссия неоднократно обращала внимание на риски, связанные с уменьшением чистых активов, наличие налоговых рисков, связанных с принятием убытков, полученных в виде превышения затрат на строительство коттеджного поселка Горки Академпарка над договорной стоимостью, ограниченный перечень и убыточность части видов деятельности. Однако конкретных поручений по реализации рекомендаций ревизионной комиссии Наблюдательным советом не принималось.
6. Всего объем государственной поддержки АО «Академпарк» за 2007-2020 гг. составил 4 349 142,0 тыс.руб., из них: передано в уставный капитал имущество на сумму 2 931 268,0 тыс.руб. (67,3%), выделено бюджетных инвестиций – 602 499,0 тыс.руб. (13,9%), субсидий – 694 464,0 тыс.руб. (16,0%), и предоставлено налоговых льгот – 120 911,0 тыс.руб. (2,8%).
В проверяемом периоде государственная поддержка оказана за счет средств областного бюджета на сумму 702 170,0 тыс.руб., из них налоговые льготы на 78 099,0 тыс.руб. (2017-2018 гг.), субсидии на 49 000,0 тыс.руб. (2019-2020 гг.), передано имущество на 575 071,0 тыс.руб. (в 2017 году). Отмена с 2019 года льготы по налогу на имущество, установленной ч.10 ст.8.11 Закона НСО №142-ОЗ, привела к существенному сокращению объемов государственной поддержки, которая не покрывала сумму уплаченного налога на имущество организации.
7. Условием предоставления субсидий и налоговых льгот, является предоставление площади технопарка на установленном уровне инновационным компаниям, реализующим инновационные проекты (не менее 80% от общей площади, предназначенной для сдачи в аренду, из них 50% - субъектам МСП). Субсидия предоставляется на возмещение затрат управляющей компании.
Нарушений условий и порядка предоставления субсидии и налоговых льгот, установленных областным законодательством для управляющей компании технопарка АО «Академпарк», проверкой не установлено.
Подтверждение возмещаемых затрат является формальным, так как расходы по уплате налога на имущество (в 2019 г. – 32 033,4 тыс.руб., 2020 г. – 43 814 ,8 тыс.руб.) значительно превышают сумму субсидии, а одно из условий ее предоставления – отсутствие задолженности по налоговым платежам в бюджет.
8. Расчеты, представленные по запрашиваемому размеру субсидии, не являются «прозрачными» и включают перечень и объем услуг, рассчитанный на сумму субсидии. Главному распорядителю бюджетных средств – Миннауки НСО, невозможно проверить достоверность расчетов, представленных в заявках АО «Академпарк», без дополнительной информации, которая не запрашивается.
При расчете суммы субсидий учитывается площадь, предоставленная в аренду резидентам Академпарка, которые могут не являться инновационными компаниями, вместе с тем, ряду инновационных компаний скидки не предоставляются, так как они не являются резидентами, а уровень арендных платежей для таких компаний соответствует среднерыночному. Одновременно АО «Академпарк» установлена арендная плата значительно ниже себестоимости оказания услуг ряду арендаторов, которые имеют устойчивое финансовое положение (ООО «Сигма Новосибирск», ООО «ПХТ», ООО «Логикс» и др.), или получают государственную поддержку (Фонд Академпарк).
По расчетам КСП НСО выпадающие доходы Общества в связи с предоставлением скидки в 15% по аренде имущества, установленной Наблюдательным советом 50 резидентам Академпарка (сервисным и продуктовым компаниям), в 2019 году составили 13 707,8 тыс.руб., в 2020 году – 12 400,7 тыс.руб., что меньше суммы предоставленных субсидий.
Несогласованность условий оказания господдержки, расчета сумм субсидии, сумм фактически предоставленных льгот приводит к необоснованности объемов бюджетных ассигнований на предоставление технопаркам государственной поддержки. Показатель эффективности предоставления субсидий также не увязан с кругом лиц, которым предоставляется льгота по аренде.
По мнению КСП НСО, субсидии на поддержку технопарков следует предоставлять не на компенсацию затрат управляющей компании, а в целях возмещения недополученных доходов. Государственная поддержка управляющей компании в данном случае может предоставляться на компенсацию предоставления льгот (скидок) конкретной группе резидентов технопарка, что позволит повысить эффективность государственной поддержки.
9. На конец 2020 года, из 324 резидентов, включенных в реестр резидентов Академпарка, только 177 (54,6%) располагаются непосредственно на территории технопарка. Занимают здания и помещения, принадлежащие Обществу, 144 резидента, при этом только с 51 резидентом заключены прямые договоры аренды на принадлежащие Обществу площади (15,7%).
Резидентная политика Общества не соответствовала п.3.12 ГОСТ Р 56425-2015, согласно которому, резидентом также может быть индивидуальный предприниматель. Фактически в реестр резидентов АО «Академпарк» включен ряд физических лиц в статусе индивидуальных предпринимателей.
10. Не соблюдались требования Резидентной политики в части обеспечения самоокупаемости и безубыточности деятельности управляющей компании. Отдельным компаниям предоставлялись преференции по арендной плате, вследствие чего, объем выпавших доходов (без НДС) в 2017-2020 гг. составил не менее 29 523,0 тыс.руб., в том числе в связи с неиспользованием права индексации по долгосрочным договорам с ООО «ПХТ» и ООО «СИГМА. Новосибирск» – 7 743,6 тыс.руб.; несоблюдением установленного Наблюдательным советом порядка индексации – 837,5 тыс.руб.; предоставлением дополнительных льгот по арендной плате – 20 941,9 тыс.руб.
11. Положительный финансовый результат финансово-хозяйственной деятельности АО «Академпарк» был достигнут только в 2017 году. В проверяемом периоде основные доходы получены от предоставления в аренду имущества (от 26,6% до 57,5%). Основную часть затрат в проверяемом периоде составили расходы на амортизацию имущества (от 19,6% до 31,3%), расходы на оплату труда (от 9,2% до 13,9%), а также затраты на коммунальные и эксплуатационные расходы (от 16,3% до 25,2%). Стоимость чистых активов АО «Академпарк» на протяжении проверяемого периода была ниже величины уставного капитала, при этом решений, предусмотренных ч.6 ст.35 Федерального закона об акционерных обществах Наблюдательным советом не принималось.
12. Имущественный комплекс, принадлежащий Обществу состоит из помещений, расположенных в 5 зданиях (56 455,1 кв.м), из которых 3 здания полностью принадлежат Обществу и 2 здания на праве долевой собственности. Площадь помещений, предназначенных для сдачи в аренду (за исключением мест общего пользования), составляет 26 796,6 кв.м или 47,5% от площади. Сданы в аренду помещения общей площадью 25 534,31 кв.м, что составило 95,3% от площади помещений, предназначенных для сдачи в аренду.
Проверкой установлены недостатки при исполнении 25 договоров аренды (28,1% от заключенных на момент осмотров):
несоответствие площади, отраженной на план-схеме и экспликации помещений, с площадью, указанной в договорах аренды нежилых помещений по 19 договорам;
отсутствуют договоры аренды части помещений у 7 организаций;
производственные помещения используются как офисные 4 арендаторами (общей площадью 536,15 кв.м), что приводит к недополучению доходов от разницы в ставках арендной платы в размере 278,1 тыс.руб. в месяц.
В ходе проверки внесены изменения в 5 договоров аренды, заключено 3 договора аренды, стоимость аренды увеличилась на 178,3 тыс.руб. в месяц.
Кроме того, в нарушение ст. 51 Градостроительного кодекса РФ проводилась реконструкция объектов капитального строительства при отсутствии разрешения на строительство.
13. Здание Центра наноструктурированных материалов с 2015 года полностью арендует ООО «ПХТ». После реконструкции здания его стоимость в учете Общества снизилась с 248 620,9 тыс.руб. до 180 589,3 тыс.руб. (за вычетом ранее начисленной амортизации и выделением отдельного объекта газопровода).
Предоставление в аренду здания по льготной ставке приносит убыток. При сохранении данной ситуации стоимость вложений не будет возвращена (до истечения срока амортизации). По расчетам КСП НСО для покрытия затрат АО «Академпарк» текущая фиксированная арендная плата должна быть увеличена на 27%.
Дополнительным соглашением от 03.08.2016 внесены изменения в договор аренды, согласно которым в случае прекращения договора аренды стоимость произведенных ООО «ПХТ» за счет собственных средств и с согласия Арендодателя неотделимых улучшений помещений (в том числе в результате реконструкции) подлежит возмещению АО «Академпарк». При этом, в договоре аренды не предусмотрен механизм зачета амортизационных отчислений неотделимых улучшений, производимых арендатором ООО «ПХТ» (износ вложений).
За время эксплуатации в здании проводилось 2 этапа реконструкции. Стоимость неотделимых улучшений объектов, согласованных с АО «Академпарк» ориентировочно составляет 375 614,6 тыс.руб. Таким образом, расторжение договора аренды с ООО «ПХТ», может привести к дополнительным затратам АО «Академпарк», связанным с компенсацией арендатору стоимости неотделимых улучшений. При этом у Общества отсутствует подтвержденная информация о полной стоимости неотделимых улучшений, произведенных ООО «ПХТ».
14. Из площади земельных участков (62 961 кв.м), выкупленных для развития Академпарка в 2009 году у ДИЗО НСО за 15 000,0 тыс.руб., основная часть земельных участков была передана 21 инвестору для строительства за счет их средств на территории технопарка зданий производственного и офисного назначения, согласно заключенным в 2009-2014 гг. инвестиционным договорам.
На 01.01.2021 осталось в собственности АО «Академпарк» 9 434,0 кв.м (15,0%); принадлежит на праве долевой собственности АО «Академпарк», Новосибирской области (находится в оперативном управлении бюджетных и казенных учреждений) и резидентам Технопарка – 26 725 кв.м (42,4%); принадлежит на праве собственности инвесторам – 25 802 кв.м (41%); безвозмездно передано мэрии г. Новосибирска – 1 000,0 кв.м (1,6%).
Порядок передачи (продажи) частным инвесторам земельных участков внутренними распорядительными документами АО «Академпарк» не определен. Вознаграждение АО «Академпарк» за оказание услуг заказчика-застройщика (12% от сметной стоимости строительства) получено до 2016 года и составило в соответствии с инвестиционными договорами 91 676,3 тыс.руб., доходы от продажи земельных участков (долей) составили 141 053,7 тыс.руб., доходы от предоставления в аренду земельных участков поступили в сумме 4 250,4 тыс.руб.
Кроме того, арендованы земельные участки федеральной и муниципальной собственности, площадью 41 141 кв.м (АО «Академпарк» – 23 109 кв.м, инвесторами (резидентами) – 18 032,0кв.м.), на которых построены 7 зданий, в том числе 2 здания полностью принадлежащих АО «Академпарк» и 1 здание, находящееся в общедолевой собственности АО «Академпарк».
В настоящее время на территории Академпарка отсутствуют незастроенные земельные участки. Правительством Новосибирской области и АО «Академпарк» проводится работа по дальнейшему развитию Академпарка.
15. В 2018 году за земельный участок (15 328,0 кв.м), реализованный ООО «АкадемИнвест» в 2016 году за 137 520,0 тыс.руб., под строительство многоквартирного дома, АО «Академпарк» получены 69 квартир (площадью 3 051,1 кв.м по цене 43,6 тыс.руб. за кв.м.), 12 парковочных мест (по цене 350,0 тыс.руб. место), а также право выкупа 10 квартир по фиксированной цене (45,0 тыс.руб. за кв.м).
В 2019-2020 г. реализованы 10 квартир (по средней стоимости 76,5 тыс.руб. за кв.м. в 2019 г. и 85,6 тыс.руб. за кв.м. в 2020 г. и 12 парковочных мест по 700,0 тыс.руб. за место). Выручка от их реализации составила 44 904,0 тыс.руб. (184,5% от первоначальной стоимости).
Из оставшихся нереализованными 59 квартир, предназначенных, согласно решению Наблюдательного совета, для сдачи в аренду резидентам и сотрудникам научных институтов, подготовлены и сданы в аренду 21 квартиры. Наблюдательным советом и Генеральным директором не рассматривались вопросы об использовании жилых помещений, не сданных в аренду. По расчетам КСП НСО рыночная стоимость оставшихся 38 квартир (без отделки) площадью 1 670,9 кв.м, может составить около 170 млн.руб.
16. Строительство коттеджного поселка «Горки Академпарка» осуществляется с 2014 года (проект не завершен). По расчетам КСП НСО на 31.12.2020 расходы Общества, связанные с реализацией проекта, превышают полученные доходы на сумму 140 273,6 тыс.руб.
В 2019 году генеральный подрядчик строительства коттеджного поселка ООО «СибМонтажСпецСтрой» был признан банкротом. Задолженность перед Обществом сформировавшаяся в основном в результате авансирования работ по строительству объекта по данным бухгалтерского учета на 01.01.2021 составила 66 566,9 тыс.руб. (из нее 65 247,0 тыс.руб. включены в реестр требований кредиторов), что также потенциально является дополнительным убытком для Общества при реализации проекта по строительству коттеджного поселка.
Обществом не была налажена эффективная работа по содержанию общего имущества и инженерных сетей коттеджного поселка, что привело к получению убытка от содержания инженерных сетей (обслуживание, ремонта, разница в тарифах) в сумме 3 792,1 тыс.руб., а также к невозмещенным коммунально-эксплуатационным расходам в сумме 12 914,9 тыс.руб.
17. В 2016 году с целью создания новой площадки Кампуса для развития Академпарка в коттеджном поселке «Горки Академпарка», администрации Новосибирского района предоставлена субсидия в размере 110 315,4 тыс.руб., в т.ч. за счет федерального бюджета 98 676,3 тыс.руб., за счет областного бюджета 11 339,4 тыс.руб., за счет муниципального бюджета 299,7 тыс.руб. На момент окончания проверки Кампус Академпарка не построен, имущество, созданное за счет бюджетных средств, используется неэффективно.
18. По отчетным данным, резидентами Академпарка за четыре года достигнуты показатели: совокупный объем выручки – 104 083,4 млн.руб.; общий объем инвестиций в основной капитал 4 881,6 млн.руб.; совокупный объем начисленных налогов 12 481,0 млн.руб. Темпы роста показателей за 2017-2019 годы имеют положительную динамику. Общая численность работников компаний резидентов на 2020 год составила 10 297 чел.
Вместе с тем, ряд значений целевых показателей, установленных в соглашении о реализации проекта строительства Академпарка, заключенного между Правительством Новосибирской области и АО «Академпарк», государственных программах Новосибирской области, а также ключевых показателях эффективности деятельности АО «Академпарк», установленных Наблюдательным советом, в проверяемом периоде не достигнуты. Кроме того, в нормативных документах отсутствует единый подход к целевым показателям.
По результатам контрольного мероприятия Контрольно-счетная палата Новосибирской области предложила:
Правительству Новосибирской области:
утвердить стратегию развития Академпарка, с учетом дополнительно выделяемых земель на его дальнейшее развитие;
рассмотреть вопрос об изменении порядка предоставления государственной поддержки в форме субсидий управляющим компаниям технопарков.
2. Наблюдательному совету АО «Академпарк»:
утверждать программные документы развития АО «Академпарк» до начала финансового года;
внести изменения в локальные нормативные правовые акты Общества, в части предоставления льгот по аренде отдельным арендаторам и определения расчета арендной платы (с учетом коммунальных платежей или без них);
принять решение об использовании имущества в многоквартирном доме (59 квартир), принадлежащие АО «Академпарк».
3. Генеральному директору АО «Академпарк»:
рассмотреть вопрос о внесении изменений в договор аренды нежилых помещений, заключенный с ООО «ПХТ», с целью согласования с арендатором перечня и стоимости произведенных неотделимых улучшений, подлежащих возмещению, с учетом их амортизации;
усилить контроль за использованием площадей в зданиях технопарка, принадлежащих Обществу, а также своевременно производить индексацию стоимости арендных платежей;
провести работу по реализации проекта строительства Кампуса Академпарка;
рассмотреть вопрос эффективного использования инженерных сетей коттеджного поселка «Горки Академпарка», в целях уменьшения затрат на их содержание.