КСП Новосибирской области проверила использование средств бюджета, направленных на создание многофункциональной ледовой арены
Комитет Законодательного Собрания Новосибирской области по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам рассмотрел заключение Контрольно-счетной палаты Новосибирской области о результатах обследования использования средств областного бюджета, направленных на создание многофункциональной ледовой арены по ул. Немировича-Данченко в г. Новосибирске в 2019 году и за текущий период 2020 года. Заключение направлено в Законодательное Собрание Новосибирской области и Губернатору Новосибирской области.
С докладом о результатах проверки перед депутатами выступил аудитор палаты В.Н. Алёхин, он отметил, что объектами экспертно-аналитического мероприятия стали:
- Министерство строительства Новосибирской области (Министерство строительства НСО);
- Министерство транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области (далее Министерство транспорта НСО);
- Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области (Министерство ЖКХ НСО);
- Департамент транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г. Новосибирска (Департамент транспорта мэрии);
- Государственное казенное учреждение Новосибирской области «Арена» (ГКУ НСО «Арена»);
- Муниципальное казённое учреждение города Новосибирска «Управление дорожного строительства» (МКУ «УДС»);
- Муниципальное унитарное предприятие города Новосибирска «Управление заказчика по строительству подземных транспортных сооружений» (МУП «УЗСПТС»).
В результате обследования установлено:
- Мероприятия по строительству многофункциональной ледовой арены по ул. Немировича-Данченко в городе Новосибирске, а также объектов дорожной инфраструктуры, сетей и систем инженерно-технического обеспечения, реализуются в рамках федеральных и национальных проектов РФ и государственных программ РФ и Новосибирской области в целях проведения молодежного чемпионата мира по хоккею с шайбой на льду (IIHF) 2023 года.
- Инвестиционный проект по созданию спортивных объектов и объектов инфраструктуры для проведения Чемпионата мира по хоккею в 2023 году в г. Новосибирске состоит из 10 объектов. Общий плановый объем затрат, необходимый для реализации всех мероприятий инвестиционного проекта (за период 2018-2022 годов) составляет 20 652 383,3 тыс.руб. (средства федерального бюджета – 7 406 606,0 тыс.руб., областного бюджета – 13 042 709,8 тыс.руб., местного бюджета города Новосибирска – 97 903,5 тыс.руб., внебюджетные источники – 105 164,0 тыс.руб.), в том числе по объектам:
- Строительство Многофункциональной ледовой арены по ул. Немировича-Данченко в г. Новосибирске – 10 209 649,5 тыс.руб., объект областной собственности. По состоянию на 01.12.2020 заключено контрактов (договоров) на сумму 9 686 591,1 тыс.руб., выполнено работ – 2 164 690,0 тыс.руб. (22,3% от цены контрактов);
- Строительство автомобильной дороги от пляжа «Наутилус» вдоль территории МФЛА с заездом на дамбу Октябрьского моста в Кировском и Ленинском районах г. Новосибирска – 1 741 923,3 тыс.руб., объект областной собственности. По состоянию на 01.12.2020 заключено контрактов (договоров) на сумму 1 380 318,4 тыс.руб., выполнено работ – 399 629,4 тыс.руб. (29,0%);
- Строительство автомобильной дороги от ул. Немировича-Данченко до территории МФЛА в Кировском районе г. Новосибирска – 389 349,4 тыс.руб., объект областной собственности. По состоянию на 01.12.2020 заключено контрактов (договоров) на сумму 276 218,7 тыс.руб., выполнено работ – 151 280,9 тыс.руб. (54,8%);
- Реконструкция площади Лыщинского с участками автомобильных дорог, примыкающих к площади (ул. Немировича-Данченко, пр-т Карла Маркса, ул. Блюхера, ул. Горская) для обеспечения транспортной доступности к МФЛА – 1 630 805,4 тыс.руб., объект собственности г. Новосибирска. По состоянию на 01.12.2020 заключено контрактов (договоров) на сумму 1 041 329,5 тыс.руб., выполнено работ – 621 633,9 тыс.руб. (59,7%);
- Реконструкция автомобильной дороги по дамбе Октябрьского моста и автомобильной дороги от площади Лыщинского до пляжа «Наутилус» 1 632 154,3 тыс.руб., объект собственности г. Новосибирска. По состоянию на 01.12.2020 заключено контрактов (договоров) на сумму 1 324 117,8 тыс.руб., выполнено работ – 590 224,9 тыс.руб. (44,6%);
- Строительство станции «Спортивная» Ленинской линии Новосибирского метрополитена – 2 721 990,3 тыс.руб., объект собственности г. Новосибирска. По состоянию на 01.12.2020 заключено контрактов (договоров) на сумму 1 246 372,3 тыс.руб., выполнено работ – 667 676,8 тыс.руб. (54,4%);
- Пешеходный переход через дамбу Октябрьского моста для обеспечения транспортной доступности к МФЛА в Кировском, Ленинском районах – 317 050,1 тыс.руб. объект собственности г. Новосибирска. По состоянию на 01.12.2020 заключено контрактов (договоров) на сумму 309 079,5 тыс.руб., выполнено работ – 209 381,1 тыс.руб. (67,7%);
- Строительство комплекса сооружений поверхностного водоотвода с территории прилегающей к МФЛА – 1 467 071,3 тыс.руб., объект собственности г. Новосибирска. По состоянию на 01.12.2020 заключено контрактов (договоров) на сумму 1 430 344,5 тыс.руб., выполнено работ – 570 902,6 тыс.руб. (39,9%);
- Благоустройство территории, прилегающей к МФЛА по ул. Немировича-Данченко в г. Новосибирске – 442 626,7 тыс.руб., объект собственности г. Новосибирска. Выполнение основных работ намечено на 2021-2022 годы;
- Строительство водовода для объекта МФЛА – 105 164,0 тыс.руб. (внебюджетные средства МУП г. Новосибирска «Горводоканал»), объект собственности г. Новосибирска. Выполнение основных работ намечено на 2021 год.
- За истекший период (2018-2019 годы и 11 месяцев 2020 года) на финансирование мероприятий направлено ассигнований за счет средств областного и федерального бюджетов в объеме 7 081 123,8 тыс.руб. или 34,6% от общей потребности (20 449 315,8 тыс.руб.).
Законопроектом НСО о бюджете области на 2021 год и плановый период 2022-2023 годов предусмотрено финансирование данных мероприятий из областного и федерального бюджетов в объеме 9 961 309,5 тыс.руб. (2021 г. – 5 783 428,1 тыс.руб., 2022 г. – 4 177 881,4 тыс.руб.), что на 677 838,0 тыс.руб. меньше потребности (ОБ+ФБ: 10 639 147,5 тыс.руб.).
По пояснениям Министерства транспорта НСО объем затрат на ряд объектов будет откорректирован (высвободится 831 276 тыс.руб.). При этом для завершения строительства станции «Спортивная» (с учетом сложившейся экономии по торгам в сумме 207 959,2 тыс.руб.) дефицит средств, предусмотренных в Законопроекте НСО о бюджете на 2021 год и плановый период 2022-2023 годов составляет 490 644,1 тыс.руб.
- В ходе обследования выполненных работ на объектах установлено, что:
– на объекте «Строительство многофункциональной ледовой арены» работы по второму этапу, которые должны начаться с апреля 2020 года, по состоянию на 01.12.2020, не велись; для завершения полного комплекса работ на объекте в установленные сроки необходимо увеличить темпы выполнения работ;
– на объекте «Сооружение водоотвода» сроки окончания работ увеличены на год (с 30.11.2021 до 30.11.2022).
- КСП НСО обращает внимание на возможные риски по невыполнению работ в предусмотренные графиками сроки производства работ МУП «УЗСПТС»:
– по объекту «Станция метро «Спортивная» на установленную дату завершения контракта (20.11.2020) работы выполнены на 41,4%;
– по объекту «Пешеходный переход через дамбу» по состоянию на 01.12.2020 работы выполнены на 52,5% от планового объема.
- В ходе выездных проверок на объекты выявлены нарушения и недостатки при использовании бюджетных средств, направленных на выполнение мероприятий, в частности:
– нарушения бюджетного законодательства, а также законодательства в сфере бухгалтерского учета: расходы на разработку проектной документации по объектам осуществлялись в форме субсидий, а не в форме закупок товаров, работ, услуг для муниципальных нужд (МУП «УЗСПТС»); не отражены и не учитываются в составе вложений в объект затраты на разработку, экспертизу и корректировку проектно-сметной документации, которые впоследствии должны были быть приняты к бухгалтерскому учету в качестве объектов нефинансовых активов (МКУ «УДС» по объекту «Реконструкция площади Лыщинского» на сумму 30 544,4 тыс.руб.);
– нарушения законодательства в сфере градостроительной деятельности: строительство объекта капитального строительства осуществлялось при отсутствии разрешения на строительство (МУП «УЗСПТС» по объекту «Сооружение водоотвода»); не соблюден срок направления в уполномоченный орган на осуществление государственного строительного надзора извещения о начале строительства (МУП «№УЗСПТС» «Станция метро «Спортивная» и «Пешеходный переход через дамбу»); в цену контрактов включены затраты, связанные с выполнением функций технического заказчика, при этом полномочия муниципального заказчика переданы предприятию на безвозмездной основе (МУП «УЗСПТС» по объекту «Реконструкция автодороги по дамбе моста» на сумму 13 960,6 тыс.руб.);
– нарушения законодательства в сфере закупок: завышена начальная (максимальная) цена контракта на 15 087,6 тыс.руб. МКУ «УДС» по объекту «Реконструкция автодороги по дамбе моста» (при определении НМЦК применены индексы прогнозной инфляции на 2021 и 2022 годы к работам, которые должны были выполняться в 2020 и 2021 годах); в реестр контрактов не включена информация об изменении объемов и видов работ МКУ «УДС» по «Реконструкция площади Лыщинского» стоимость работ увеличилась на 9 176,0 тыс.руб., МУП «УЗСПТС» по объекту «Сооружение водоотвода» стоимость работ уменьшилась на 140 264,6 тыс.руб. При этом общая стоимость контрактов по данным объектам не изменилась;
– в нарушение требований Гражданского кодекса РФ МУП «УЗСПТС»:
а) принята к оплате стоимость оборудования (без монтажа), не вовлеченных в производство работ по объектам: «Пешеходный переход через дамбу» – 1 911,9 тыс.руб., «Станция метро «Спортивная» – 101 296,7 тыс.руб., произведена покупка материалов (трубы), а не строительные работы по объекту «Сооружение водоотвода» на сумму 37 304,0 тыс.руб.;
б) приняты и оплачены невыполненные (на дату оплаты) работы по объекту «Станция метро «Спортивная» на сумму 11 970,5 тыс.руб.
- Объем выявленных нарушений и недостатков может свидетельствовать об осуществлении ненадлежащего ведомственного контроля со стороны главных распорядителей бюджетных средств за деятельностью государственных и муниципальных заказчиков, а также является основанием для проведения в 2021 году проверки использования средств, направляемых на создание объектов для проведения Чемпионата мира по хоккею 2023 года в г. Новосибирске.
По итогам экспертно-аналитического мероприятия Контрольно-счетная палата Новосибирской области предложила Правительству Новосибирской области:
– усилить контроль за достижением контрольных точек по обеспечению технической готовности объектов многофункциональной ледовой арены, определенные Соглашениями о предоставлении субсидий из федерального бюджета;
– предусмотреть в областном бюджете необходимый объем ассигнований на завершение работ по объекту «Станция «Спортивная» Ленинской линии Новосибирского метрополитена».
Для устранения выявленных нарушений Контрольно-счетная палата Новосибирской области направила представления в:
– Департамент транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г. Новосибирска;
– Муниципальное казённое учреждение города Новосибирска «Управление дорожного строительства»;
– Муниципальное унитарное предприятие города Новосибирска «Управление заказчика по строительству подземных транспортных сооружений».
Заслушав доклад аудитора КСП Новосибирской области, рассмотрев и обсудив предоставленные материалы депутаты решили: принять к сведению информацию Контрольно-счетной палаты Новосибирской области.