О мерах по устранению нарушений и недостатков, установленных в результате проверки использования средств бюджета, направленных на развитие системы обращения с твердыми коммунальными отходами
По результатам проверки законности и эффективности использования средств областного бюджета, направленных на развитие системы обращения с твердыми коммунальными отходами в 2019 – 2020 годах и за текущий период 2021 года (в том числе на реализацию регионального проекта «Чистый город» национального проекта «Экология»), для устранения выявленных нарушений и недостатков Контрольно-счетной палатой Новосибирской области направлены представления в администрации Убинского, Венгеровского, Усть-Таркского и Кочковского сельсоветов Новосибирской области, а также муниципальному казенному учреждению «Исполнительная служба заказчика» Маслянинского района Новосибирской области.
По итогам проверки Правительству Новосибирской области предложено: рассмотреть вопрос по финансированию содержания площадок временного накопления твердых коммунальных отходов, а также определить орган государственной власти, ответственный за мониторинг (инвентаризацию) объектов (мест) незаконного размещения отходов, расположенных на территории Новосибирской.
Министерству жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области КСП Новосибирской области предложено принять меры к исполнению мероприятий для обеспечения реализации Территориальной схемы обращения с отходами на территории Новосибирской области в предусмотренные сроки, а также по реальному закрытию полигонов размещения твердых коммунальных отходов на территории Новосибирской области, обслуживаемых ранее при осуществлении регулируемых видов деятельности и выведенных из эксплуатации в связи с созданием площадок временного накопления ТКО (далее – ПВН).
По информации Министерства ЖКХ в настоящее время ведется работа по передаче вновь построенных ПВН ТКО органами местного самоуправления НСО (Венгеровский, Кочковский, Убинский районы) по договорам аренды на содержание региональному оператору. Из существующих 11 ПВН, которые эксплуатировались до 2019 года, 5 ПВН эксплуатируются по договорам заключенными с иными юридическими лицами. В отношении 6 ПВН планируется заключение договоров аренды с региональном оператором, после проведения органами местного самоуправления Новосибирской области мероприятий по оформлению соответствующих документов территориального планирования (отражения в генеральных планах и правилах землепользования и застройки поселений), перевода земель в соответствующую категорию. Затраты по эксплуатации ПВН в настоящее время несут эксплуатирующие организации (региональный оператор, юридические лица) в рамках договоров аренды.
В целях урегулирования вопросов мониторинга мест незаконного размещения отходов разрабатывается Порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области по вопросам выявления и ликвидации несанкционированных свалок отходов на территории Новосибирской области.
Для исполнения мероприятий в рамках обеспечения реализации территориальной схемы в предусмотренные сроки Министерством ЖКХ планируется проведение мероприятий по созданию инфраструктуры в сфере обращения с ТКО в рамках государственной программы Новосибирской области «Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Новосибирской области» и с привлечением внебюджетных источников в рамках концессионных соглашений. Для чего, Министерством ЖКХ, совместно с Агентством инвестиционного развития Новосибирской области, прорабатываются условия по семи концессионным соглашениям, где публичным партнером выступит Министерство ЖКХ и органы местного самоуправления.
Для реального закрытия полигонов размещения ТКО на территории Новосибирской области выведенных из эксплуатации в связи с созданием ПВН, собственникам земельных участков или полигонов ТКО предложено принять меры по консервации и рекультивации таких объектов или земельных участков (необходимый объем капитальных вложений на выведение из эксплуатации и рекультивацию таких объектов размещения отходов составляет – 1 834 071,3 тыс.руб.). Мероприятия по рекультивации объектов размещения отходов находятся в ведении министерства природных ресурсов и экологии Новосибирской области.
По информации проверенных органов местного самоуправления Новосибирской области ими приняты следующие меры:
выставлены требования к подрядчикам об уплате неустойки (пени) за просрочку исполнения обязательств по контрактам (Маслянинский район), а также по устранению недостатков ненадлежащего качества выполненных работ (Венгеровский сельсовет, Северный район);
отражены на балансе созданных объектов неучтенные затраты (Северный район);
проведены обучающие совещания по вопросам недопущения «дроблений» закупок на несколько контрактов, в случае общности предмета закупок (все проверяемые объекты);
привлечены к дисциплинарной ответственности должностные лица, виновные в допущении нарушений (МКУ «Исполнительная служба Заказчика» Маслянинского района, Венгеровский сельсовет).