19 Января 2015
Экспертиза проекта государственной программы Новосибирской области «Развитие инфраструктуры информационного общества Новосибирской области на 2015-2020 годы» проведена в соответствии с п.7 ст. 7 Закона Новосибирской области от 07.11.2011 № 131-ОЗ «О Контрольно-счётной палате Новосибирской области».
Проект госпрограммы представлен в палату ее государственным заказчиком-координатором – департаментом информатизации и развития телекоммуникационных технологий Новосибирской области (далее – Департамент информатизации НСО) письмом от 13.12.2014 (поступило 16.12.2014), а также размещен на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: http://www.infocom.nso.ru/sites/infocom.nso.ru/wodby_files/files/page_59/gp_informatizaciya_15-20gg.rar.
В результате экспертизы сделаны следующие выводы:
1. Проект госпрограммы направлен на формирование единого информационного пространства Новосибирской области, путем развития территориально-информационной системы, геоинформационного обеспечения и навигационной инфраструктуры, модернизации и развития инфраструктуры связи. За счет реализации проекта госпрограммы планируется увеличить долю граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, до 70%; достичь 100-процентого наполнения базы данных геоинформационной системы и уровня охвата навигационной инфраструктурой; отремонтировать 47 отделений почтовой связи и ввести 3 100 телефонных номеров в поселениях.
2. В проекте госпрограммы за Департаментом информатизации закреплены мероприятия по закупкам товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий для нужд различных областных государственных органов и учреждений. Однако ряд мероприятий по информатизации деятельности государственных органов включены в другие госпрограммы или отнесены к непрограммным направления деятельности. Кроме того, требование о централизации закупок товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий областным нормативным правовым актом не установлено.
3. Среди основных проблем, препятствующих развитию информационно-коммуникационных технологий на территории области, отмечается отсутствие эффективных инструментов популяризации преимуществ и возможностей ин-формационного общества, однако мероприятия по повышению грамотности населения и готовности использовать эти технологий в проекте госпрограммы отсутствуют. Не рассматриваются вопросы информатизации деятельности муниципальных органов и учреждений. Подпрограмма по развитию геоинформационного обеспечения и навигационной инфраструктуры включает в себя лишь одно мероприятие, что не соответствует Методическим указаниям Министерства экономического развития НСО. Формулировки наименований двух подпрограмм практически совпадают, хотя содержание их мероприятий разное.
4. Раздел проекта госпрограммы, посвященный системе программных мероприятий, не содержит их краткой характеристики, предусмотренной Методическими указаниям Министерства экономического развития НСО. Отсутствует перечень органов местного самоуправления, которые будут участвовать в реализации госпрограммы, перечень и характеристика госулуг, оказываемых в рамках реализации госпрограммы. В соответствии с новыми Методическими указаниями в приложениях к госпрограммам не приводится распределение объемов финансирования по мероприятиям и кодам бюджетной классификации (что не позволяет раскрывать взаимосвязь между мероприятиями и ресурсами), а также отменяются ведомственные целевые программы в сфере реализации проекта госпрограммы.
5. В проекте госпрограммы отсутствуют целевые индикаторы, отражающие степень обеспечения доступа сельских жителей к услугам сети мобильной и фиксированной связи, широкополосного Интернета. Согласно проекту госпрограммы, все 100% государственных и муниципальных услуг области возможно получить в электронном виде. Однако предусмотренные целевые показатели не отражают, какой этап оказания услуг в электронной форме реализован (начальный, предусматривающий лишь размещение на Едином портале информации об услугах, или полный), а также появление новых услуг, оказываемых в электронном виде. По ряду целевых индикаторов реализации проекта госпрограммы следует уточнить наименование, значение или методику расчета.
6. Раздел проекта госпрограммы, посвященный описанию механизма ее реализации, соответствующих положений фактически не содержит. Не указаны меры государственного регулирования, используемые в сфере реализации проекта госпрограммы (в частности должны быть утверждены требования к закупкам в сфере информационных технологий, телекоммуникаций и связи). В Порядке финансирования мероприятий госпрограммы и Условиях предоставления межбюджетных субсидий на ее реализацию требуется уточнить рад положений, в т.ч. условия заключения и оплаты контрактов при наличии у поставщика задолженности по платежам в бюджеты. Методику расчета субсидий следует утвердить в виде отдельного приложения к госпрограмме и раскрыть в ней способ определения их фактического объема.
7. Объемы финансирования проекта госпрограммы за счет средств областного бюджета соответствуют Закону об областном бюджете на 2015-2017 гг. В прошлые годы Новосибирская область получала из федерального бюджета трансферты на реализацию мероприятий, отнесенных к сфере реализации проекта госпрограммы. Согласно прогнозной (справочной) информации, объемы финансирования проекта госпрограммы за счет средств федерального бюджета равны 0 (распределение средств между субъектами РФ еще не утверждено). Также, по мнению КСП НСО, перечень основных мероприятий в новой редакции госпрограммы не может быть использован для формирования программной структуры областного бюджета (перечень мероприятий проекта госпрограммы и целевых статей расходов на ее реализацию несопоставимы).
По результатам экспертно-аналитического мероприятия Контрольно-счётной палатой Новосибирской области предложено:
1. Правительству Новосибирской области:
предусмотреть в Порядке формирования и реализации госпрограмм необходимость распределения объемов финансирования по мероприятиям программ и кодам бюджетной классификации;
уточнить порядок разработки и реализации ведомственных целевых программ, предусмотрев возможность их разработки в качестве дальнейшей детализации мероприятий государственных программ;
определить принципы включения мероприятий на информатизацию деятельности областных органов и учреждений в государственные программы, установить правовые основания для централизации соответствующих закупок.
2. Государственному заказчику-координатору программы – департаменту информатизации и развития телекоммуникационных технологий Новосибирской области:
предусмотреть в программе мероприятия по повышению готовности населения использовать информационные технологии, информатизации муниципальных органов и учреждений; уточнить состав и наименования подпрограмм;
дополнить программу характеристикой мероприятий, перечнем участвующих в ее реализации органов местного самоуправления и государственных услуг, оказываемых в рамках реализации программы;
уточнить наименования, значения и методику расчета целевых индикаторов реализации программы; предусмотреть индикаторы, отражающие обеспечение доступа сельских жителей к информационным технологиям и услугам;
дать характеристику перевода государственных и муниципальных услуг в электронную форму (количество уже переведенных и ежегодно переводимых услуг, реализованные этапы перевода);
раскрыть в программе механизм ее реализации (достижения цели и ожидаемых результатов), перечень и характеристики мер государственного регулирования, используемых в сфере ее реализации;
уточнить порядок финансирования мероприятий программы и условия предоставления межбюджетных субсидий, утвердить методику расчета субсидий в виде отдельного приложения.
Контрольно-счётной палатой Новосибирской области проведена экспертиза проекта государственной программы Новосибирской области «Развитие инфраструктуры информационного общества Новосибирской области на 2015-2020 годы».
Экспертиза проекта государственной программы Новосибирской области «Развитие инфраструктуры информационного общества Новосибирской области на 2015-2020 годы» проведена в соответствии с п.7 ст. 7 Закона Новосибирской области от 07.11.2011 № 131-ОЗ «О Контрольно-счётной палате Новосибирской области».
Проект госпрограммы представлен в палату ее государственным заказчиком-координатором – департаментом информатизации и развития телекоммуникационных технологий Новосибирской области (далее – Департамент информатизации НСО) письмом от 13.12.2014 (поступило 16.12.2014), а также размещен на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: http://www.infocom.nso.ru/sites/infocom.nso.ru/wodby_files/files/page_59/gp_informatizaciya_15-20gg.rar.
В результате экспертизы сделаны следующие выводы:
1. Проект госпрограммы направлен на формирование единого информационного пространства Новосибирской области, путем развития территориально-информационной системы, геоинформационного обеспечения и навигационной инфраструктуры, модернизации и развития инфраструктуры связи. За счет реализации проекта госпрограммы планируется увеличить долю граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, до 70%; достичь 100-процентого наполнения базы данных геоинформационной системы и уровня охвата навигационной инфраструктурой; отремонтировать 47 отделений почтовой связи и ввести 3 100 телефонных номеров в поселениях.
2. В проекте госпрограммы за Департаментом информатизации закреплены мероприятия по закупкам товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий для нужд различных областных государственных органов и учреждений. Однако ряд мероприятий по информатизации деятельности государственных органов включены в другие госпрограммы или отнесены к непрограммным направления деятельности. Кроме того, требование о централизации закупок товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий областным нормативным правовым актом не установлено.
3. Среди основных проблем, препятствующих развитию информационно-коммуникационных технологий на территории области, отмечается отсутствие эффективных инструментов популяризации преимуществ и возможностей ин-формационного общества, однако мероприятия по повышению грамотности населения и готовности использовать эти технологий в проекте госпрограммы отсутствуют. Не рассматриваются вопросы информатизации деятельности муниципальных органов и учреждений. Подпрограмма по развитию геоинформационного обеспечения и навигационной инфраструктуры включает в себя лишь одно мероприятие, что не соответствует Методическим указаниям Министерства экономического развития НСО. Формулировки наименований двух подпрограмм практически совпадают, хотя содержание их мероприятий разное.
4. Раздел проекта госпрограммы, посвященный системе программных мероприятий, не содержит их краткой характеристики, предусмотренной Методическими указаниям Министерства экономического развития НСО. Отсутствует перечень органов местного самоуправления, которые будут участвовать в реализации госпрограммы, перечень и характеристика госулуг, оказываемых в рамках реализации госпрограммы. В соответствии с новыми Методическими указаниями в приложениях к госпрограммам не приводится распределение объемов финансирования по мероприятиям и кодам бюджетной классификации (что не позволяет раскрывать взаимосвязь между мероприятиями и ресурсами), а также отменяются ведомственные целевые программы в сфере реализации проекта госпрограммы.
5. В проекте госпрограммы отсутствуют целевые индикаторы, отражающие степень обеспечения доступа сельских жителей к услугам сети мобильной и фиксированной связи, широкополосного Интернета. Согласно проекту госпрограммы, все 100% государственных и муниципальных услуг области возможно получить в электронном виде. Однако предусмотренные целевые показатели не отражают, какой этап оказания услуг в электронной форме реализован (начальный, предусматривающий лишь размещение на Едином портале информации об услугах, или полный), а также появление новых услуг, оказываемых в электронном виде. По ряду целевых индикаторов реализации проекта госпрограммы следует уточнить наименование, значение или методику расчета.
6. Раздел проекта госпрограммы, посвященный описанию механизма ее реализации, соответствующих положений фактически не содержит. Не указаны меры государственного регулирования, используемые в сфере реализации проекта госпрограммы (в частности должны быть утверждены требования к закупкам в сфере информационных технологий, телекоммуникаций и связи). В Порядке финансирования мероприятий госпрограммы и Условиях предоставления межбюджетных субсидий на ее реализацию требуется уточнить рад положений, в т.ч. условия заключения и оплаты контрактов при наличии у поставщика задолженности по платежам в бюджеты. Методику расчета субсидий следует утвердить в виде отдельного приложения к госпрограмме и раскрыть в ней способ определения их фактического объема.
7. Объемы финансирования проекта госпрограммы за счет средств областного бюджета соответствуют Закону об областном бюджете на 2015-2017 гг. В прошлые годы Новосибирская область получала из федерального бюджета трансферты на реализацию мероприятий, отнесенных к сфере реализации проекта госпрограммы. Согласно прогнозной (справочной) информации, объемы финансирования проекта госпрограммы за счет средств федерального бюджета равны 0 (распределение средств между субъектами РФ еще не утверждено). Также, по мнению КСП НСО, перечень основных мероприятий в новой редакции госпрограммы не может быть использован для формирования программной структуры областного бюджета (перечень мероприятий проекта госпрограммы и целевых статей расходов на ее реализацию несопоставимы).
По результатам экспертно-аналитического мероприятия Контрольно-счётной палатой Новосибирской области предложено:
1. Правительству Новосибирской области:
предусмотреть в Порядке формирования и реализации госпрограмм необходимость распределения объемов финансирования по мероприятиям программ и кодам бюджетной классификации;
уточнить порядок разработки и реализации ведомственных целевых программ, предусмотрев возможность их разработки в качестве дальнейшей детализации мероприятий государственных программ;
определить принципы включения мероприятий на информатизацию деятельности областных органов и учреждений в государственные программы, установить правовые основания для централизации соответствующих закупок.
2. Государственному заказчику-координатору программы – департаменту информатизации и развития телекоммуникационных технологий Новосибирской области:
предусмотреть в программе мероприятия по повышению готовности населения использовать информационные технологии, информатизации муниципальных органов и учреждений; уточнить состав и наименования подпрограмм;
дополнить программу характеристикой мероприятий, перечнем участвующих в ее реализации органов местного самоуправления и государственных услуг, оказываемых в рамках реализации программы;
уточнить наименования, значения и методику расчета целевых индикаторов реализации программы; предусмотреть индикаторы, отражающие обеспечение доступа сельских жителей к информационным технологиям и услугам;
дать характеристику перевода государственных и муниципальных услуг в электронную форму (количество уже переведенных и ежегодно переводимых услуг, реализованные этапы перевода);
раскрыть в программе механизм ее реализации (достижения цели и ожидаемых результатов), перечень и характеристики мер государственного регулирования, используемых в сфере ее реализации;
уточнить порядок финансирования мероприятий программы и условия предоставления межбюджетных субсидий, утвердить методику расчета субсидий в виде отдельного приложения.