31 Января 2015
Финансово-экономическая экспертиза проекта государственной программы Новосибирской области «Стимулирование инвестиционной и инновационной активности в Новосибирской области на 2015-2021 годы» проведена в соответствии с п.7 ст. 7 Закона Новосибирской области от 07.11.2011 № 131-ОЗ «О Контрольно-счётной палате Новосибирской области».
Проект госпрограммы представлен в палату ее государственным заказчиком-координатором – Министерством экономического развития Новосибирской области письмом от 14.01.2015, а также размещен на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: http://www.econom.nso.ru/page/245, при этом текст проекта госпрограммы недоступен для просмотра. Электронный адрес, указанный в паспорте проекта госпрограммы: http://econom.nso.ru/deyatelnost/cel_progr/Pages/default.aspx.
В результате экспертизы сделаны следующие выводы:
1. Проект госпрограммы направлен на формирование благоприятных условий, обеспечивающих эффективную реализацию инвестиционной политики, на создание условий для развития инновационных процессов (инновационной экономики) и реализацию парковой и кластерной политики (в том числе создание туристско-рекреационного кластера) на территории Новосибирской области.
2. За счет реализации проекта госпрограммы к 2021 году планируется достижение следующих основных показателей:
- 27,7% доли инвестиций в основном капитале Новосибирской области в общем объеме валового регионального продукта Новосибирской области, что выше аналогичного показателя 2014 года на 4,4 процентных пункта;
- увеличение объема инвестиций в основной капитал на душу населения до 123,6 тыс.руб.;
- рост количества реализуемых на территории Новосибирской области проектов на принципах государственно-частного партнерства до 47 проектов;
- завершение первых этапов создания Биотехнопарка (в 2015 году) и Новоси-бирского ПЛП (в 2016 году) и увеличение количества резидентов парковых проектов Новосибирской области до 40 единиц (в 1,74 раза выше показателя 2014 года);
- устойчивое вхождение Новосибирской области в десятку инновационно-активных регионов Российской Федерации;
- увеличение объема платных туристских услуг более чем в 2 раза до 7,2 млрд. рублей, увеличение объема гостиничных услуг в 2 раза, количество вновь созданных рабочих мест – более 500 ед.
3. В проекте госпрограммы предусмотрены 16 целевых индикаторов, которые характеризуют ожидаемые результаты ее реализации в разрезе решаемых задач
В Инновационной стратегии РФ, Указе Президента РФ от 7 мая 2012 года №596 «О долгосрочной государственной экономической политике», Инвестиционной стратегии НСО предусмотрен целый ряд показателей, которые не вошли в проект рассматриваемой госпрограммы (производительность труда; фондоотдача основных производственных фондов; доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в ВВП; объем научно-технической продукции; объем инновационной продукции и т.д.). Кроме того, в перечень целевых индикаторов могли бы войти показатели, определяющие эффективность деятельности организаций инновационной и инвестиционной инфраструктуры: объем инвестиций, привлеченных в Новосибирскую область непосредственно этими организациями в проекты, в том числе объем привлеченных частных инвестиций; объем выручки компаний – участников проектов и т.д.
4. Раздел проекта госпрограммы, посвященный описанию механизма ее реализации, соответствующих положений фактически не содержит. Меры правого регулирования указаны формально, без раскрытия их конкретного содержания и влияния на достижение целей проекта госпрограммы.
Не нашла своего отражения в проекте госпрограммы одна из мер государственного регулирования – предоставление инвестиционного налогового кредита, которая в условиях экономической нестабильности позволила бы повысить ответственность получателей господдержки.
В разделе «Система мероприятий государственной программы» отсутствуют перечень и обобщенная характеристика услуг, оказываемых государственными автономными учреждениями (ГАУ НСО «Фонд поддержки науки и инновационной деятельности» и ГАУ «АРИС»), а также перечень органов местного самоуправления, участвующих в реализации мероприятий и проектов госпрограммы (со ссылкой на документ, подтверждающий их согласие на участие), как это предусмотрено в п.23 приложения 1 к Методическим указаниям Минэкономразвития НСО.
Не раскрываются ожидаемые результаты ряда мероприятий, ответственным исполнителем которых является Минэкономразвития НСО, и финансирование по которым не предусмотрено.
В соответствии с новыми Методическими указаниями в приложениях к проекту госпрограммы не приводится распределение объемов финансирования по мероприятиям и кодам бюджетной классификации, что не позволяет раскрывать взаимосвязь между мероприятиями и ресурсами.
5. В Порядке финансирования госпрограммы способы финансирования мероприятий указаны не полностью (не включено внесение средств областного бюджета в уставный капитал ОАО «Биотехнопарк» и ОАО «УК ПЛП»), не указано на необходимость принятия соответствующего решения Правительством области, что в соответствии с ч.2 ст.80 БК РФ требуется для предоставления бюджетных инвестиций указанным юридическим лицам.
Во всех порядках, регулирующих предоставление субсидий в рамках рассматриваемой программы, не выполняется требование пп.5 п.3 ст.78 БК РФ о включении положения об обязательной проверке органами государственного финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
6. Согласно проекту Плана реализации госпрограммы на 2015-2017 гг., из общего объема бюджетных средств в 2015 году значительную часть (47,5%) планируется направить на взнос в уставный капитал ОАО «УК ПЛП» – 432 963,0 тыс.руб., на предоставление субсидий инвесторам – 265 000,0 тыс.руб., субсидий управляющим компаниям технопарков и бизнес-инкубаторов (компенсация затрат на предоставление услуг субъектам инновационной деятельности) – 76 624,3 тыс.руб., на организацию и участие Новосибирской области в конгрессных и выставочно-ярмарочных мероприятиях – 71 000,0 тыс.руб.
Объемы финансирования за счет средств областного бюджета, заложенные в проекте плана реализации мероприятий госпрограммы, не соответствуют Закону об областном бюджете на 2015 год и плановый период 2016-2017 гг.: согласно проекту плана – 951 154,2 тыс.руб., по Закону и проекту госпрограммы – 911 154,2 тыс.руб. Не совпадают также прогнозные объемы средств, источником которых являются субсидии из федерального бюджета: по проекту госпрограммы на 2015 год – 1 500,0 тыс.руб., по проекту Закона об областном бюджете на 2015 год и плановый период 2016-2017 гг. средства не предусмотрены.
По результатам экспертно-аналитического мероприятия Контрольно-счётной палатой Новосибирской области предложено:
1. Правительству Новосибирской области предусмотреть в Порядке формирования и реализации госпрограмм необходимость распределения объемов финансирования по мероприятиям программ и кодам бюджетной классификации.
2. Государственному заказчику-координатору программы – Министерству экономического развития Новосибирской области:
дополнить программу показателями, отражающими производительность труда; долю продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в ВВП; объем научно-технической продукции; объем инновационной продукции и объем инвестиций, привлеченных в Новосибирскую область непосредственно организациями участниками проектов, показатели, определяющие эффективность деятельности организаций инновационной и инвестиционной инфраструктуры, и т.д.).
раскрыть в программе механизм ее реализации (достижения целей и ожидаемых результатов), характеристики мер государственного регулирования и госуслуг;
уточнить порядок финансирования мероприятий программы и порядки предоставления субсидий.
Контрольно-счётной палатой Новосибирской области проведена экспертиза проекта государственной программы Новосибирской области «Стимулирование инвестиционной и инновационной активности в Новосибирской области на 2015-2021 годы».
Финансово-экономическая экспертиза проекта государственной программы Новосибирской области «Стимулирование инвестиционной и инновационной активности в Новосибирской области на 2015-2021 годы» проведена в соответствии с п.7 ст. 7 Закона Новосибирской области от 07.11.2011 № 131-ОЗ «О Контрольно-счётной палате Новосибирской области».
Проект госпрограммы представлен в палату ее государственным заказчиком-координатором – Министерством экономического развития Новосибирской области письмом от 14.01.2015, а также размещен на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: http://www.econom.nso.ru/page/245, при этом текст проекта госпрограммы недоступен для просмотра. Электронный адрес, указанный в паспорте проекта госпрограммы: http://econom.nso.ru/deyatelnost/cel_progr/Pages/default.aspx.
В результате экспертизы сделаны следующие выводы:
1. Проект госпрограммы направлен на формирование благоприятных условий, обеспечивающих эффективную реализацию инвестиционной политики, на создание условий для развития инновационных процессов (инновационной экономики) и реализацию парковой и кластерной политики (в том числе создание туристско-рекреационного кластера) на территории Новосибирской области.
2. За счет реализации проекта госпрограммы к 2021 году планируется достижение следующих основных показателей:
- 27,7% доли инвестиций в основном капитале Новосибирской области в общем объеме валового регионального продукта Новосибирской области, что выше аналогичного показателя 2014 года на 4,4 процентных пункта;
- увеличение объема инвестиций в основной капитал на душу населения до 123,6 тыс.руб.;
- рост количества реализуемых на территории Новосибирской области проектов на принципах государственно-частного партнерства до 47 проектов;
- завершение первых этапов создания Биотехнопарка (в 2015 году) и Новоси-бирского ПЛП (в 2016 году) и увеличение количества резидентов парковых проектов Новосибирской области до 40 единиц (в 1,74 раза выше показателя 2014 года);
- устойчивое вхождение Новосибирской области в десятку инновационно-активных регионов Российской Федерации;
- увеличение объема платных туристских услуг более чем в 2 раза до 7,2 млрд. рублей, увеличение объема гостиничных услуг в 2 раза, количество вновь созданных рабочих мест – более 500 ед.
3. В проекте госпрограммы предусмотрены 16 целевых индикаторов, которые характеризуют ожидаемые результаты ее реализации в разрезе решаемых задач
В Инновационной стратегии РФ, Указе Президента РФ от 7 мая 2012 года №596 «О долгосрочной государственной экономической политике», Инвестиционной стратегии НСО предусмотрен целый ряд показателей, которые не вошли в проект рассматриваемой госпрограммы (производительность труда; фондоотдача основных производственных фондов; доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в ВВП; объем научно-технической продукции; объем инновационной продукции и т.д.). Кроме того, в перечень целевых индикаторов могли бы войти показатели, определяющие эффективность деятельности организаций инновационной и инвестиционной инфраструктуры: объем инвестиций, привлеченных в Новосибирскую область непосредственно этими организациями в проекты, в том числе объем привлеченных частных инвестиций; объем выручки компаний – участников проектов и т.д.
4. Раздел проекта госпрограммы, посвященный описанию механизма ее реализации, соответствующих положений фактически не содержит. Меры правого регулирования указаны формально, без раскрытия их конкретного содержания и влияния на достижение целей проекта госпрограммы.
Не нашла своего отражения в проекте госпрограммы одна из мер государственного регулирования – предоставление инвестиционного налогового кредита, которая в условиях экономической нестабильности позволила бы повысить ответственность получателей господдержки.
В разделе «Система мероприятий государственной программы» отсутствуют перечень и обобщенная характеристика услуг, оказываемых государственными автономными учреждениями (ГАУ НСО «Фонд поддержки науки и инновационной деятельности» и ГАУ «АРИС»), а также перечень органов местного самоуправления, участвующих в реализации мероприятий и проектов госпрограммы (со ссылкой на документ, подтверждающий их согласие на участие), как это предусмотрено в п.23 приложения 1 к Методическим указаниям Минэкономразвития НСО.
Не раскрываются ожидаемые результаты ряда мероприятий, ответственным исполнителем которых является Минэкономразвития НСО, и финансирование по которым не предусмотрено.
В соответствии с новыми Методическими указаниями в приложениях к проекту госпрограммы не приводится распределение объемов финансирования по мероприятиям и кодам бюджетной классификации, что не позволяет раскрывать взаимосвязь между мероприятиями и ресурсами.
5. В Порядке финансирования госпрограммы способы финансирования мероприятий указаны не полностью (не включено внесение средств областного бюджета в уставный капитал ОАО «Биотехнопарк» и ОАО «УК ПЛП»), не указано на необходимость принятия соответствующего решения Правительством области, что в соответствии с ч.2 ст.80 БК РФ требуется для предоставления бюджетных инвестиций указанным юридическим лицам.
Во всех порядках, регулирующих предоставление субсидий в рамках рассматриваемой программы, не выполняется требование пп.5 п.3 ст.78 БК РФ о включении положения об обязательной проверке органами государственного финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
6. Согласно проекту Плана реализации госпрограммы на 2015-2017 гг., из общего объема бюджетных средств в 2015 году значительную часть (47,5%) планируется направить на взнос в уставный капитал ОАО «УК ПЛП» – 432 963,0 тыс.руб., на предоставление субсидий инвесторам – 265 000,0 тыс.руб., субсидий управляющим компаниям технопарков и бизнес-инкубаторов (компенсация затрат на предоставление услуг субъектам инновационной деятельности) – 76 624,3 тыс.руб., на организацию и участие Новосибирской области в конгрессных и выставочно-ярмарочных мероприятиях – 71 000,0 тыс.руб.
Объемы финансирования за счет средств областного бюджета, заложенные в проекте плана реализации мероприятий госпрограммы, не соответствуют Закону об областном бюджете на 2015 год и плановый период 2016-2017 гг.: согласно проекту плана – 951 154,2 тыс.руб., по Закону и проекту госпрограммы – 911 154,2 тыс.руб. Не совпадают также прогнозные объемы средств, источником которых являются субсидии из федерального бюджета: по проекту госпрограммы на 2015 год – 1 500,0 тыс.руб., по проекту Закона об областном бюджете на 2015 год и плановый период 2016-2017 гг. средства не предусмотрены.
По результатам экспертно-аналитического мероприятия Контрольно-счётной палатой Новосибирской области предложено:
1. Правительству Новосибирской области предусмотреть в Порядке формирования и реализации госпрограмм необходимость распределения объемов финансирования по мероприятиям программ и кодам бюджетной классификации.
2. Государственному заказчику-координатору программы – Министерству экономического развития Новосибирской области:
дополнить программу показателями, отражающими производительность труда; долю продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в ВВП; объем научно-технической продукции; объем инновационной продукции и объем инвестиций, привлеченных в Новосибирскую область непосредственно организациями участниками проектов, показатели, определяющие эффективность деятельности организаций инновационной и инвестиционной инфраструктуры, и т.д.).
раскрыть в программе механизм ее реализации (достижения целей и ожидаемых результатов), характеристики мер государственного регулирования и госуслуг;
уточнить порядок финансирования мероприятий программы и порядки предоставления субсидий.