23 Января 2015
Экспертиза проекта новой редакции государственной программы Новосибирской области «Развитие здравоохранения Новосибирской области на 2013-2020 годы» проведена в соответствии с п.7 ст. 7 Закона Новосибирской области от 07.11.2011 № 131-ОЗ «О Контрольно-счётной палате Новосибирской области».
Проект новой редакции госпрограммы представлен в палату ее государственным заказчиком-координатором – министерством здравоохранения Новосибирской области письмом от 12.01.2015, а также размещен на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: http://zdrav.nso.ru/deyatelnost/gprazvzdravnso/Pages/default.aspx.
В результате экспертизы сделаны следующие выводы:
1. Проект госпрограммы направлен на обеспечение доступности и качества оказания медицинской помощи на территории Новосибирской области.
За счет реализации проекта госпрограммы планируется снизить распространенность потребления табака среди взрослого населения с 34,5% в 2012 году до 25,0% в 2020 году, на 35,0% снизить потребление алкогольной продукции с 15,3 литров на душу населения в год в 2012 году до 10,0 литров в 2020 году, снизить показатели смертности, в том числе от всех причин с 13,6 случаев на 1000 населения до 10,3 случаев, создать условия для оказания паллиативной помощи населению и довести обеспеченность койками к 2020 году до 10 на 100 тыс. взрослого населения, увеличить охват медицинской реабилитацией пациентов с 1,9% в 2012 году до 25,0% к 2020 году, повысить обеспеченность квалифицированными медицинскими работниками, в том числе врачами до 38,2 на 10 тыс. населения, увеличить долю частных медицинских организаций, оказывающих услуги в рамках территориальной программы ОМС с 22,0% до 30,0%, повысить к 2018 году среднюю заработную плату врачей до 200% от средней заработной платы в регионе.
2. Государственная программа разработана в соответствии с приоритетами и целями государственной политики в сфере здравоохранения, определенными Указами Президента Российской Федерации и законодательством в сфере охраны здоровья граждан. При этом вопросы совершенствования демографической политики Российской Федерации, обозначенные Указом Президента РФ № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» проектом госпрограммы решаются лишь частично.
3. Перечень целевых индикаторов в проекте госпрограммы в основном соответствует перечню, предусмотренному государственной программой РФ «Развитие здравоохранения».
Значение показателя «зарегистрировано больных с диагнозом, установленным впервые в жизни, активный туберкулез» в проекте госпрограммы установлен на уровне – 55,0 случаев на 100 тыс. населения в 2018-2020 гг., что не соответствует показателям государственной программы РФ «Развитие здравоохранения» для Новосибирской области - 49,3 случаев на 100 тыс. населения в 2019 году и 44,7 случаев на 100 тыс. населения в 2020 году.
4. На реализацию мероприятия по разработке, внедрению и сопровождению программного обеспечения, единой информационной системы в здравоохранении Минздраву НСО на 2015-2017 гг. предусмотрены средства в объеме 176 023,0 тыс.руб. Аналогичное мероприятие (модернизация, развитие и эксплуатация единой государственной информационной системы здравоохранения Новосибирской области) предусматривает госпрограмма «Развитие инфраструктуры информационного общества Новосибирской области на 2015-2020 годы».
5. Перечень государственных услуг и их объемы на 2014-2016 гг. в прогнозе сводных показателей государственных заданий по государственной программе Новосибирской области не соответствуют Перечню и объемам государственных услуг (работ) в сфере здравоохранения Новосибирской области, утвержденному постановлением Правительства области от 21.07.2014 № 286-п «Об утверждении перечня и объема государственных услуг (работ) в сфере здравоохранения, оказываемых (выполняемых) за счет средств областного бюджета Новосибирской области в 2014 году и плановом периоде 2015 - 2016 годов».
6. В подпрограмме 7 «Кадровое обеспечение системы здравоохранения» предусмотрены компенсационные выплаты по аренде жилья и проезду определены Положением о порядке предоставления социальной поддержки медицинским работникам государственных учреждений здравоохранения Новосибирской области, утвержденным приказом министерства здравоохранения № 1235 от 22.04.2013. При этом указанное полномочие в соответствии с п.18 ст.4 Закона Новосибирской области от 28.09.2012 № 255-ОЗ «О регулировании отношений в сфере охраны здоровья граждан в Новосибирской области» отнесено к полномочиям Правительства Новосибирской области.
7. Раздел проекта госпрограммы, посвященный описанию механизма ее реализации, соответствующих положений фактически не содержит. Меры правого регулирования указаны формально, без раскрытия их конкретного содержания и влияния на достижение целей проекта госпрограммы. Требуется уточнить ряд положений в Порядке финансирования мероприятий госпрограммы, в том числе в части условий оплаты контрактов при наличии у поставщика задолженности по платежам в бюджеты.
8. Порядок финансирования мероприятий и Условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам муниципальных образований Новосибирской области на реализацию основных мероприятий по реконструкции и строительству медицинских организаций, в части капитального строительства (реконструкции) объектов муниципальной собственности являются приложениями к постановлению Правительства Новосибирской области об утверждении госпрограммы. При этом фактически с 2015 года субсидии уже не будут предоставляться местным бюджетам (в 2013 году предоставлялись трансферты для завершения объектов, строительство которых было начато до передачи полномочий на уровень субъектов РФ).
9. Объемы финансирования за счет средств областного бюджета, заложенные в проекте госпрограммы, соответствуют Закону об областном бюджете на 2015 год и плановый период 2016-2017 гг. Объемы средств, направленные на реконструкцию и строительство учреждений здравоохранения в 2015 году не соответствует объемам бюджетных ассигнований на капитальные вложения, утвержденных Законом об областном бюджете на 2015 год и плановый период 2016-2017 гг.
Реализация отдельных подпрограмм и мероприятий предусматривается за счет средств территориального фонда обязательного медицинского страхования. Однако объем средств ТФОМС не указан ни в части отдельного источника финансирования (средства ТФОМС), ни в части внебюджетных источников, за исключением мероприятия по повышению квалификации медицинских работников.
В соответствии с новыми Методическими указаниями в приложениях к госпрограммам не приводится распределение объемов финансирования по мероприятиям и кодам бюджетной классификации (что не позволяет раскрывать взаимосвязь между мероприятиями и ресурсами).
По результатам экспертно-аналитического мероприятия Контрольно-счётной палатой Новосибирской области предложено:
1. Правительству Новосибирской области:
предусмотреть в Порядке формирования и реализации госпрограмм необходимость распределения объемов финансирования по мероприятиям программ и кодам бюджетной классификации;
уточнить порядок разработки и реализации ведомственных целевых программ, предусмотрев возможность их разработки в качестве дальнейшей детализации мероприятий государственных программ;
установить дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам, надлежащим нормативным правовым актом;
средства на модернизацию, развитие и эксплуатацию единой государственной информационной системы здравоохранения Новосибирской области предусмотреть в одной госпрограмме в рамках одного мероприятия.
2. Государственному заказчику-координатору программы – министерству здравоохранения Новосибирской области:
уточнить состав и содержание мероприятий, привести целевые индикаторы в соответствие с федеральной госпрограммой;
раскрыть в программе механизм ее реализации (достижения цели и ожидаемых результатов), характеристики мер государственного регулирования, используемых в сфере ее реализации;
привести объемы финансирования предусмотренные на реконструкцию и строительство учреждений здравоохранения в 2015 году в соответствие с установленными Законом об областном бюджете на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов.
Контрольно-счётной палатой Новосибирской области проведена экспертиза проекта новой редакции государственной программы Новосибирской области «Развитие здравоохранения Новосибирской области на 2013-2020 годы».
Экспертиза проекта новой редакции государственной программы Новосибирской области «Развитие здравоохранения Новосибирской области на 2013-2020 годы» проведена в соответствии с п.7 ст. 7 Закона Новосибирской области от 07.11.2011 № 131-ОЗ «О Контрольно-счётной палате Новосибирской области».
Проект новой редакции госпрограммы представлен в палату ее государственным заказчиком-координатором – министерством здравоохранения Новосибирской области письмом от 12.01.2015, а также размещен на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: http://zdrav.nso.ru/deyatelnost/gprazvzdravnso/Pages/default.aspx.
В результате экспертизы сделаны следующие выводы:
1. Проект госпрограммы направлен на обеспечение доступности и качества оказания медицинской помощи на территории Новосибирской области.
За счет реализации проекта госпрограммы планируется снизить распространенность потребления табака среди взрослого населения с 34,5% в 2012 году до 25,0% в 2020 году, на 35,0% снизить потребление алкогольной продукции с 15,3 литров на душу населения в год в 2012 году до 10,0 литров в 2020 году, снизить показатели смертности, в том числе от всех причин с 13,6 случаев на 1000 населения до 10,3 случаев, создать условия для оказания паллиативной помощи населению и довести обеспеченность койками к 2020 году до 10 на 100 тыс. взрослого населения, увеличить охват медицинской реабилитацией пациентов с 1,9% в 2012 году до 25,0% к 2020 году, повысить обеспеченность квалифицированными медицинскими работниками, в том числе врачами до 38,2 на 10 тыс. населения, увеличить долю частных медицинских организаций, оказывающих услуги в рамках территориальной программы ОМС с 22,0% до 30,0%, повысить к 2018 году среднюю заработную плату врачей до 200% от средней заработной платы в регионе.
2. Государственная программа разработана в соответствии с приоритетами и целями государственной политики в сфере здравоохранения, определенными Указами Президента Российской Федерации и законодательством в сфере охраны здоровья граждан. При этом вопросы совершенствования демографической политики Российской Федерации, обозначенные Указом Президента РФ № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» проектом госпрограммы решаются лишь частично.
3. Перечень целевых индикаторов в проекте госпрограммы в основном соответствует перечню, предусмотренному государственной программой РФ «Развитие здравоохранения».
Значение показателя «зарегистрировано больных с диагнозом, установленным впервые в жизни, активный туберкулез» в проекте госпрограммы установлен на уровне – 55,0 случаев на 100 тыс. населения в 2018-2020 гг., что не соответствует показателям государственной программы РФ «Развитие здравоохранения» для Новосибирской области - 49,3 случаев на 100 тыс. населения в 2019 году и 44,7 случаев на 100 тыс. населения в 2020 году.
4. На реализацию мероприятия по разработке, внедрению и сопровождению программного обеспечения, единой информационной системы в здравоохранении Минздраву НСО на 2015-2017 гг. предусмотрены средства в объеме 176 023,0 тыс.руб. Аналогичное мероприятие (модернизация, развитие и эксплуатация единой государственной информационной системы здравоохранения Новосибирской области) предусматривает госпрограмма «Развитие инфраструктуры информационного общества Новосибирской области на 2015-2020 годы».
5. Перечень государственных услуг и их объемы на 2014-2016 гг. в прогнозе сводных показателей государственных заданий по государственной программе Новосибирской области не соответствуют Перечню и объемам государственных услуг (работ) в сфере здравоохранения Новосибирской области, утвержденному постановлением Правительства области от 21.07.2014 № 286-п «Об утверждении перечня и объема государственных услуг (работ) в сфере здравоохранения, оказываемых (выполняемых) за счет средств областного бюджета Новосибирской области в 2014 году и плановом периоде 2015 - 2016 годов».
6. В подпрограмме 7 «Кадровое обеспечение системы здравоохранения» предусмотрены компенсационные выплаты по аренде жилья и проезду определены Положением о порядке предоставления социальной поддержки медицинским работникам государственных учреждений здравоохранения Новосибирской области, утвержденным приказом министерства здравоохранения № 1235 от 22.04.2013. При этом указанное полномочие в соответствии с п.18 ст.4 Закона Новосибирской области от 28.09.2012 № 255-ОЗ «О регулировании отношений в сфере охраны здоровья граждан в Новосибирской области» отнесено к полномочиям Правительства Новосибирской области.
7. Раздел проекта госпрограммы, посвященный описанию механизма ее реализации, соответствующих положений фактически не содержит. Меры правого регулирования указаны формально, без раскрытия их конкретного содержания и влияния на достижение целей проекта госпрограммы. Требуется уточнить ряд положений в Порядке финансирования мероприятий госпрограммы, в том числе в части условий оплаты контрактов при наличии у поставщика задолженности по платежам в бюджеты.
8. Порядок финансирования мероприятий и Условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам муниципальных образований Новосибирской области на реализацию основных мероприятий по реконструкции и строительству медицинских организаций, в части капитального строительства (реконструкции) объектов муниципальной собственности являются приложениями к постановлению Правительства Новосибирской области об утверждении госпрограммы. При этом фактически с 2015 года субсидии уже не будут предоставляться местным бюджетам (в 2013 году предоставлялись трансферты для завершения объектов, строительство которых было начато до передачи полномочий на уровень субъектов РФ).
9. Объемы финансирования за счет средств областного бюджета, заложенные в проекте госпрограммы, соответствуют Закону об областном бюджете на 2015 год и плановый период 2016-2017 гг. Объемы средств, направленные на реконструкцию и строительство учреждений здравоохранения в 2015 году не соответствует объемам бюджетных ассигнований на капитальные вложения, утвержденных Законом об областном бюджете на 2015 год и плановый период 2016-2017 гг.
Реализация отдельных подпрограмм и мероприятий предусматривается за счет средств территориального фонда обязательного медицинского страхования. Однако объем средств ТФОМС не указан ни в части отдельного источника финансирования (средства ТФОМС), ни в части внебюджетных источников, за исключением мероприятия по повышению квалификации медицинских работников.
В соответствии с новыми Методическими указаниями в приложениях к госпрограммам не приводится распределение объемов финансирования по мероприятиям и кодам бюджетной классификации (что не позволяет раскрывать взаимосвязь между мероприятиями и ресурсами).
По результатам экспертно-аналитического мероприятия Контрольно-счётной палатой Новосибирской области предложено:
1. Правительству Новосибирской области:
предусмотреть в Порядке формирования и реализации госпрограмм необходимость распределения объемов финансирования по мероприятиям программ и кодам бюджетной классификации;
уточнить порядок разработки и реализации ведомственных целевых программ, предусмотрев возможность их разработки в качестве дальнейшей детализации мероприятий государственных программ;
установить дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам, надлежащим нормативным правовым актом;
средства на модернизацию, развитие и эксплуатацию единой государственной информационной системы здравоохранения Новосибирской области предусмотреть в одной госпрограмме в рамках одного мероприятия.
2. Государственному заказчику-координатору программы – министерству здравоохранения Новосибирской области:
уточнить состав и содержание мероприятий, привести целевые индикаторы в соответствие с федеральной госпрограммой;
раскрыть в программе механизм ее реализации (достижения цели и ожидаемых результатов), характеристики мер государственного регулирования, используемых в сфере ее реализации;
привести объемы финансирования предусмотренные на реконструкцию и строительство учреждений здравоохранения в 2015 году в соответствие с установленными Законом об областном бюджете на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов.