Контрольно-счетная палата Новосибирской области провела экспертизу проекта госпрограммы «Развитие туризма в Новосибирской области».
Финансово-экономическая экспертиза проекта государственной программы Новосибирской области «Развитие туризма в Новосибирской области» проведена в соответствии с п.7 ч.1 ст. 7 Закона Новосибирской области от 07.11.2011 № 131-ОЗ «О Контрольно-счетной палате Новосибирской области».
Проект госпрограммы направлен в палату государственным заказчиком-координатором государственной программы – Министерством экономического развития Новосибирской области (далее – Минэкономразвития НСО, Министерство) письмом от 15.11.2021.
Проект госпрограммы также размещен в государственной информационной системе «Электронная демократия Новосибирской области».
В результате финансово-экономической экспертизы установлено следующее:
1. Целями проекта госпрограммы являются создание условий для реализации туристического потенциала и создания конкурентоспособных туристских продуктов Новосибирской области, продвижение туристских продуктов Новосибирской области на российский и зарубежный рынки.
Цели, задачи и основные программные мероприятия, установленные в Проекте госпрограммы, в целом соответствуют целям и задачам, установленным на федеральном уровне и в Стратегии СЭР НСО.
Основную часть ассигнований областного бюджета на весь период (2022-2030 гг.) планируется направить на грантовую поддержку общественных и предпринимательских инициатив в сфере туризма – 420 000,0 тыс.руб. (53,5 % от общего объема бюджетных ассигнований); поддержку муниципальных образований на создание условий для развития сферы туризма – 140 000,0 тыс.руб. (17,8 %); на организацию и проведению специализированных туристских выставок (форумов), в том числе с участием Новосибирской области – 70 000,0 тыс.руб. (8,8 %); на санацию туристских дестинаций – 60 000,0 тыс.руб. (7,6 %); иные мероприятия – 95 900,0 тыс.руб.
Вместе с тем, в перечень 15 основных мероприятий госпрограммы не включены такие направления деятельности, предусмотренные в Стратегии СЭР НСО, как реализация комплекса мер по организации экскурсий и путешествий с культурно-познавательными целями для обучающихся в общеобразовательных организациях (что также установлено в ст. 3 Закона Новосибирской области об отдельных вопросах развития туризма) и развитие малой авиации, которая позволит жителям осуществлять путешествия по Новосибирской области.
Кроме того, основное мероприятие по формированию и развитию туристско-рекреационного кластера Новосибирской области также предусмотрено в рамках реализации государственной программы «Стимулирование инвестиционной активности в Новосибирской области», что не соответствует абз.16 п.24 Методических указаний Минэкономразвития НСО.
2. Проектом госпрограммы предусмотрено 12 индикаторов, отражающих достижение целей ее реализации, из них 4 основных, соответствующих ожидаемым результатам:
- рост объема платных услуг населению в сфере туризма в 1,6 раза, с 4 705,0 до 7 300,0 млн.руб.;
- увеличение количества иностранных туристов, въехавших на территорию Новосибирской области в 3,4 раза, с 16 до 55 тыс. человек;
- рост численности размещенных туристов в коллективных средствах размещения Новосибирской области в 1,5 раза, с 1 000 до 1 480,0 тыс. человек;
- увеличение объема аудитории информационных туристических ресурсов Новосибирской области в 2,1 раза, с 45 до 95 тыс.человек.
Значения двух основных целевых индикаторов в Приложении №1 к госпрограмме не соответствуют значениям ожидаемых результатов, указанным в паспорте госпрограммы (рост объема платных услуг и рост численности размещенных туристов). Кроме того, значения ожидаемых результатов к 2030 году меньше значений показателей целевых сценариев реализации Стратегии СЭР НСО.
3. В разделе «Механизм реализации и система управления государственной программы» не раскрыты взаимосвязь с мероприятиями других госпрограмм и влияние мероприятий и результатов других госпрограмм на достижение целей и результатов госпрограммы (например, перечень мер государственной поддержки инвестиционной деятельности и в рамках каких госпрограмм они будут предоставляться), а также не обозначена зависимость от внешних факторов (рисков), и будет ли программа влиять на эти факторы (риски) для достижения желаемых результатов (например, сохраняющаяся угроза распространения новой коронавирусной инфекции и ограничительные меры, направленные на ее предупреждение).
4. Ряд положений Порядка предоставления и распределения субсидий местным бюджетам не соответствует Правилам формирования, предоставления и распределения субсидий местным бюджетам, а также содержат внутренние противоречия и другие недостатки.
5. В перечне документов, представляемых соискателем на получение грантов, отсутствует документ, подтверждающий соответствие требованию, установленному абз.8 п.9 Порядка предоставления грантов (отсутствие просроченной задолженности по выплате заработной платы).
6. Общий объем финансирования госпрограммы на 2022-2030 гг. запланирован паспортом госпрограммы в размере 972 761,5 тыс.руб., в том числе: средства областного бюджета – 785 400,0 тыс.руб. (80,7% от общего объема); средства местных бюджетов – 7 361,5 тыс.руб. (0,8%); средства внебюджетных источников – 180 000,0 тыс.руб. (18,5%). Средства федерального бюджета не предусмотрены. Объемы финансирования госпрограммы на 2022 год предусмотрены в размере 131 465,8 тыс.руб., на 2022-2023 гг. расходы по госпрограмме не запланированы.
Объемы финансирования госпрограммы, в части средств областного бюджета на 2022 год (104 700,0 тыс.руб.) и плановый период 2023 и 2024 годов, в проекте соответствуют бюджетным ассигнованиям, предусмотренным в проекте закона Новосибирской области «Об областном бюджете Новосибирской области на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов».
7. Паспорт Проекта госпрограммы не соответствует форме паспорта, установленной приложением 1 к Методическим указаниям (не предусмотрен раздел «Объемы налоговых расходов в рамках государственной программы»), а общий объем средств областного бюджета не соответствует сумме расходов по программным мероприятиям (Приложение 2 к госпрограмме).
По результатам экспертно-аналитического мероприятия Контрольно-счетная палата Новосибирской области предложила Правительству Новосибирской области и государственному заказчику программы - министерству экономического развития Новосибирской области:
- привести в соответствие значения ожидаемых результатов и целевых индикаторов госпрограммы;
- разделы государственной программы привести в соответствие с требованиями Методических рекомендаций Министерства экономического развития НСО;
- Порядок предоставления субсидий местным бюджетам привести в соответствие с положениями, предусмотренными законами и нормативными-правовыми актами Новосибирской области;
- Порядок предоставления грантов дополнить документом, подтверждающим выполнение установленных требований.
Заключение рассмотрено коллегией Контрольно-счетной палаты Новосибирской области, направлено Губернатору Новосибирской области и в Законодательное Собрание Новосибирской области.