КСП Новосибирской области проверила вопросы управления и распоряжения имуществом казны Новосибирской области, а также использования бюджетных средств на содержание имущества казны.
Контрольно-счетная палата Новосибирской области провела проверку законности управления и распоряжения имуществом казны Новосибирской области, а также использования средств областного бюджета на содержание объектов государственного имущества, находящихся в казне Новосибирской области, в 2019 году и за текущий период 2020 года. Отчет направлен в Законодательное Собрание Новосибирской области и Губернатору Новосибирской области.
Комитет Законодательного Собрания Новосибирской области по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности на своем заседании рассмотрел отчет палаты. С докладом о результатах проверки перед депутатами выступила аудитор Н.И. Козлова, она отметила, что объектами контрольного мероприятия стали:
1.Департамент имущества и земельных отношений Новосибирской области (далее – Департамент имущества, Департамент).
2. Государственное казенное учреждение Новосибирской области «Фонд имущества Новосибирской области» (ГКУ НСО «Фонд имущества», Учреждение).
В результате проверки установлено:
1. В казне Новосибирской области по состоянию на 01.10.2020 числилось 417 объектов недвижимого имущества общей балансовой стоимостью 473 432,8 тыс.руб.; 94 объекта движимого имущества общей балансовой стоимостью 13 123,9 тыс.руб.; 1 599 935 565 штук акций на общую сумму по номиналу 12 046 723,0 тыс.руб.; 1 141 земельный участок общей площадью 72 656 373,11 кв.м., стоимостью 6 840 553,6 тыс.руб.
2. В 2019 году в казну поступило 299 объектов недвижимого имущества на общую сумму 2 984 602,0 тыс.руб., выбыло 269 объектов на общую сумму 3 104 787,1 тыс.руб.
Из 299 объектов недвижимого имущества основную долю составляют 29 объектов на общую сумму 2 521 877,7 тыс.руб. (84,5% от общей суммы всех объектов недвижимого имущества, поступивших в 2019 году), из них 10 объектов на общую сумму 2 048 496,3 тыс.руб. (68,6%) поступили в казну от ГКУ НСО «УКС» и в последующем были переданы в муниципальную собственность (здания школ, детских садов, дома культуры, спортивного комплекса и другие объекты). Строительство указанных объектов осуществлялось в рамках реализации государственных программ Новосибирской области, действующих в сфере образования, культуры и спорта.
В 2019 году в казну области поступило движимое имущество на общую сумму 406 292,4 тыс.руб., выбыло на общую сумму 403 269,6 тыс.руб. Основную долю объектов движимого имущества составляют следующие объекты: автобусы для перевозки детей, системы звукового оповещения, имущество к вновь построенным школам и детскому саду, которые переданы в муниципальную собственность; комплексы фотовидеофиксации правонарушений правил дорожного движения (переданы в оперативное управление ГКУ НСО «Центр организации дорожного движения).
3. За 9 месяцев 2020 года в казну поступило 188 объектов недвижимого имущества на общую сумму 3 922 751,3 тыс.руб., выбыло 199 объектов на общую сумму 3 893 983,3 тыс.руб.
Из 188 объектов недвижимого имущества основную долю составляют 17 объектов на общую сумму 3 747 490,7 тыс.руб. (95,5%), из них 14 объектов на общую сумму 3 598 332,1 тыс.руб. (91,7%) поступили в казну от ГКУ НСО «УКС» и в последующем были переданы в муниципальную собственность. Строительство указанных объектов осуществлялось в рамках реализации государственных программ Новосибирской области, действующих в сфере образования и спорта.
За 9 месяцев 2020 года в казну поступило движимое имущество на общую сумму 230 524,2 тыс.руб., выбыло на общую сумму 230 335,4 тыс.руб. Основную долю объектов движимого имущества составляют объекты (автобусы для перевозки детей, имущество к вновь построенным школам, детским садам и спортивным объектам) на общую сумму 161 582,7 тыс.руб. (70,1%), которые в дальнейшем были переданы из областной казны в муниципальную собственность.
4. Из 20 объектов недвижимого имущества (6 помещений и 14 земельных участков с расположенными на них объектами недвижимости), включенных в Прогнозный план приватизации на 2019 год, было реализовано 2 помещения и 1 земельный участок с расположенными на нем 3 зданиями на общую сумму 12 193,7 тыс.руб. Не реализованное имущество было включено в Проект прогнозного плана приватизации на 2021-2023 годы.
По состоянию на 01.10.2020 год из 8 объектов недвижимого имущества (4 помещения и 4 земельных участка с расположенными на них объектами недвижимости), включенных в Прогнозный план приватизации на 2020 год, реализовано 2 помещения и 1 земельный участок с расположенным на нем зданием на общую сумму 4 502,5 тыс.руб.
5. Из 417 объектов недвижимого имущества, находящихся в областной казне по состоянию на 01.10.2020, 219 объектов электросетевого хозяйства (54,0% от всех объектов недвижимого имущества казны) поступили в течение 2009-2010 гг. При этом указанные объекты не используются субъектом РФ для выполнения своих полномочий.
6. По данным бюджетного учета Департамента имущества, в 2019 году в областную казну поступило 436 объектов (469 земельных участков) общей стоимостью 4 553 772,6 тыс.руб., выбыло – 74 объекта (74 земельных участка) общей стоимостью 1 443 571,9 тыс.руб.
В 2020 году в казну поступил 481 объект (481 земельный участок) общей стоимостью 1 166 995,5 тыс.руб., выбыл – 51 объект (51 земельный участок) общей стоимостью 560 613,9 тыс.руб.
В бюджетном учете Департамента имущества объекты учета (земельные участки), составляющие казну Новосибирской области, отражены в соответствии с данными Реестра государственной собственности (раздел «Областная казна»). При этом в Реестре государственной собственности (раздел «Областная казна») часть земельных участков не учтена как отдельные объекты учета (154 земельных участка объедены в 7 объектов учета, каждому земельному участку реестровый номер не присвоен), что является нарушением п.6 Порядка ведения учета имущества, находящегося в государственной собственности Новосибирской области, в Реестре государственной собственности Новосибирской области, утвержденного Постановлением Правительства Новосибирской области от 22.07.2019 № 272-п (Порядок учета имущества № 272-п).
6.1. В 2019 году Департаментом имущества приобретено 9 земельных участков, в том числе 6 земельных участков общей площадью 3 177 307 кв.м. из земель сельскохозяйственного назначения и 3 земельных участка общей площадью 7 029 кв.м. из земель населенных пунктов (расположенных под приобретенными зданиями).
6.2. Департаментом имущества отдельным категориям граждан в собственность бесплатно для ведения садоводства и огородничества предоставлялись земельные участки: в 2019 году 19 земельных участков общей площадью 13 806 кв.м., за 9 месяцев 2020 года - 142 земельных участка общей площадью 142 316 кв.м.
Земельные участки предоставлены гражданам в собственность бесплатно по основаниям, предусмотренным пп.6 ст.39.5 ЗК РФ (гражданам, имеющим трех и более детей) и пп.7 ст.39.5 ЗК РФ (иным не указанным в подпункте 6 настоящей статьи отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации).
6.3. Департаментом имущества в собственность за плату без проведения торгов предоставлялись земельные участки: в 2019 году 72 земельных участка общей площадью 105 152,4 кв.м., за 9 месяцев 2020 года - 30 земельных участков общей площадью 101 692 кв.м.
Земельные участки реализованы без проведения торгов по основаниям, предусмотренными пп. 3 п. 2 ст.39.3 ЗК РФ (земельный участок, образован из земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, за исключением земельных участков общего назначения, членам такого товарищества) и пп. 6 п. 2 ст.39.3 ЗК РФ (земельный участок, на котором расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных ст.39.20 настоящего Кодекса).
Поступления от продажи земельных участков составили: в 2019 году 7 049,8 тыс.руб., за 9 месяцев 2020 года - 4 817,6 тыс.руб.
6.4. В 2019 году и за 9 месяцев 2020 года из казны области передано в: муниципальную собственность 30 земельных участков общей стоимостью 575 232,8 тыс.руб.; федеральную собственность 1 земельный участок стоимостью 192 582,3 тыс.руб. (в 2019 году).
В 2019 году и за 9 месяцев 2020 года в казну области передано из: муниципальной собственности 20 земельных участков общей стоимостью 1 629 076,2 тыс.руб.; федеральной собственности 5 земельных участков общей стоимостью 25 508 310,7 тыс.руб. (в 2020 году).
7. По состоянию на 01.10.2020 действовало 14 договоров аренды недвижимого имущества и 227 договоров аренды земельных участков в отношении 456 земельных участков общей площадью 64 845 902,1 кв.м.
Доходы от аренды в 2019 году составили 126 393,4 тыс.руб., за 9 месяцев 2020 года – 81 644,4 тыс.руб.
По состоянию на 01.10.2020 действовало 12 договоров безвозмездного пользования недвижимым имуществом казны и 16 договоров безвозмездного пользования земельными участками (предоставлено 22 земельных участка, общей площадью 2 908 426 кв.м.).
По состоянию на 01.10.2020 действовало 29 соглашений об установлении сервитута в отношении 31 земельного участка. Право ограниченного пользования (сервитут) предоставлялось Департаментом имущества в основном для размещения линейных объектов.
8. В ходе проверки в Департаменте имущества установлены следующие нарушения порядка учета объектов казны в Реестре государственной собственности и бюджетного (бухгалтерского) учета казны:
1) не внесены изменения в Реестр государственной собственности в части исключения здания, расположенного по адресу: г. Новосибирск, ул. Аэропорт, д. 2/9, и включения двух новых объектов, образованных при его разделе;
2) несвоевременно исключено из Реестра государственной собственности и бюджетного учета здание, расположенное по адресу: Тогучинский район, с. Степногутово, балансовой стоимостью 13 487,2 тыс.руб., снесенное в 2016 году и снятое с кадастрового учета в 2017 году (исключено только в декабре 2020 года);
3) в Реестр государственной собственности включено здание, расположенное по адресу: г. Новосибирск, ул. Мира, 62, с нулевой балансовой стоимостью (не осуществлена оценка рыночной стоимости);
4) в Реестре государственной собственности и бюджетном учете по 7 земельным участкам, приобретенным в 2019 году, вместо кадастровой стоимости была указана стоимость их приобретения (общая кадастровая стоимость 8 239,2 тыс.руб., общая стоимость приобретения 3 122,0 тыс.руб.);
5) в Реестре государственной собственности в разделе «Областная казна» несвоевременно (с нарушением установленного 10-дневного срока) отражено:
- поступление 3 земельных участков (общей площадью 2 828 389 кв.м., общей кадастровой стоимостью 25 482 275,7 тыс.руб.), переданных из федеральной собственности в 2020 году;
- поступление 4 земельных участков (общей площадью 2 918 570 кв.м., общей кадастровой стоимостью 7 216,0 тыс.руб.), приобретенных в 2019 году;
6) в Реестре государственной собственности в разделе «Областная казна» и бюджетном учете Департамента имущества не были отражены:
- поступление 15 земельных участков (общей площадью 1 039 874 кв.м., общей кадастровой стоимостью 397 367,1 тыс.руб.), образованных путем раздела в 2018 году земельного участка;
- поступление земельного участка площадью 6 537 кв.м, кадастровой стоимостью 22 448,6 тыс.руб., переданного из федеральной собственности в 2020 году;
- поступление и выбытие 11 земельных участков общей площадью 5 633 кв.м. (предоставлены отдельным категориям граждан в собственность бесплатно в 2019 году);
- поступление и выбытие 95 земельных участков, общей площадью 96 315,4 кв.м. (реализованы по договорам купли-продажи в 2019-2020 годах);
- выбытие земельного участка площадью 28 000 кв.м., кадастровой стоимостью 58,2 тыс.руб. (реализован по договору купли-продажи в 2019 году);
- выбытие 139 земельных участков общей площадью 139 419 кв.м., общей кадастровой стоимостью 21 278,9 тыс.руб. (предоставлены отдельным категориям граждан в собственность бесплатно в 2019-2020 годах).
9. В нарушение Порядка применения кодов бюджетной классификации доходы от сдачи в аренду имущества казны отражались как доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении; плата по соглашениям об установлении сервитута отражалась как доходы, получаемые в виде арендной платы за земли.
10. В рамках ВЦП «Управление государственным имуществом и земельными ресурсами на территории Новосибирской области на 2019 - 2022 годы» (ВЦП «Управление имуществом») реализуются мероприятия, направленные на содержание и охрану имущества, составляющего казну, а также на ликвидацию объектов, признанных аварийными. В 2019 году на указанные цели направлено 56 207,0 тыс.руб., за 9 месяцев 2020 года – 31 757,9 тыс.руб.
11. В Отчете по ВЦП «Управление имуществом» за 2019 год значение индикатора «Доля объектов казны Новосибирской области, имеющих удовлетворительное техническое состояние к общему числу объектов казны» составило 75%. Указанное значение не корректно, так как при его расчете была нарушена Методика расчета целевых индикаторов, поскольку использовались данные не обо всех объектах, находящихся в казне Новосибирской области.
12. До 2019 года права акционера по акциям, находящимся в собственности области, осуществлял Департамент имущества и акции включались в областную казну. С 2019 года правообладателем (приобретателями) акций, являются ОИОГВ, у которых возникает право оперативного управления на акции. При этом в Порядке учета имущества № 272-п указание информации о правообладателе акций не предусмотрено.
13. В соответствии с п.6.1 ст.3 Закона Новосибирской области от 05.12.2016 № 112-ОЗ «Об отдельных вопросах регулирования земельных отношений на территории Новосибирской области» ( Закон № 112-ОЗ) ведение учета земельных участков в Реестре государственной собственности осуществляется в порядке, установленном Губернатором Новосибирской области. В 2018 году был принят Закон Новосибирской области от 06.07.2018 № 271-ОЗ «Об управлении и распоряжении государственной собственностью Новосибирской области» (Закон № 271-ОЗ), в соответствии с которым учет областного имущества в Реестре государственной собственности Новосибирской области ведется в порядке, установленном Правительством Новосибирской области. Однако изменения в Закон № 112-ОЗ внесены не были.
14. В Законе № 271-ОЗ полномочия собственника по управлению и распоряжению имуществом казны не возложены ни на один орган государственной власти. Вместе с тем, Положением о департаменте имущества и земельных отношений Новосибирской области на Департамент возложен ряд полномочий, которые в Законе № 271-ОЗ не предусмотрены. Так, Департамент осуществляет полномочия собственника в отношении имущества государственной казны Новосибирской области (в том числе выступает его арендодателем и ссудодателем); принимает решения по списанию (уничтожению) областного имущества, входящего в состав государственной казны Новосибирской области.
По итогам контрольного мероприятия Контрольно-счетная палата Новосибирской области предложила Правительству Новосибирской области рассмотреть вопрос о подготовке изменений:
- в Закон № 271-ОЗ в части закрепления общих полномочий по управлению и распоряжению имуществом казны Новосибирской области за Правительством Новосибирской области либо областным исполнительным органом государственной власти Новосибирской области, уполномоченным в сфере управления и распоряжения государственной собственностью Новосибирской области;
- в Закон № 112-ОЗ в части указания органа государственной власти Новосибирской области уполномоченного на установление порядка учета земельных участков в Реестре государственной собственности;
- в Порядок учета имущества № 272-п в части включения в состав сведений об объектах учета и их правообладателях, подлежащих внесению в Реестр государственной собственности, сведений о правообладателе акций.
Для устранения выявленных нарушений Контрольно-счетная палата Новосибирской области направила представления:
- департаменту имущества и земельных отношений Новосибирской области;
- государственному казенному учреждению Новосибирской области «Фонд имущества Новосибирской области».
Заслушав доклад аудитора КСП Новосибирской области, рассмотрев и обсудив предоставленные материалы депутаты решили:
- принять к сведению информацию об отчете Контрольно-счетной палаты Новосибирской области по результатам проверки законности управления и распоряжения имуществом казны Новосибирской области, а также использования средств областного бюджета на содержание объектов государственного имущества, находящихся в казне Новосибирской области, в 2019 году и за текущий период 2020 года;
- департаменту имущества и земельных отношений Новосибирской области представить в комитет информацию, полученную от Федерального агентства по управлению государственного имуществом, в части отражения в Реестре государственной собственности акций, находящихся в собственности Новосибирской области;
- в целях повышения качества предоставления информации и возможности использования её для последующего анализа эффективности управления и распоряжения государственной собственностью Новосибирской области министерству финансов и налоговой политики Новосибирской области при подготовке очередных изменений в Закон «Об областном бюджете Новосибирской области на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов» рассмотреть вопрос о выделении средств областного бюджета на модернизацию (разработку) программного обеспечения для департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области;
- рекомендовать департаменту имущества и земельных отношений Новосибирской области учесть замечания и предложения Контрольно-счетной палаты Новосибирской области в дальнейшей работе.