КСП Новосибирской области провела проверку использования средств областного бюджета, направленных на поддержку повышения производительности труда на предприятиях
Контрольно-счетная палата Новосибирской области провела проверку законности и результативности использования средств областного бюджета, направленных на реализацию регионального проекта «Адресная поддержка повышения производительности труда на предприятиях» национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости» в 2020 году и за текущий период 2021 года. Заключение направлено в Законодательное Собрание Новосибирской области и Губернатору Новосибирской области.
Объектами контрольного мероприятия стали:
- Министерство труда и социального развития Новосибирской области (далее – Минтруда и соцразвития НСО, Министерство);
- Акционерное общество «Агентство инвестиционного развития
Новосибирской области» (далее – АО «АИР»), в котором создано структурное подразделение - региональный центр компетенций (далее – РЦК), реализующий мероприятия регионального проекта «Адресная поддержка повышения производительности труда на предприятиях».
В результате проверки установлено:
1. В Новосибирской области реализуется региональный проект «Адресная поддержка повышения производительности труда на предприятиях», включенный в государственную программу Новосибирской области «Содействие занятости населения» (далее – госпрограмма). Руководителем Регионального проекта, является министр труда и социального развития Новосибирской области. При этом, Региональный проект направлен на развитие экономики, увеличение объема валового регионального продукта и выручки предприятий за счет роста производительности труда, что не относится к сфере деятельности Минтруда и соцразвития НСО.
2. В рамках госпрограммы на реализацию Регионального проекта на период 2020-2024 гг. запланировано направить 383 622,4 тыс.руб., из них за счет средств федерального бюджета – 294 222,4 тыс.руб. (76,7%), за счет средств областного бюджета – 89 400,0 тыс.руб. (23,3%). Согласно паспорта Регионального проекта его финансовое обеспечение составляет на период 2020-2023 гг. 283 862,7 тыс.руб., а на 2024 год расходы не запланированы.
Паспортом одноименного федерального проекта, п.17 Федеральных правил предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов на достижение результатов Национального проекта (далее – Федеральные правила), а также положениями соглашений о сотрудничестве и о предоставлении иного межбюджетного трансферта, финансирование Регионального проекта предусмотрено на 100 % за счет средств федерального бюджета.
3. Порядок предоставления субсидий РЦК, утвержденный приложением 12 к постановлению Правительства Новосибирской области от 23.04.2013 №177-п «Об утверждении государственной программы Новосибирской области «Содействие занятости населения», в нарушение положений Общих требований к нормативным правовым актам, регулирующие предоставление субсидий, установленным постановлениями Правительства РФ в соответствии с п.3 ст.78 Бюджетного кодекса РФ, не устанавливает порядок расчета размера субсидии с указанием информации, обосновывающий ее размер (формулы расчета и порядок их применения, нормативы затрат, статистические данные и иная информация), и источника ее получения.
Порядок не приведен в соответствие с Федеральными правилами, в части целей предоставления субсидий, источником финансового обеспечения которых, являются межбюджетные трансферты из федерального бюджета.
В нарушение пп.5) п.13 Порядка предоставления субсидий РЦК, п.4.3.8 Типовой формы соглашения, (утв. приказом Минфина НСО от 27.12.2016 №80-нпа), соглашения о предоставлении субсидий, заключенные между Министерством и АО «АИР» не содержат положений о включении в договоры с поставщиками, заключенными в целях исполнения обязательств по соглашениям о предоставлении субсидии, согласия поставщиков на осуществление проверок соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидии.
4. Расходы Министерства на финансирование Регионального проекта в форме субсидий АО «АИР» в 2020 году составили 52 478,7 тыс.руб. или 100,0% к плану, за 6 месяцев 2021 г. – 25 093,0 тыс.руб. или 50,0% к годовым лимитам.
Нарушений Министерством требований к РЦК, условий и сроков предоставления субсидий не установлено. Вместе с тем, Министерством 25.12.2020 согласованы изменения в План расходов АО «АИР», на сумму 5 580,1 тыс.руб., (перераспределение средств в связи с отменой публичных мероприятий РЦК и экономией по заработной плате). Однако возможность внесения изменений в План расходов на соответствующий год, Порядком предоставления субсидии РЦК и Соглашениями о предоставлении субсидий, не предусмотрена.
Кроме того, Министерством в соглашение, заключенное с «АИР» на 2020 год, для оценки результата предоставления субсидий, включен целевой индикатор, не предусмотренный п.16 Порядка предоставления субсидий РЦК.
Таким образом, Министерством как главным распорядителем бюджетных средств не обеспечивается соблюдение Порядка предоставления субсидий РЦК, как это предусмотрено п.10 ст.158 Бюджетного кодекса РФ.
5. В 2020 году АО «АИР» израсходовано на обеспечение деятельности РЦК 22 721,7 тыс.руб. (43,3% от полученных средств), из них средства областного бюджета – 15 600,0 тыс.руб. (100,0%), средства федерального бюджета – 7 121,7 тыс.руб. (19,3%). В 2021 году Министерством согласовано использование АО «АИР» остатка субсидии (29 757,0 тыс.руб.) на те же цели.
За 6 месяцев 2021 года израсходовано 31 388,0 тыс.руб., из них средства областного бюджета – 5 496,8 тыс.руб. (74,8%), средства федерального бюджета – 10 717,3 тыс.руб. (субсидии 2021 г) и 15 173,8 тыс.руб. (субсидия 2020 г.).
В нарушение п.4.3.7.1 Соглашения о предоставлении субсидий АО «АИР» не предоставлен в Министерство отчет о расходах, источником финансового обеспечения которых являлась субсидия 2020 года за 1 квартал 2021 года. В ходе проверки нарушение устранено.
6. В отчетах АО «АИР» о расходах средств субсидии виды затрат не соответствуют статьям расходов, предусмотренным в согласованных Планах расходов. Копии документов, подтверждающих понесенные расходы, предоставляются в Министерство без реестра документов, к отчету представляются документы, не относящиеся к расходам получателя, источником финансового обеспечения которых является субсидия, что затрудняет проведение проверки целевого использования средств, как Министерством, так и органами финансового контроля.
Средства субсидии в сумме 472,2 тыс.руб. (в 2020 году) и в сумме 690,8 тыс.руб. (в 2021 году) использованы АО «АИР» с целью обеспечения деятельности РЦК, но в нарушение пункта 4.3.3. Соглашений о предоставлении субсидий не в соответствии с утвержденными генеральным директором АО «АИР» и согласованными с Министерством Планами расходов.
7. По отчетным данным на 01.07.2021 года на территории Новосибирской области 14 предприятий реализуют Региональный проект при участие ФЦК, 10 – при участии РЦК, 14 – самостоятельно. На предприятиях создано 7 ед. потоков-образцов (2 – при участии РЦК, 5 – самостоятельно с поддержкой консультантов). Показатель целевого индикатора Регионального проекта (создание 6 потоков-образцов) достигнут.
За 2020 год 7 из 8 показателей целевых индикаторов установленных Госпрограммой, паспортом Регионального проекта и Соглашением о предоставлении субсидий, достигнуты с уровнем от 100,0% до 350,0%. За 6 месяцев 2021 года достигнуты годовые значения по 4 целевым индикаторам, из установленных 7.
Для устранения выявленных при проведении проверки нарушений и недостатков представления КСП Новосибирской области направлены Министерству труда и социального развития Новосибирской области и акционерному обществу «Агентство инвестиционного развития Новосибирской области».