Аудитор КСП Новосибирской области Алёхин В.Н. выступил с докладом на рабочем совещании с аудитором Счетной палаты Российской Федерации по вопросам реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги»
Рабочее совещание с аудитором Счетной палаты Российской Федерации Богомоловым В.Н. прошло 27.04.2021 года в формате видеоконференцсвязи. Совещание было посвящено рассмотрению вопросов реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», в ходе работы была рассмотрена практика проведения аудита в дорожной сфере в целом. Также участники обсудили проблемы и административные барьеры, препятствующие выполнению мероприятий национального и региональных проектов, пути их устранения.
В работе совещания от Новосибирской области приняли участие: председатель КСП Новосибирской области Гончарова Е.Н. и аудитор палаты Алёхин В.Н.
Опытом проведения аудита в дорожной отрасли Новосибирской области с участниками совещания поделился Алёхин В.Н., который, в частности, сказал, что согласно статистическим данным протяженность автодорог общего пользования по состоянию на 1 января 2021 года в Новосибирской области составляет 27,4 тыс. км из которых 12,7 тыс. км - дороги регионального и межмуниципального значения, 14,7 тыс. км - дороги местного значения.
По состоянию на 31 декабря 2017 г. из 12,7 тыс. км. автомобильных дорог, находящихся в собственности области, только 4,7 тыс. км (или 36,7%) соответствовали нормативным требованиям.
Для того, чтобы довести показатель «Доля автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Новосибирской области, соответствующих нормативным требованиям» до 46%, необходимо к концу 2024 года (за 8 лет) привести в нормативное состояние 1 200,0 км автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Новосибирской области или в среднем по 150,0 км в год.
Фактически за 4 года (2017-2020 гг.) построено, реконструировано и отремонтировано – 370,0 км или 30,6% от необходимой протяженности.
По мнению КСП НСО, существуют риски, не достижения показателя «Доля автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, соответствующих нормативным требованиям», не менее чем до 46% к 2024 году, по причине того, что основной объем средств (почти 60%), выделенных на реализацию БКАД за 2017-2020 годы, направляется на строительство и реконструкцию автомобильных дорог, и только 40% на приведение дорог в нормативное состояние.
Кроме того, в протяженность отремонтированных дорог в рамках БКАД, начиная с 2019 года, включаются автомобильные дороги с переходным типом покрытия (щебеночные). По мнению палаты для того, чтобы отчитаться о выполнении показателя. Однако, как показывают наши проверки и проверки независимого контроля, привести автомобильные дороги с щебеночным покрытием в нормативное состояние возможно только на непродолжительный (незначительный) период времени, по истечении которого происходит разуплотнение покрытия, формируется колейность, появляются дефекты на покрытии дороги. При этом за 2019 и 2020 годы в отчетность по национальному проекту включены 74 км таких дорог.
В ходе контроля палата выявляет и другие проблемы, так:
1) Согласно Приказу Росавтодора № 1049, соответствие автомобильной дороги нормативным требованиям для целей национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» оценивается по двум критериям:
продольная ровность (инструментально);
отсутствие дефектов проезжей части (в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017).
Однако данный приказ не устанавливает периодичность проведения инструментальной проверки состояния отремонтированных дорог, а главное не устанавливает порядок исключения из перечня дорог ранее отремонтированных в рамках БКАД из-за отсутствия продольной ровности и появления дефектов.
В ходе контрольного мероприятия КСП НСО в 2020 году провела анализ претензионной работы в отношении объектов дорожной инфраструктуры, отремонтированных в рамках приоритетного проекта БКД за период 2017-2018 гг., заказчиком по которым выступало МКУ г.Новосибирска «УДС».
Претензии касались, в частности, разрушения, выкрашивания и просадки асфальтобетонного покрытия автодорог и тротуаров, колейности, коррозии металла стоек дорожных знаков, скопления воды, просадки колодцев, трещин на тротуаре, сдвиговой деформации асфальтобетонного покрытия и др.
По запросу Палаты Минтрансом НСО представлена информация об исполнении подрядными организациями гарантийных обязательств по работам в г.Новосибирске, проведенным в 2017 и 2018 годах. Дефекты, как следует из данного ответа, были исправлены подрядчиками в мае-июне 2019 года.
Но уже в 2020 году, по тем же самым объектам, Заказчиком направлены аналогичные претензии по качеству работ (выкрашивание и разрушение асфальтобетонного покрытия, колейность и др.).
Гарантийный срок, согласно муниципальным контрактам, в основном составляет 4 года. Таким образом, гарантийный срок по работам 2017 и 2018 годов истекает в 2021 и 2022 годах соответственно, в дальнейшем предъявить претензии и требования к подрядчику будет невозможно. Из чего следует, что после завершения гарантийного срока, ликвидация дефектов на автомобильных дорогах будет осуществляться уже за счет бюджетных средств, а самое главное данные дороги будут учитываться как приведенные в нормативное состояние в рамках национального проекта.
2) Согласно пункту 12.5.2 Свода правил СП 78.13330.2012 в процессе строительства покрытия и основания дорог следует контролировать: качество асфальтобетона всех слоев основания и покрытия по показателям кернов (вырубок) в трех местах на 7000 м2 покрытия, а также прочность сцепления слоев покрытия. Т.е., если а/дорога 2-х полосная на 1 км отбираются 3 вырубки, из которых 1 или 2 не соответствуют проектным решениям по толщине покрытия, а также по коэффициентам уплотнения и водонасыщения и вот здесь возникает вопрос, как определить площадь (границы) участка подлежащего переустройству (переделке). В нормативных актах данный вопрос не урегулирован.
3) При реализации региональных проектов практически на всех объектах осуществляются мероприятия по обустройству автомобильных дорог.
Причем, в рамках капитального ремонта выполняются работы по устройству недостающих остановочных и посадочных площадок, автопавильонов на автобусных остановках, тротуаров, туалетов; устройству (монтажу) недостающих светофорных объектов, пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств; устройству недостающего электроосвещения.
При этом расшифровка понятия «недостающего» в нормативной документации отсутствует. Как правило объекты обустройства автомобильных дорог как правило отсутствовали до ремонта.
Все заказчики ссылаются на п.4 Приказа Минтранса России №402 «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог» однако, по мнению палаты, данные работы по устройству недостающих элементов обустройства автомобильных дорог могут осуществляться, когда выполняется комплекс работ капитального ремонта по доведению параметров ремонтируемых участков автомобильной дороги до значений, соответствующих ее фактической категории. В ходе контрольных мероприятий устанавливаются факты не отражения в учете появившихся объектов обустройства автодорог.
При капитальном ремонте автомобильных дорог осуществляется только:
- замена знаков, сигнальных столбиков, барьерных ограждений и шумозащитных сооружений;
- замена средств организации и регулирования дорожного движения;
- замена элементов пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств (пункт 3 подпункт 4 Приказа №402).
4) И в заключении: остается вопрос, а что будет после 2024 года с 7,0 тыс.км автодорог, находящихся в собственности области и дорогами местного значения, которые в основном также находятся в ненормативном состоянии?
Ежегодная потребность в работах по капитальному ремонту и ремонту дорог, согласно постановлению Правительства Новосибирской области «О нормативах финансовых затрат и Правилах расчета размера бюджетных ассигнований областного бюджета на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения», составляет в пределах 1,5 тыс.км на сумму более 26,0 млрд.руб.
Вместе с тем, в Госпрограмме планируются средства областного бюджета на ремонт и капитальный ремонт в пределах 150 км автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения на сумму 2,6 млрд.руб., что значительно меньше (более чем в 10 раз) потребности, рассчитанной по нормативам. Недофинансирование работ приводит к ежегодному увеличению «недоремонта» автомобильных дорог.
В заключительном слове по итогам совещания аудитор Счетной палаты Российской Федерации Богомолов В.Н. отметил важность задач, решаемых органами внешнего государственного финансового контроля при мониторинге реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», призвал коллег шире использовать инструментальный контроль при проведении контрольных мероприятий и заверил участников в готовности делиться опытом и знаниями, которыми обладает Счетная палата Российской Федерации по вопросам аудита и контроля дорожной сферы.