КСП Новосибирской области провела экспертизу проекта областного бюджета на 2022 – 2024 годы
На заседании комитета Законодательного Собрания Новосибирской области по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности 17 ноября был рассмотрен проект Закона Новосибирской области «Об областном бюджете Новосибирской области на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов». С докладом по законопроекту перед депутатами выступил Голубенко В.Ю. – заместитель Председателя Правительства Новосибирской области – министр финансов и налоговой политики Новосибирской области.
В рамках рассмотрения законопроекта с докладом о результатах экспертизы проекта Закона Новосибирской области «Об областном бюджете Новосибирской области на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов» выступила председатель КСП Новосибирской области Гончарова Е.А. Она отметила, что основные параметры проекта областного бюджета основаны на прогнозе социально-экономического развития области, других документах стратегического развития, а также национальных, федеральных и соответствующих им региональных проектах.
Прогноз социально-экономического развития области разработан в трех вариантах: консервативном, базовом и инновационным. За основу бюджетного планирования принят консервативный вариант, который предусматривает сокращение темпов роста большинства социально-экономических показателей после высоких темпов восстановительного роста 2021 года.
Инновационный вариант прогноза, наоборот, предусматривает, что высокие темпы роста текущего года сохранятся. Например, индекс инвестиций в консервативном варианте прогноза составляет 101,5%, в инновационном – 109,8% (за 6 месяцев 2021 года – 114,0%). Тем не менее, по большинству показателей прогноз на 2022 год существенно улучшен по сравнению с прогнозом, сделанным год назад.
Показатели консервативного варианта областного прогноза несколько ниже, чем в консервативном варианте федерального прогноза. Например, индекс промышленного производства в областном прогнозе на 2022 год составляет 102,4%, в федеральном – 102,8%. Следует отметить, что на федеральном уровне за основу бюджетного планирования принят базовый вариант прогноза. При этом прогноз основных налоговых поступлений в областной бюджет, сделанный Управлением ФНС, традиционно меньше, чем прогноз, сделанный областным Министерством финансов (на 16,7 млрд.руб. в 2022 году).
Основная часть поступлений в областной бюджет прогнозируется за счет налоговых доходов, доля которых увеличивается с 68,1% в 2021 году до 77,2% в 2022 году. Это значение несколько уменьшится по мере распределения дополнительных объемов межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. Тем не менее, по мере завершения крупных инфраструктурных проектов (многофункциональная ледовая арена, 4-ый мост через р. Обь) объемы межбюджетных трансфертов из федерального бюджета после 2022 года существенно сократятся, а доля налоговых доходов – увеличится (до 80%-85%).
С 2022 года стимулирование бюджетных инвестиций на региональном уровне будет осуществляться за счет реализации так называемых инфраструктурных и новых инвестиционных проектов. Лимиты предоставления Новосибирской области бюджетных кредитов на реализацию инфраструктурных проектов составляют почти 9 млрд.руб. на 2022-2023 гг. Эти кредиты и проекты пока не предусмотрены в проекте областного бюджета, но областная заявка на 5,3 млрд.руб. недавно была одобрена правительственной комиссией по региональному развитию и ко второму чтению средства могут быть включены в Законопроект.
На реализацию новых инвестиционных проектов должны быть направлены средства областного бюджета, высвобождаемые за счет реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам, проведенной в 2020-2021 гг. Эти средства заложены в проекте областного бюджета в сумме около 15 млрд.руб. на 2022-2024 гг. Следует отметить, что это не новые бюджетные кредиты, а обязательство по реструктуризации старых. Для реализации новых инвестиционных проектов планируется осуществлять заимствования и увеличить государственный долг области.
Задолженность области по реструктуризированным кредитам может быть списана на сумму налоговых поступлений в федеральный бюджет от реализации новых инвестиционных проектов. При этом важно, чтобы дополнительные поступления возникли раньше, чем наступят сроки погашения реструктуризированной задолженности (до 2029 года). Кроме того, коммерческие кредиты, которые планируется привлекать для реализации новых инвестиционных проектов должны будет погашаться за счет собственных средств областного бюджета. С учетом этого важно, чтобы налоговая отдача от их реализации для областного бюджета превышала объемы бюджетных средств, выделенных на их реализацию.
Основной эффект новых механизмов стимулирования бюджетных инвестиций заключается в том, что на сумму инфраструктурных и новых инвестиционных проектов можно будет превысить ограничения на объемы долга и дефицита, установленные соглашениями о реструктуризации бюджетных кредитов. По соглашениям отношение долга к объему доходов без учета безвозмездных поступлений должно уменьшиться с 33% в 2022 году до 30% в 2024 году. За счет средств на реализацию новых инвестиционных проектов в проекте областного бюджета это соотношение увеличивается с 33,5% в 2022 году до 35,7% в 2024 году. Фактически за счет инфраструктурных и новых инвестиционных проектов заимствования впервые с 2016 года вновь могут стать источником финансирования бюджетных инвестиций.
Основные параметры Законопроекта соответствуют бюджетному законодательству. В частности, дефицит и верхний предел государственного долга существенно меньше предельных размеров, установленных БК РФ – 10% и 100% объема доходов без учета безвозмездных поступлений. В Законопроекте также соблюдаются новые ограничения, учитываемые при оценке уровня долговой устойчивости регионов. Запланированные объемы платежей по обслуживанию долга, возникшего по состоянию на 1 января очередного финансового года, не превышают 13% объема налоговых, неналоговых доходов и дотаций. По результатам оценки за 2021 год область отнесена к группе регионов с высоким уровнем долговой устойчивости.
Следует отметить, что расходы на обслуживание государственного долга области планируются с большим «запасом», фактические расходы будут существенно меньше. Например, в 2020 году расходы составили 44% от плана. Основная сумма расходов на 2022 год запланирована на обслуживание банковских кредитов исходя из лимитов предоставления по всем заключенным контрактам. Фактически объемы заимствований гораздо меньше лимитов и процентные платежи в запланированном объеме отсутствуют. Кроме того, учтены процентные платежи по выпуску ценных бумаг, планировавшемуся в 2021 году в сумме 10 млрд.руб. Фактически динамика исполнения доходов в 2021 году позволяет исполнить бюджет без запланированного дефицита и заимствований.
В текущем году областными органами исполнительной власти проводилась работа по устранению нарушений в правовом регулировании планирования и использования средств областного бюджета.
В частности, с учетом предложений палаты с 2022 года вносятся изменения в методики распределения межбюджетных трансфертов, использованных для выравнивания бюджетной обеспеченности и обеспечения сбалансированности местных бюджетов. Прежде всего, для сохранения стимулов к оптимизации расходов местных бюджетов при распределении финансовой помощи будет учитываться базовый размер приоритетных расходов за 2020 год. За счет этого при оптимизации расходов объемы финансовой помощи не будет уменьшаться на сумму экономии. Увеличение налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов будет по-прежнему приводить к уменьшению финансовой помощи на ту же сумму. Используемые в областных методиках механизмы не позволяют создать долгосрочные стимулы к увеличению доходов местных бюджетов. Поэтому работу по совершенствованию системы финансовой поддержки муниципальных образований следует продолжить.
Сохраняется ряд недостатков в правовом регулировании и обосновании бюджетных показателей. В частности, прогноз доходов от приватизации областного имущества по-прежнему не учитывает возможность продажи в последующие годы имущества, выставлявшегося на торги и непроданного в текущем или очередном году. С 2022 года план приватизации будет утверждаться отдельным документом и не будет приложением к закону об областном бюджете. В ходе экспертизы проекта областного бюджета палатой сделан ряд предложений по совершенствованию нового порядка планирования приватизации, принятого Правительством НСО в текущем году.
По-прежнему сохраняется нарушение при планировании субвенций на реализацию образовательных программ. Утвержденная законом методика распределения предусматривает, что субвенции должны распределяться исходя из количества учеников и подушевого норматива финансирования. Однако к рассчитанному по методике объему субвенции добавляются средства на повышение оплаты труда работников образовательных организаций, что методикой не предусмотрено. В 2022 году расхождение между методикой и расчетами достигло 4,7 млрд.руб. Для устранения этого нарушения средства на повышение оплаты труда следует включать в норматив финансирования, этого же требует и Федеральный закон об образовании.
В пояснительной записке к заключению палаты также изложены предложения в ряд текстовых статей и приложений Законопроекта.
В предложенном виде Законопроект может быть внесен на рассмотрение сессии для принятия в первом чтении, но ко второму чтению предлагается учесть предложения палаты при формировании и рассмотрении поправок.