Палатой проведен мониторинг реализации национальных и региональных проектов
Контрольно-счетной палатой Новосибирской области проведен мониторинг деятельности органов государственной власти и местного самоуправления Новосибирской области, направленной на реализацию Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204, национальных и региональных проектов (программ) в 2020 году. Мониторинг проводится параллельно со Счетной палатой Российской Федерации и контрольно-счётными органами субъектов Российской Федерации.
Объектами мониторинга стали областные исполнительные органы государственной власти, ответственные за реализацию региональных проектов:
– Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики НСО
– Министерство здравоохранения НСО
– Министерство культуры НСО
– Министерство образования НСО
– Министерство природных ресурсов и экологии НСО
– Министерство промышленности, торговли и развития предпринимательства НСО
– Министерство сельского хозяйства НСО
– Министерство строительства НСО
– Министерство транспорта и дорожного хозяйства НСО
– Министерство труда и социального развития НСО
– Министерство физической культуры и спорта НСО
– Министерство цифрового развития и связи НСО
– Министерство экономического развития НСО
Указом Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» предусмотрена разработка национальных проектов (программ) по 12-ти направлениям:
демография;
здравоохранение;
образование;
жилье и городская среда;
экология;
безопасные и качественные автомобильные дороги;
производительность труда и поддержка занятости;
наука;
цифровая экономика;
культура;
малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы;
международная кооперация и экспорт.
Указом Президента РФ от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» уточнены состав и формулировки национальных целей развития и установлены целевые показатели, характеризующие достижение национальных целей к 2030 году. С учетом этих изменений национальные проекты должны быть скорректированы Правительством РФ при участии Государственного Совета РФ.
Положением об организации проектной деятельности в Правительстве РФ предусмотрена разработка и реализация национальных, федеральных, ведомственных и региональных проектов. Согласно Положению федеральный проект обеспечивает достижение целей, целевых и дополнительных показателей, выполнение задач национального проекта и (или) достижение иных целей и показателей, выполнение иных задач по поручению и (или) указанию Президента РФ, поручению Председателя Правительства РФ, Правительства РФ, решению Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, президиума Совета, поручению куратора соответствующего национального проекта.
Региональный проект обеспечивает достижение целей, показателей и результатов федерального проекта, мероприятия которого относятся к законодательно установленным полномочиям субъекта РФ, а также к вопросам местного значения муниципальных образований, расположенных на территории указанного субъекта РФ.
Формирование, согласование (одобрение), утверждение и представление информации и документов, разрабатываемых при осуществлении проектной деятельности (в т.ч. паспортов проектов, отчетов об их реализации), осуществляются в подсистеме управления национальными проектами государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» (далее – Подсистема управления национальными проектами) в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью лиц, уполномоченных действовать от имени органа управления проектной деятельностью.
Положение о проектной деятельности областных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области, государственных органов Новосибирской области; регламент проектной деятельности; положения о региональном Проектном комитете и региональном Проектном офисе; перечень лиц, ответственных за реализацию на территории Новосибирской области региональной составляющей национальных проектов (программ), утверждены Правительством НСО.
Региональный Проектный комитет утверждает паспорта региональных проектов, изменения паспортов региональных проектов и ежеквартальные отчеты о ходе их реализации. Состав регионального Проектного комитета утвержден распоряжением Губернатора НСО. Региональный Проектный офис организует планирование и контроль проектной деятельности на среднесрочный и краткосрочный периоды, а также отвечает за внедрение, поддержку и развитие системы проектного управления в областных органах. Функции регионального Проектного офиса осуществляет Министерство экономического развития НСО.
В соответствии с Порядком формирования и применения кодов бюджетной классификации расходы на национальный проект отражает четвертый разряд кода целевой статьи расходов федерального бюджета (00 0 X0 00000). Пятый разряд кода целевой статьи расходов федерального бюджета (00 0 XY 00000) определяет номер федерального проекта, входящего в состав национального проекта. Отражение расходов бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов) на реализацию региональных проектов, направленных на достижение соответствующих результатов реализации федеральных проектов, осуществляется в аналогичном порядке (значение 4 – 5 разряда кода целевой статьи расходов бюджета субъекта РФ (местного бюджета) должно соответствовать 4 – 5 разряду кода целевой статьи расходов федерального бюджета на реализацию соответствующих федеральных проектов).
Достижение целей национальных проектов обеспечивают 67 федеральных проектов (программ). В Новосибирской области паспорта региональных проектов (программ) утверждены по сферам действия 11-ти национальных и 54-х федеральных проектов. По национальному проекту «Наука» региональные проекты не принимались, субъекты РФ участвуют в его реализации через создание инфраструктуры, взаимодействие с научными, образовательными и иными организациями. По 5-ти проектам («Новые возможности для каждого (E7)», «Экспорт образования (E9)», «Социальные лифты для каждого (EА)», «Ипотека (F4)», «Промышленный экспорт (T1)») соглашения о реализации с федеральными органами не подписаны, паспорта и отчеты о ходе реализации в Подсистеме управления национальными проектами ГИС «Электронный бюджет» не размещаются.
Согласно отчетам о ходе реализации региональных проектов за 2020 год плановый объем финансового обеспечения в областном бюджете составлял 34 495,4 млн.руб., кассовое исполнение расходов – 32 342,8 млн.руб.
Фактически в законе об областном бюджете ассигнования с кодами региональных проектов были предусмотрены в объеме 37 230,1 млн.руб., в сводной бюджетной росписи – 36 488,3 млн.руб. (в т.ч. за счет трансфертов из федерального бюджета – 18 994,8 млн.руб., средств Фонда содействия развитию ЖКХ – 349,9 млн.руб. собственных средств областного бюджета – 17 143,6 млн.руб.). Кассовое исполнение расходов областного бюджета составило 33 885,3 млн.руб. (в т.ч. за счет трансфертов из федерального бюджета – 18 533,0 млн.руб., средств Фонда содействия развитию ЖКХ – 318,3 млн.руб. собственных средств областного бюджета – 15 034,0 млн.руб.).
Кроме того, за счет собственных средств местных бюджетов ассигнования с кодами региональных проектов были предусмотрены в объеме 833,7 млн.руб., кассовое исполнение расходов – 788,9 млн.руб.
По 17 региональным проектам данные о плановых и фактических объемах финансирования, содержащиеся в отчетах о ходе реализации проектов, не совпадают с бухгалтерской отчетностью (особенно в части средств местных бюджетов). В Подсистеме управления национальными проектами данные об объемах финансирования формируются Федеральным казначейством, областные органы ограничены в возможностях корректировки автоматически формируемых данных. При этом в целом ряде случаев, собственные средства областного и местных бюджетов, выделенные на реализацию региональных проектов сверх объемов, предусмотренных соглашениями о предоставлении федеральных средств, в Подсистеме управления национальными проектами не отражаются.
Реализация 14-ти региональных проектов осуществляется без финансового обеспечения, еще 8 региональных проектов реализуются без использования федеральных средств. За счет собственных средств областного и местных бюджетов, дополнительно выделенных на реализацию региональных проектов, доля федеральных средств в финансировании составляет 54,4% (при этом по большинству видов субсидий, предоставляемых на реализацию проектов, установленный уровень софинансирования за счет средств федерального бюджета составляет более 90%). Следует также отметить, что достижение результатов по приведению автомобильных дорог в нормативное состояние, строительству жилья, переселению граждан из аварийного жилищного фонда, обеспечению населения питьевой водой, созданию новых мест в образовательных организациях в значительной степени осуществляется за счет средств, не отнесенных к финансовому обеспечению соответствующих проектов.
В отдельных случаях выделенные на реализацию проектов средства не использованы, как правило, в связи с невыполнением поставщиками (подрядчиками, исполнителями) условий контрактов либо отменой и переносом мероприятий из-за ограничительных мер, направленных на предотвращение распространения новой коронавирусной инфекции. Данные факторы стали основными причинами недостижения плановых значений ряда показателей реализации региональных проектов. В ряде случаев плановые показатели были уменьшены в конце года либо изменилась методика расчета, что также повлияло на достижение (недостижение) плановых значений показателей.
Информация о деятельности регионального Проектного комитета и регионального Проектного офиса размещена на Инвестиционном портале Новосибирской области http://invest.nso.ru/ru/page/817.
Информация о результатах мониторинга достижения национальных целей размещена на сайте Счетной палаты Российской Федерации https://ach.gov.ru/audit-national/ и https://ng.ach.gov.ru/.