КСП Новосибирской области проверила использование средств бюджета, направленных на объекты дорожной инфраструктуры
Контрольно-счетная палата Новосибирской области провела проверку законности и эффективности использования средств областного бюджета, направленных на объекты дорожной инфраструктуры в 2019 году и за текущий период 2020 года (в том числе на строительство мостового перехода через реку Обь в створе ул. Ипподромской г. Новосибирска). Отчет направлен в Законодательное Собрание Новосибирской области и Губернатору Новосибирской области.
Комитет Законодательного Собрания Новосибирской области по транспортной, промышленной и информационной политике на своем заседании рассмотрел отчет палаты. С докладом о результатах проверки перед депутатами выступил аудитор В.Н. Алёхин, он отметил, что объектами контрольного мероприятия стали:
- Министерство транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области (Минтранс НСО);
- Государственное казенное учреждение Новосибирской области «Территориальное управление автомобильных дорог Новосибирской области» (ГКУ НСО ТУАД);
- Департамент транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г. Новосибирска (Департамент транспорта мэрии);
- Муниципальное казённое учреждение г. Новосибирска «Управление дорожного строительства» (МКУ «УДС»);
- Муниципальное унитарное предприятие г. Новосибирска «Управление заказчика по строительству подземных транспортных сооружений» (МУП «УЗСПТС»).
В результате проверки установлено:
1. Автодорожная сеть Новосибирской области, по состоянию на 01.01.2020, составляет 27 444,0 км. Из 12 730,4 км автомобильных дорог, находящихся в государственной собственности 60,7% или 7 731,48 км не отвечают нормативным требованиям. Из 14 713,60 км автомобильных дорог местного значения не отвечают нормативным требованиям – 5 481,3 км или 37,3%.
На автомобильных дорогах регионального и межмуниципального значения не соответствуют нормативным требованиям 54 моста из 274 или 29,9%.
Информация, отраженная в статистической отчетности, о протяженности и техническом состоянии автомобильных дорог находящихся в собственности муниципальных образований является недостоверной.
2. Доходы дорожного фонда в 2019 году исполнены в объеме 17 609 046,4 тыс.руб. или 90,1% плана, с ростом к 2018 году на 6 292 299,2 тыс.руб. или 47,5%, за 11 месяцев 2020 года – в объеме 20 623 724,4 тыс.руб., или 83,6% плана.
Основную часть доходов дорожного фонда составляют доходы от уплаты акцизов (36,4% в 2019 году и 32,4% за 11 мес. 2020 года), транспортного налога (15,1% и 7,7%), отчислений от иных поступлений в консолидированный доход бюджета области в размере, устанавливаемом законом НСО об областном бюджете (13,2% и 3,3%).
Средства федерального бюджета в доходах дорожного фонда составили в 2019 году 4 998 056,6 тыс.руб. или 28,4%, с ростом к 2018 году на 3 475 345,9 тыс.руб. или 228,2%, за 11 месяцев 2020 года – 9 792 142,9 тыс.руб. или 47,5%.
3. Расходы дорожного фонда в 2019 году составили 17 609 046,4 тыс.руб. или 90,1% от плановых назначений, с ростом к 2018 году на 4 826 549,7 тыс.руб. или 37,8%, за 11 месяцев 2020 года – в объеме 20 623 727,4 тыс.руб. или 83,6% плана.
Остальной объем ассигнований направлен на реализацию мероприятий Госпрограммы «Повышение безопасности дорожного движения» (3,8% и 2,9%), на управление дорожным хозяйством (4,0% и 2,6%), на оплату налога на имущество по дорогам местного значения (2,6% и 1,3%).
4. На реализацию мероприятий Госпрограммы «Развитие автомобильных дорог» в 2019 году направлены ассигнования в размере 15 498 385,1 тыс.руб. (89,7% к плану) с ростом к 2018 году на 4 421 570,5 тыс.руб. или 39,9%, за 11 месяцев 2020 года – 19 072 904,3 тыс.руб. (85,4 % к плану).
Расходы на объекты дорожной инфраструктуры государственной собственности составляют в 2019 году – 11 587 442,1 тыс.руб. или 74,8%, за 11 месяцев 2020 года – 15 477 884,1 тыс.руб. или 81,2%.
Основная часть ассигнований областного бюджета в рамках реализации Госпрограммы в 2019 году и за 11 месяцев 2020 года направлена на:
• строительство и реконструкцию автомобильных дорог и дорожных сооружений – 31,7% (4 907 581,0 тыс.руб.) и 50,9% (9 700 247,4 тыс.руб.) по годам соответственно;
• содержание автомобильных дорог – 24,1% (3 729 992,7 тыс.руб.) и 17,9% (3 418 240,4 тыс.руб.);
• ремонт – 7,9% (1 220 224,0 тыс.руб.) и 9,7% (1 852 342,7 тыс.руб.);
• капитальный ремонт – 6,1% (948 449,8 тыс.руб.) и 2,1% (409 862,7 тыс.руб.);
• планово-предупредительный ремонт – 4,2% (653 264,8 тыс.руб.), в 2020 году данный вид расходов из перечня исключен.
5. В 2019 году завершено строительство (реконструкция) 27,77 км автомобильных дорог, проведен капитальный ремонт 20,93 км и ремонт 116,29 км дорожного полотна на объектах государственной собственности.
6. На осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения из областного бюджета были направлены субсидии в 2019 году 3 890 943,0 тыс.руб. (25,1%) с увеличением к 2018 году на 1 040 514,2, тыс.руб. (на 36,9%) и за 11 месяцев 2020 года 3 595 020,2 тыс.руб. (18,8%).
Средства областного и местных бюджетов направлены на: строительство (реконструкцию) 5,9 км автомобильных дорог, капитальный ремонт 20,0 км и ремонт 309,3 км автомобильных дорог местного значения.
7. В 2019 году из 30-ти целевых индикаторов Госпрограммы, не достигнуты результаты по 8-ми.
Вместе с тем, значения достигнутых показателей: «Доля протяженности автомобильных дорог общего пользования, относящихся к государственной собственности Новосибирской области, не отвечающих нормативным требованиям, в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования, относящихся к государственной собственности Новосибирской области»; «Удельный вес автодорог с твердым покрытием в общей протяженности а/д регионального и межмуниципального значения»; «Плотность а/д регионального и межмуниципального значения с твердым покрытием» подлежат корректировке.
8. На реализацию мероприятий регионального проекта «Дорожная сеть» в 2019 году направлены ассигнования в размере 5 672 974,5 тыс.руб. (97,7% к плану 5 804 278,4 тыс.руб.), в том числе средства ФБ – 3 030 349,0 тыс.руб. (99,9% к плану 3 034 502,2 тыс.руб.) за 11 месяцев 2020 года – 5 300 613,0 тыс.руб. (85,4 % к плану 6 457 969,2 тыс.руб.), в том числе средства ФБ – 3 158 059,5 тыс.руб. (78,8% к плану 4 010 153,3 тыс.руб.).
Всего в 2019 году проведены работы на 70-ти объектах государственной собственности и 55-ти объектах муниципальной собственности, введено в эксплуатацию по объектам БКАД (областного и местного значения) 190,8 км автомобильных дорог при плане 189,8 км.
В 2020 году в рамках регионального проекта «Дорожная сеть» запланировано проведение дорожных работ на 48-ми объектах государственной собственности и 51-ом объекте муниципальной собственности, в том числе в г. Новосибирске на 48-ми объектах, в г. Искитиме – на 3-х.
9. В ходе проверки установлен ряд нарушений и недостатков при использовании бюджетных средств.
Нарушения законодательства в сфере закупок:
‑ с завышением определена НМЦК на сумму 4 952,5 тыс.руб., вследствие допущенных ошибок проектировщиком (МУП «УЗСПТС») при определении сметной стоимости реконструкции а/д по ул. Кедровая, при этом проектно-сметная документация прошла государственную экспертизу (МКУ «УДС»: а/д по ул. Кедровая);
‑ приняты и оплачены работы, не предусмотренные Контрактом на сумму 25 670,3 тыс.руб. (МКУ «УДС»: а/д по ул. Кедровая);
‑ приняты и оплачены непредвиденные работы, с превышением лимита, предусмотренного НМЦК на сумму 729,1 тыс.руб. (МКУ «УДС»: а/д по ул. Кедровая);
‑ НМЦК определена на основании сметной документации, составленной по рабочей документации, не прошедшей проверку достоверности определения сметной стоимости строительства (реконструкции), при этом стоимость работ по рабочей документации превысила на 11 395,3 тыс.руб. стоимость работ по проектной документации, прошедшей экспертизу (МКУ «УДС»: а/д по ул. Кедровая);
‑ комплекс работ, предусмотренный проектной документацией, разбит (раздроблен), на две части, при заключении договоров с единственным поставщиком (неконкурентная закупка), с целью того, чтобы сумма по каждому из них не превышала 10% уставного капитала (МУП «УЗСПТС»: а/д с устройством площадок для стоянки автомобилей);
‑ приняты и оплачены фактически невыполненные работы сумму 2 221,3 тыс.руб. (МУП «УЗСПТС»: а/д по ул. Ядринцевский конный спуск – 258,4 тыс.руб., а/д с устройством площадок для стоянки автомобилей – 1 962,9 тыс.руб.);
‑ приняты и оплачены работы, выполненные с нарушением технических регламентов и ПСД на сумму 14 768,7 тыс.руб. (МКУ «УДС»: а/д по ул. Кедровая – 1 225,2 тыс.руб., МУП «УЗСПТС»: а/д с устройством площадок для стоянки автомобилей – 11 017,8 тыс.руб., а/д по ул. Ядринцевский конный спуск – 2 525,7 тыс.руб.).
Нарушения бюджетного законодательства:
‑ расходы на ремонт объектов: а/д с устройством площадок для стоянки автомобилей, а/д по ул. Ядринцевский конный спуск, осуществлялись Департаментом транспорта мэрии в форме субсидий МУП «УЗСПТС», а не в форме закупок товаров, работ, услуг для муниципальных нужд. Предприятие осуществляло закупки соответствующих услуг в соответствии с Федеральным законом о закупках юридических лиц без использования конкурентных способов определения исполнителей.
Нарушения законодательства в сфере градостроительной деятельности:
‑ принято решение об открытии движения транспорта путепроводу через железную дорогу «Омск-Новосибирск» на 6 км а/д «Коченево-совхоз Коченевский» в Коченевском районе при отсутствии заключения Инспекции государственного строительного надзора НСО о соответствии построенного объекта проектной документации и требованиям технических регламентов (ГКУ НСО ТУАД).
Нарушение Условий предоставления и расходования субсидий:
‑ Департаментом транспорта мэрии направлена в Минтранс НСО заявка на предоставление субсидии на ремонт автомобильных дорог местного значения, без предоставления документов, подтверждающих право муниципальной собственности (а/д по ул. Ядринцевский конный спуск), вместе с тем, а/д с устройством площадок для стоянки автомобилей Департаментом земельных и имущественных отношений мэрии города Новосибирска передана и закреплена на праве хозяйственного ведения за МУП «УЗСПТС», однако право хозяйственного ведения не было зарегистрировано;
‑ мэрия города Новосибирска, в лице Департамента транспорта мэрии, осуществила расходование субсидии не на основании контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом о контрактной системе, а путём предоставления субсидии юридическому лицу (МУП «УЗСПТС»: а/д по ул. Ядринцевский конный спуск, а/д с устройством площадок для стоянки автомобилей).
Нарушения законодательства в сфере дорожной деятельности:
‑ не установлен порядок ремонта автомобильных дорог г. Новосибирска (мэрия г. Новосибирска);
‑ строительство (реконструкция) дорожного объекта осуществлялась под видом ремонта, в следствие чего не оформлялось разрешение на строительство (реконструкцию), не осуществлялся государственный строительный надзор с предварительным извещением уполномоченного органа, не оформлялось разрешение на ввод объекта в эксплуатацию и т.д. (МУП «УЗСПТС»: а/д по ул. Ядринцевский конный спуск, а/д с устройством площадок для стоянки автомобилей);
‑ земельный участок для строительства (реконструкции) автомобильной дороги был выделен на основании Разрешения на использование земель, в целях текущего ремонта линейного объекта, при этом фактические работы выполнены на земельном участке, значительно превышающем площадь, предусмотренную в Разрешении (МУП «УЗСПТС»: а/д по ул. Ядринцевский конный спуск).
10. Строительство мостового перехода через р. Обь в створе ул. Ипподромской г. Новосибирска осуществляется в 2019-2020 годах в соответствии с Концессионным соглашением от 06.12.2017. В связи с возникновением особых обстоятельств срок строительства продлен на 284 календарных дня – до 17.09.2023.
На 2019 год расходы на строительство Мостового перехода по соглашению с Федеральным дорожным агентством предусмотрены в размере 1 789 331,7 тыс.руб. и на 2020 год в размере 6 469 336,0 тыс.руб. Указанные суммы поступили в бюджет Новосибирской области и выплачены концессионеру.
Расходы областного бюджета в 2019 году и на 01.12.2020 составили 1 741 472,8 тыс.руб. (из них 2019 год – 656 350,7 тыс.руб., в 2020 году – 681 196,2 тыс.руб.).
По состоянию на 01.12.2020 года техническая готовность объекта составила 14,4% при плане на 2020 год – 23,8%.
Концедент передал Концессионеру 172 земельных участков площадью 48,53 Га, что составляет 94,1% от площади участков, которые следует передать.
По итогам контрольного мероприятия Контрольно-счетная палата Новосибирской области предложила Правительству Новосибирской области внести изменения в постановление Правительства Новосибирской области № 238-п, касающиеся исключения направления расходования бюджетных ассигнований дорожного фонда на аварийно-восстановительные работы и планово-предупредительный ремонт автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения.
Для устранения выявленных нарушений Контрольно-счетная палата Новосибирской области направила представления в:
– Министерство транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области;
– Государственное казенное учреждение Новосибирской области «Территориальное управление автомобильных дорог»;
– Мэрию города Новосибирска.
Заслушав доклад аудитора КСП Новосибирской области, рассмотрев и обсудив предоставленные материалы депутаты решили:
- Принять к сведению информацию Контрольно-счетной палаты Новосибирской области.
- Рекомендовать министерству транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области:
- продолжить работу по проведению инструментальной диагностики автомобильных дорог местного значения в целях предоставления муниципальными образованиями объективных статистических данных об их протяженности и техническом состоянии;
- совместно с ГКУ НСО ТУАД при формировании перечня объектов строительства (реконструкции), капитального ремонта и ремонта в обязательном порядке предусматривать выполнение работ на искусственных сооружениях;
- представить для рассмотрения на заседании комитета в марте-апреле текущего года Транспортную стратегию Новосибирской области на период до 2030 года, с учетом замечаний и предложений, направленных решением комитета от 24.07.2018 г., а также проинформировать о ходе её реализации;
- совместно с мэрией города Новосибирска разработать и представить в комитет план мероприятий по устранению замечаний, указанных в отчёте Контрольно-счетной палаты Новосибирской области, в том числе с учетом исполнения подрядными организациями гарантийных обязательств;
- провести анализ собираемости муниципальными районами и городскими округами Новосибирской области транспортного налога;
- проработать персональные меры ответственности должностных лиц за некачественное выполнение работ и неэффективное использование средств областного бюджета Новосибирской области;
- предусмотреть перераспределение бюджетных ассигнований дорожного фонда Новосибирской области в целях в целях дополнительного финансирования, в том числе в форме субсидий, и заключения долгосрочных контрактов на выполнение дорожно-строительных работ на автомобильных дорогах регионального, межмуниципального и местного значения с сельской местности.
3. Рекомендовать министерству транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области, мэрии города Новосибирска при заключении государственных (муниципальных) контрактов, выполнении дорожно-строительных работ и вводе в эксплуатацию готовых объектов обеспечить безусловное соблюдение федерального и областного законодательства.
4. Рекомендовать Контрольно-счетной палате Новосибирской области указывать в отчётах ФИО конкретных сотрудников организаций, допустивших нарушения.