Заместитель председателя КСП Новосибирской области выступил с докладом на семинаре-совещании контрольно-счетных органов Сибирского федерального округа
Семинар-совещание отделения Совета контрольно-счетных органов при Счетной палате Российской Федерации в Сибирском федеральном округе на тему «Актуальные вопросы деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» состоялся 20 мая 2021 года в формате видеоконференцсвязи.
Со вступительным словом к участникам совещания обратилась Лях О. А., заместитель председателя отделения Совета контрольно-счетных органов при Счетной палате Российской Федерации в Сибирском федеральном округе, председатель Контрольно-счетной палаты Республики Хакасия (модератор мероприятия).
Могилина С.В., Заместитель Председателя Верховного Совета Республики Хакасия - председатель комитета Верховного Совета Республики Хакасия по конституционному законодательству, государственному строительству, законности и правопорядку, обратила внимание участников семинара на отдельные проблемные вопросы нормативного правового обеспечения социальных гарантий работников контрольно-счетных органов муниципальных образований, занимающих муниципальные должности
О деятельности контрольно-счетных органов в современных условиях (на примере КСО Иркутской области) рассказала Морохоева И.П., председатель Контрольно-счетной палаты Иркутской области, председатель отделения СКСО в СФО.
О судебной практике в части рассмотрения вопросов, относящихся к компетенции контрольно-счетных органов (на примере КСП Томской области) участникам семинара доложил Пронькин А.Д., председатель Контрольно-счетной палаты Томской области.
С информацией по теме «Практическое руководство по проведению совместных (параллельных) контрольных и экспертно-аналитических мероприятий между контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации (муниципальных образований)» с учетом опыта контрольно-счетных органов и европейской практики» (проект) выступил Воропаев Д.В., председатель Счетной палаты Красноярского края.
Информацию о результатах анализа реализации принципа гласности в деятельности контрольно-счетных органов Сибирского федерального округа представила Яковлева Н.Д., председатель комиссии Совета контрольно-счетных органов при Счетной палате Российской Федерации по этике, председатель Счетной палаты Новгородской области.
Об актуальных вопросах взаимодействия контрольно-счетных органов с прокуратурой и правоохранительными органами (на примере КСП Новосибирской области) участникам семинара рассказал заместитель председателя КСП Новосибирской области Подковырин П.В., который отметил, что в Федеральном законе от 07.02.2011 N 6-ФЗ предусмотрено взаимодействие контрольно-счетных органов (КСО) с правоохранительными органами. Вопросы совершенствования взаимодействия контрольно-счетных и правоохранительных органов возникают регулярно. С учетом положений законодательства и опыта работы КСО можно отметить следующие основные формы взаимодействия: проведение мероприятий КСО по требованию или предложению правоохранительных органов; участие КСО в мероприятиях, проводимых правоохранительными органами; направление в правоохранительные органы информации об установленных КСО нарушениях; получение информации о принятых мерах.
В 2020 году в рамках работы комиссии по правовым вопросам Совета КСО при СП РФ Контрольно-счетной палатой Архангельской области была обобщена практика работы контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации по взаимодействию с правоохранительными органами. В рамках указанного обобщения на основании данных 85 региональных КСО были оценены формы и результативность сотрудничества контрольно-счетных органов с правоохранительными органами. КСП Новосибирской области также анализирует складывающуюся региональную практику взаимодействия. По данным вопросам к нам часто обращаются коллеги из КСО муниципальных образований. Участие правоохранительных органов в определении тематики проводимых мероприятий в основном осуществляется на стадии формирования годового плана работы или в рамках других форм взаимодействия.
Так, при прокуратуре Новосибирской области создано 4 межведомственных рабочих группы: по противодействию коррупции; по противодействию преступлениям и правонарушениям в сфере экономики; по защите прав предпринимателей; рабочая группа в целях координации деятельности правоохранительных и иных уполномоченных органов по противодействию правонарушениям при реализации национальных проектов. В ходе составления планов рабочих групп определяется, какие мероприятия по тематике группы будет проводить каждый орган в очередном году. Также может проводиться обобщение практики различных органов по данной тематике с определением типичных нарушений и вопросов, на которые стоит обратить внимание всем участникам.
Работа по правовой оценке устанавливаемых участниками взаимодействия фактов позволяет знакомиться с правоприменительной практикой других органов, участвовать в ее формировании, использовать полученную информацию в своей дальнейшей работе.
В 2020 году в правоохранительные органы палатой направлено 23 материала по 11-ти контрольным и экспертно-аналитическим мероприятиям (в т.ч. проведенным в прошлые годы). Материалы направлялись по запросам правоохранительных органов или в рамках деятельности рабочих групп. Также, в соответствии с Федеральным законом от 07.02.2011 N 6-ФЗ при выявлении фактов, указывающих на признаки уголовных преступлений, КСО незамедлительно передают соответствующие материалы в правоохранительные органы. В частности, обязательному направлению подлежат материалы об установленном нецелевом использовании бюджетных средств свыше определенного законом размера, т.к. формальные признаки указывают на возможное наличие состава преступления. Наиболее часто встречающиеся в уголовной практике составы для их правильной квалификации требуют со стороны правоохранительных органов дополнительной проработки.
Важно использовать различные формы и основания направления информации об установленных КСО фактах в правоохранительные органы для принятия решений по ним. Вопросы обмена аналитической информацией целесообразно осуществлять в рамках заключаемых соглашений о взаимодействии.
Важным вопросом также является получение обратной информации о принятых решениях и мерах по направленным в правоохранительные органы материалам. С 2019 года действует норма ст.16 Федеральный закон от 07.02.2011 N 6-ФЗ о том, что правоохранительные органы обязаны предоставлять контрольно-счетному органу информацию о ходе рассмотрения и принятых решениях по переданным контрольно-счетным органом материалам. Проведение регулярной сверки способствует реализации данной нормы закона.
Принятие прокуратурой собственных мер по установленным КСО нарушениям является дополнительным действенным механизмом. Также прокуратура субъекта РФ может направить материалы КСО в районные и городские прокуратуры, которые проверят наличие и устранение типичных нарушений, установленных КСО. Так, прокурорами Новосибирской области в 2020 году вынесено 113 представлений с требованиями об устранении нарушений законодательства, 5 предостережений о недопустимости нарушения закона, возбуждены дела об административных правонарушениях, подано 6 исков в суды.
Взаимодействие в рамках заключенных соглашений, определяющих формы информационного обмена и координирующие органы, повышает результативность сотрудничества контрольно-счетных и правоохранительных органов.
По итогам семинара-совещания его участники приняли решение, которое будет размещено на портале Счетной палаты Российской Федерации и контрольно-счетных органов (www.portalkso.ru).
Видеоконференция состоялась при технической поддержке портала КСО.