КСП Новосибирской области провела проверку использования средств областного бюджета, направленных на предоставление мер социальной защиты ветеранам труда
Контрольно-счетная палата Новосибирской области провела проверку законности и результативности использования средств областного бюджета, направленных на предоставление мер социальной защиты ветеранам труда в 2020 году и за текущий период 2021 года. Отчет направлен в Законодательное Собрание Новосибирской области и Губернатору Новосибирской области.
Объектами контрольного мероприятия стали:
1. Министерство труда и социального развития Новосибирской области (Минсоцразвития НСО);
2. Министерство здравоохранения Новосибирской области (Министерство здравоохранения НСО);
3. Администрация Мошковского района Новосибирской области (Администрация Мошковского района);
4. Государственное казенное учреждение Новосибирской области «Центр социальной поддержки населения Дзержинского района г. Новосибирска» (ЦСПН Дзержинского района);
5. Государственное казенное учреждение Новосибирской области «Центр социальной поддержки населения Мошковского района» (ЦСПН Мошковского района).
В результате проверки установлено:
1. По состоянию на 01.01.2020 года численность граждан, которым присвоено звание «Ветеран труда» составляла 174 507 человек, звание «Ветеран труда Новосибирской области» - 220 046 человек. Общая численность ветеранов труда РФ на 01.04.2021 сократилась на 11 563 чел. (6,6%), численность ветеранов труда НСО увеличилась на 3 581 чел. (1,6%).
Меры социальной поддержки, предоставляемые ветеранам труда НСО и ветеранам труда РФ, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года установлены Законом области № 253-ОЗ.
Меры поддержки ветеранов труда по обеспечению путевками в санаторно-курортные организации осуществляются без надлежащих правовых оснований. В соответствии с ч.3 ст.10 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ для реализации указанных мер социальной поддержки необходимо принятие закона области.
Министерством здравоохранения НСО в Порядке льготного обеспечения глазным протезированием отдельных категорий граждан, проживающих на территории Новосибирской области, утвержденным приказом от 07.04.2014 № 1160, к льготной категории граждан отнесены в том числе ветераны труда, при этом данная мера социальной поддержки ветеранов труда законами и иными нормативными правовыми актами Новосибирской области не предусмотрена.
2. В нарушение ст. 9 Закона области 253-ОЗ Правительством Новосибирской области не определен порядок сохранения права на получение медицинской помощи ветеранам труда РФ в медицинских организациях, к которым указанные лица были прикреплены в период работы до выхода на пенсию, а также внеочередное оказание медицинской помощи в рамках ТПГГ.
3. Постановлением Правительства Новосибирской области от 30.04.2019 № 174-п внесены изменения в Порядок предоставления льготного проезда отдельных категорий граждан при проезде на железнодорожном транспорте в пригородном сообщении, в результате которых исключены все функции Минсоцразвития НСО, в том числе по выдаче транспортных требований отдельным категориям граждан и информированию населения о порядке предоставления мер социальной поддержки по льготному проезду.
4. Порядком предоставления льготного слухопротезирования, утвержденным постановлением Правительства НСО от 22.06.2021 № 237-п, определено что оплата Министерством здравоохранения НСО в размере 50% стоимости слуховых аппаратов, осуществляется путем перечисления денежных средств на расчетный счет заявителя. При этом, Законом об областном бюджете на 2021 год и ГП «Развитие здравоохранения» социальные выплаты гражданам не предусмотрены.
5. В 2020 году расходы областного бюджета на реализацию мер социальной поддержки ветеранам труда составили 5 051 136,2 тыс.руб. или 97,1% к плану; за 1 квартал 2021 года – 1 317 151,2 тыс.руб. или 24,5% к плану.
Основной объем средств (62,7% в 2020 году, 61,8% за 1 квартал 2021 года) направлен на выплату компенсации расходов ветеранам труда по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
6. Министерством здравоохранения НСО в нарушение п.3 ст. 219 БК РФ, как получателем бюджетных средств, приняты бюджетные обязательства с превышением доведенных лимитов бюджетных обязательств на сумму 4 018,6 тыс.руб.
7. Расходы Министерства здравоохранения НСО на льготное зубопротезирование составили в 2020 году 183 828,1 тыс.руб., за 1 квартал 2021 года – 94 311,4 тыс.руб. Основной объем средств (98,5%) направлен в подведомственные учреждения путем предоставления им субсидий на иные цели. При этом услуги (работы) по оказанию льготной стоматологической помощи в соответствии с учредительными документами являются основными видами деятельности учреждений и в соответствии со ст. 9.2 Федерального закона 7-ФЗ и ст. 4 Федерального закона 174-ФЗ должны включаться в государственное задание.
8. В ходе выборочных проверок в ЦСПН КСП НСО установлено, что в нарушение ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и пунктов 6, 7, 15 Порядка предоставления информации государственными учреждениями, ЦСПН Дзержинского района и ЦСПН Мошковского района на сайте www.bus.gov.ru в 2020 году не обеспечено своевременное размещение отдельных изменений показателей бюджетной сметы на 2020 финансовый год.
В ходе проверок соблюдения порядков предоставления мер социальной поддержки и административных регламентов установлены случаи отсутствия в заявлениях об установлении ежемесячной денежной выплаты информации о категории лица, имеющего право на ежемесячную денежную выплату (ЦСПН Мошковского района).
Центрами социальной поддержки населения принимались решения о снятии с учета на получение путевки ветеранов труда в связи с наличием инвалидности, при этом Порядок организации работы по обеспечению путевками на санаторно-курортное лечение отдельных категорий граждан, утвержденный приказом Минсоцразвития НСО от 28.03.2019 № 352, не содержит основания для снятия с учета. Кроме того, данный порядок не содержит положений определяющих, периодичность и очередность предоставления путевки, сроки рассмотрения заявления, основания для отказа предоставления путевки, а также отсутствуют.
9. Ежемесячную денежную выплату получали в 2020 году 346 659 чел. (87,9% от общей численности ветеранов труда), в 1 квартале 2021 года - 329 735 чел. (85,1%), единовременная денежная выплата предоставлена 1 чел. ежегодно. Ежемесячную денежную выплату взамен оплаты в размере 50% стоимости проезда железнодорожным транспортом в пригородном сообщении получали в 2020 году 222 130 чел. (56,3% от общей численности ветеранов труда), в 1 квартале 2021 года - 222 890 чел. (57,7%).
Компенсацию расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в 2020 году получали 344 446 чел. (87,3%), в 1 квартале 2021 года 355 144 чел. (91,7%). Транспортные требования на 2020 год получили 28 659 чел. (7,3%), на 2021 год (до 01.04.2021) – 11 769 чел. (3,0%).
На 01.01.2020 в ожидании на получение путевки стояли 11 148 ветеранов труда. Всего в 2020 году предоставлено путевок на санаторно-курортное лечение 1 785 ветеранам труда, за 1 квартал 2021 года – 868 ветеранам труда. На 01.04.2021 в списках на получение путевки находятся 11 622 ветеранов труда.
Согласно сведениям Сводного реестра численность ветеранов труда, состоящих на учете на предоставление земельных участков в собственность бесплатно, на 01.01.2020 составляла 795 чел., на 01.01.2021 - 854 чел., на 01.04.2021 – 864 чел. Земельные участки ветеранам труда предоставлялись Администрациями муниципальных районов. Всего в 2020 году земельные участки получили 14 ветеранов труда, в 1 квартале 2021 года - 5 ветеранов труда.
На 01.01.2020 в Новосибирской области в очереди, на обеспечение льготной стоматологической помощью, состояло 36 341 ветеран труда. В течение в 2020 года за получением льготной стоматологической помощи обратились 14 411 ветеранов труда. Общая численность граждан льготной категории, нуждающихся и имеющих право на получение льготной стоматологической помощи, составила 50 752 чел. (12,9% от общей численности ветеранов труда). В 2020 году льготная стоматологическая помощь была оказана 16 013 ветеранам труда или 31,3% от состоящих в очереди, за 1 квартал 2021 года 3 841 ветерану труда (9,8%).
Льготная слухопротезная помощь ветеранам труда в проверяемый период не оказывалась. По состоянию на 01.01.2020 в очереди на оказание льготного слухопротезирования состояло 544 чел., на 01.01.2021 – 611 чел. (темп роста 12,3%), на 01.04.2021 – 621 чел.
По результатам контрольного мероприятия Контрольно-счетная палата Новосибирской области предложила:
1. Законодательному Собранию Новосибирской области и Правительству Новосибирской области принять Закон Новосибирской области, устанавливающий необходимые правовые основания для оказания дополнительных мер социальной поддержки ветеранам труда на обеспечение путевками в санаторно-курортные организации.
2. Министерству труда и социального развития Новосибирской области подготовить и внести в Правительство Новосибирской области изменения в Порядок предоставления льготного проезда отдельных категорий граждан при проезде на железнодорожном транспорте в пригородном сообщении, устанавливающие функции Минсоцразвития НСО по выдаче транспортных требований отдельным категориям граждан и информированию населения о порядке предоставления мер социальной поддержки по льготному проезду.
3. Министерству здравоохранения Новосибирской области:
- подготовить изменения в Закон о бюджете, в части перераспределения средств областного бюджета на оплату 50% стоимости слуховых аппаратов, путем перечисления денежных средств гражданам;
- разработать и внести на утверждение в Правительство Новосибирской области порядок сохранения права на получение медицинской помощи ветеранам труда РФ в медицинских организациях, к которым указанные лица были прикреплены в период работы до выхода на пенсию, а также внеочередное оказание медицинской помощи в рамках ТПГГ.
Для устранения выявленных при проведении проверки нарушений и недостатков представления КСП Новосибирской области направлены:
- Министерству труда и социального развития Новосибирской области;
- Министерству здравоохранения Новосибирской области;
- Государственному казенному учреждению Новосибирской области «Центр социальной поддержки населения Дзержинского района г. Новосибирска»;
- Государственному казенному учреждению Новосибирской области «Центр социальной поддержки населения Мошковского района».