31 Декабря 2014
Контрольно-счётной палатой Новосибирской области проведена экспертиза проекта государственной программы Новосибирской области «Жилищно-коммунальное хозяйство Новосибирской области в 2015–2020 годах».
Контрольно-счётной палатой Новосибирской области проведена экспертиза проекта государственной программы Новосибирской области «Жилищно-коммунальное хозяйство Новосибирской области в 2015–2020 годах».
Экспертиза проекта государственной программы Новосибирской области «Жилищно-коммунальное хозяйство Новосибирской области в 2015–2020 годах» проведена в соответствии с п.7 ст. 7 Закона Новосибирской области от 07.11.2011 № 131-ОЗ «О Контрольно-счётной палате Новосибирской области».
Проект госпрограммы представлен в палату ее государственным заказчиком-координатором – министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области письмом от 17.12.2014, а также размещен на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: http://minstroy.nso.ru/Documentation/Pages/projectpost.aspx.
В результате экспертизы сделаны следующие выводы:
1. Проект госпрограммы направлен на повышение уровня комфортности, безопасности условий проживания населения Новосибирской области на основе повышения надежности работы объектов жилищно-коммунального комплекса Новосибирской области.
2. За период реализации проекта госпрограммы планируется достижение следующих основных результатов: увеличение удельного веса площади жилищного фонда, обеспеченного всеми видами благоустройства с 58% в 2014 году до 61% в 2020 году; снижение уровня износа коммунальной инфраструктуры с 64,9% до 64,3%; увеличение доли городских и сельских поселений, в которых проведены мероприятия по благоустройству территорий с 0,2% до 47,8%; сокращение доли ветхого и аварийного жилищного фонда с 2,8% до 1,2%; снижение доли убыточных организаций жилищно-коммунального хозяйства с 45,8% до 45,2%.
При этом, недостижение ожидаемых результатов при реализации ДЦП «Чистая вода» в Новосибирской области на 2012-2017 годы» в 2013 году (обеспеченного качественной питьевой водой составила 75,1% при плане 77,3%), а также значительная вероятность недостижения плановых показателей и в 2014 году, могут привести к недостижению ожидаемых результатов проекта госпрограммы в первые годы ее реализации.
3. В проект госпрограммы не включен целый ряд мероприятий, направленных на достижение приоритетов государственной политики по повышению качества и доступности жилищно-коммунальных услуг (модернизация систем коммунальной инфраструктуры, капитальный ремонт многоквартирных домов, формирование областного резерва угля, субсидирование снабжения населения топливом). Не раскрыта взаимосвязь с другими программами, которые оказывают влияние на достижение целей проекта госпрограммы или зависят от ее результатов (обеспечение потребностей производства в коммунальных ресурсах, развитие площадок комплексной и малоэтажной застройки, электроснабжения и утилизация твердых бытовых отходов). В то же время ряд мероприятий проекта госпрограммы скорее относится к сферам реализации других госпрограмм (переселение из аварийного жилого фонда, развитие инфраструктуры сельских территорий).
4. В соответствие Методическими указаниями Министерства экономического развития НСО в приложениях к проекту госпрограммы не приводится распределение объемов финансирования по мероприятиям и кодам бюджетной классификации, что не позволяет раскрывать взаимосвязь между мероприятиями и ресурсами. Будут отменены ведомственные целевые программы, ранее действовавшие в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Подпрограмма «Благоустройство территорий населенных пунктов» включает в себя лишь одно мероприятие, что не соответствует Методическим рекомендациями. В ряде случаев не определено, какие мероприятия будут обеспечивать достижение тех или иных целевых показателей, не определен источник финансирования мероприятий по совершенствованию системы управления в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
5. В проекте госпрограммы не раскрыт механизм ее реализации и отсутствует характеристика мер государственного регулирования в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Не рассматриваются фактически имеющиеся меры по контролю за качеством жилищно-коммунальных услуг, тарифному регулированию, а также меры финансового характера (льготы по налогам на имущество и прибыль). В Порядке финансирования мероприятий госпрограммы и Методике распределения субсидий местным бюджетам на ее реализацию требуется уточнить ряд положений, в т.ч. порядок и основания взаимодействия с кредитной организацией при кредитовании граждан на газификацию жилья, порядок определения приоритетности (очередности) получения субсидий на реализацию мероприятия по защите от подтопления и затопления, замене и модернизации лифтового оборудования, водоснабжению.
6. Объемы финансирования за счет средств областного бюджета, заложенные в проекте госпрограммы, соответствуют Закону об областном бюджете на 2015 год и плановый период 2016-2017 гг. Финансирование проекта госпрограммы за счет средств федерального бюджета, запланированных в рамках подпрограммы «Газификация» (по 18 400,0 тыс.руб. в 2015-2017 годы, исполнитель – Министерство сельского хозяйства НСО) в Законе об областном бюджете на 2015-2017 гг. не предусмотрено. По информации Министерства ЖКХ, изменения в Закон об областном бюджете будут внесены после выхода распоряжения Правительства РФ о распределении средств на программу по субъектам РФ.
7. В Законе об областном бюджете на 2015-2017 гг. в рамках проекта гос-программы предусмотрены расходы на осуществление закупок для государственных нужд Новосибирской области (при этом Порядок финансирования госпрограммы предусматривает осуществление расходов в форме межбюджетных субсидий). Фактически в данном случае также должны предоставляться межбюджетные субсидии, распределение которых между муниципальными образованиями в соответствии со ст.3 Закон области от 07.11.2011 № 132-ОЗ должно быть установлено законом об областном бюджете.
По результатам экспертно-аналитического мероприятия Контрольно-счётной палатой Новосибирской области предложено:
1. Правительству Новосибирской области предусмотреть в Порядке формирования и реализации госпрограмм необходимость распределения объемов финансирования по мероприятиям программ и кодам бюджетной классификации.
2. Государственному заказчику-координатору программы – Министерству ЖКХ и энергетики Новосибирской области:
рассмотреть вопрос о включении в программу всех мероприятий, направленных на решение проблем в сфере жилищно-коммунального хозяйства и исключении мероприятий, относящихся к сферам реализации других программ;
раскрыть взаимосвязь с другими программами и мероприятиями, которые оказывают влияние или зависят от результатов в сфере жилищно-коммунального хозяйства (электроснабжение, утилизация твердых бытовых отходов и др.);
обеспечить раскрытие взаимосвязи целевых показателей и мероприятий программы, определить источник финансирования мероприятий по совершенствованию управления в сфере жилищно-коммунального хозяйства;
раскрыть механизм реализации (достижения цели и ожидаемых результатов) программы и меры государственного регулирования, используемые в сфере реализации программы;
уточнить порядок финансирования мероприятий программы и методику распределения субсидий местным бюджетам, определить основания взаимодействия с кредитной организацией при кредитовании граждан на газификацию жилья;
подготовить изменения в закон об областном бюджете, предусматривающие распределение между муниципальными образованиями ассигнований на реализацию программы, запланированных в форме закупок для госнужд.
Экспертиза проекта государственной программы Новосибирской области «Жилищно-коммунальное хозяйство Новосибирской области в 2015–2020 годах» проведена в соответствии с п.7 ст. 7 Закона Новосибирской области от 07.11.2011 № 131-ОЗ «О Контрольно-счётной палате Новосибирской области».
Проект госпрограммы представлен в палату ее государственным заказчиком-координатором – министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области письмом от 17.12.2014, а также размещен на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: http://minstroy.nso.ru/Documentation/Pages/projectpost.aspx.
В результате экспертизы сделаны следующие выводы:
1. Проект госпрограммы направлен на повышение уровня комфортности, безопасности условий проживания населения Новосибирской области на основе повышения надежности работы объектов жилищно-коммунального комплекса Новосибирской области.
2. За период реализации проекта госпрограммы планируется достижение следующих основных результатов: увеличение удельного веса площади жилищного фонда, обеспеченного всеми видами благоустройства с 58% в 2014 году до 61% в 2020 году; снижение уровня износа коммунальной инфраструктуры с 64,9% до 64,3%; увеличение доли городских и сельских поселений, в которых проведены мероприятия по благоустройству территорий с 0,2% до 47,8%; сокращение доли ветхого и аварийного жилищного фонда с 2,8% до 1,2%; снижение доли убыточных организаций жилищно-коммунального хозяйства с 45,8% до 45,2%.
При этом, недостижение ожидаемых результатов при реализации ДЦП «Чистая вода» в Новосибирской области на 2012-2017 годы» в 2013 году (обеспеченного качественной питьевой водой составила 75,1% при плане 77,3%), а также значительная вероятность недостижения плановых показателей и в 2014 году, могут привести к недостижению ожидаемых результатов проекта госпрограммы в первые годы ее реализации.
3. В проект госпрограммы не включен целый ряд мероприятий, направленных на достижение приоритетов государственной политики по повышению качества и доступности жилищно-коммунальных услуг (модернизация систем коммунальной инфраструктуры, капитальный ремонт многоквартирных домов, формирование областного резерва угля, субсидирование снабжения населения топливом). Не раскрыта взаимосвязь с другими программами, которые оказывают влияние на достижение целей проекта госпрограммы или зависят от ее результатов (обеспечение потребностей производства в коммунальных ресурсах, развитие площадок комплексной и малоэтажной застройки, электроснабжения и утилизация твердых бытовых отходов). В то же время ряд мероприятий проекта госпрограммы скорее относится к сферам реализации других госпрограмм (переселение из аварийного жилого фонда, развитие инфраструктуры сельских территорий).
4. В соответствие Методическими указаниями Министерства экономического развития НСО в приложениях к проекту госпрограммы не приводится распределение объемов финансирования по мероприятиям и кодам бюджетной классификации, что не позволяет раскрывать взаимосвязь между мероприятиями и ресурсами. Будут отменены ведомственные целевые программы, ранее действовавшие в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Подпрограмма «Благоустройство территорий населенных пунктов» включает в себя лишь одно мероприятие, что не соответствует Методическим рекомендациями. В ряде случаев не определено, какие мероприятия будут обеспечивать достижение тех или иных целевых показателей, не определен источник финансирования мероприятий по совершенствованию системы управления в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
5. В проекте госпрограммы не раскрыт механизм ее реализации и отсутствует характеристика мер государственного регулирования в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Не рассматриваются фактически имеющиеся меры по контролю за качеством жилищно-коммунальных услуг, тарифному регулированию, а также меры финансового характера (льготы по налогам на имущество и прибыль). В Порядке финансирования мероприятий госпрограммы и Методике распределения субсидий местным бюджетам на ее реализацию требуется уточнить ряд положений, в т.ч. порядок и основания взаимодействия с кредитной организацией при кредитовании граждан на газификацию жилья, порядок определения приоритетности (очередности) получения субсидий на реализацию мероприятия по защите от подтопления и затопления, замене и модернизации лифтового оборудования, водоснабжению.
6. Объемы финансирования за счет средств областного бюджета, заложенные в проекте госпрограммы, соответствуют Закону об областном бюджете на 2015 год и плановый период 2016-2017 гг. Финансирование проекта госпрограммы за счет средств федерального бюджета, запланированных в рамках подпрограммы «Газификация» (по 18 400,0 тыс.руб. в 2015-2017 годы, исполнитель – Министерство сельского хозяйства НСО) в Законе об областном бюджете на 2015-2017 гг. не предусмотрено. По информации Министерства ЖКХ, изменения в Закон об областном бюджете будут внесены после выхода распоряжения Правительства РФ о распределении средств на программу по субъектам РФ.
7. В Законе об областном бюджете на 2015-2017 гг. в рамках проекта гос-программы предусмотрены расходы на осуществление закупок для государственных нужд Новосибирской области (при этом Порядок финансирования госпрограммы предусматривает осуществление расходов в форме межбюджетных субсидий). Фактически в данном случае также должны предоставляться межбюджетные субсидии, распределение которых между муниципальными образованиями в соответствии со ст.3 Закон области от 07.11.2011 № 132-ОЗ должно быть установлено законом об областном бюджете.
По результатам экспертно-аналитического мероприятия Контрольно-счётной палатой Новосибирской области предложено:
1. Правительству Новосибирской области предусмотреть в Порядке формирования и реализации госпрограмм необходимость распределения объемов финансирования по мероприятиям программ и кодам бюджетной классификации.
2. Государственному заказчику-координатору программы – Министерству ЖКХ и энергетики Новосибирской области:
рассмотреть вопрос о включении в программу всех мероприятий, направленных на решение проблем в сфере жилищно-коммунального хозяйства и исключении мероприятий, относящихся к сферам реализации других программ;
раскрыть взаимосвязь с другими программами и мероприятиями, которые оказывают влияние или зависят от результатов в сфере жилищно-коммунального хозяйства (электроснабжение, утилизация твердых бытовых отходов и др.);
обеспечить раскрытие взаимосвязи целевых показателей и мероприятий программы, определить источник финансирования мероприятий по совершенствованию управления в сфере жилищно-коммунального хозяйства;
раскрыть механизм реализации (достижения цели и ожидаемых результатов) программы и меры государственного регулирования, используемые в сфере реализации программы;
уточнить порядок финансирования мероприятий программы и методику распределения субсидий местным бюджетам, определить основания взаимодействия с кредитной организацией при кредитовании граждан на газификацию жилья;
подготовить изменения в закон об областном бюджете, предусматривающие распределение между муниципальными образованиями ассигнований на реализацию программы, запланированных в форме закупок для госнужд.