Контрольно-счетная палата Новосибирской области провела проверку высокодотационных муниципальных образований Венгеровского и Кыштовского районов.
Проверка годовых отчетов об исполнении бюджетов высокодотационных муниципальных образований Венгеровского и Кыштовского районов Новосибирской области за 2019 год проведена в соответствии со статьей 136 Бюджетного кодекса РФ и поручением Законодательного собрания Новосибирской области совместно с контрольно-счетными органами указанных районов.
В соответствии со ст. 136 Бюджетного кодекса РФ (БК РФ) проверка проводится в муниципальных образованиях, в бюджетах которых доля дотаций и налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений от налога на доходы физических лиц в 2017 – 2019 гг. превышала 50,0% доходов бюджета (без учета субвенций). В Венгеровском районе к высокодотационным относились 17 поселений из 20-ти, в Кыштовском – 11 поселений из 17-ти. Муниципальные районы к высокодотационным муниципальным образованиям не относятся. Предыдущие проверки высокодотационных муниципальных образований указанных районов проводилась палатой в 2010 и 2012 годах.
В ходе проверки установлено следующее:
1. Венгеровский район может быть отнесен к территориям с относительно высоким уровнем развития сельского хозяйства. Уровень развития промышленности, торговли и сферы услуг в Венгеровском и Кыштовском районах существенно меньше, чем в среднем по районам области. При этом объемы промышленного производства и платных услуг населению в 2019 году сократились. В Кыштовском районе также сократился объем сельскохозяйственного производства, при этом в районе более высокий уровень доходов населения, оборота торговли и сферы услуг.
2. Налоговые и неналоговые доходы консолидированных бюджетов на душу населения в указанных районах ниже, чем в среднем среди районов области (в Кыштовском районе уровень больше, чем в Венгеровском). Доля финансовой помощи в местных бюджетах существенно выше собственных источников доходов, планируемые муниципальными образованиями меры по развитию экономики не способны существенно повлиять на уровень дотационности местных бюджетов.
3. В Новосибирской области начался процесс совершенствования территориальной организации местного самоуправления. С 2021 года 3 поселения Венгеровского района с небольшой численностью населения объединяются в одно. Для объединяющихся поселений предусмотрены преференции в виде увеличения нормативов расходов на органы местного самоуправления. В федеральном законодательстве также предусмотрена возможность объединения муниципального района и всех входящих в его состав поселений в муниципальный округ.
4. По сравнению с результатами ранее проведенных проверок можно отметить значительное повышение качества бюджетного процесса (в т.ч. за счет реализации предложений, сделанных палатой по результатам ранее проведенных мероприятий). В том числе не установлены нарушения в части превышения утвержденных и финансирования непредусмотренных решением о бюджете расходов, неправомерного внесения изменений в сводную бюджетную роспись, отсутствия контроля за непревышением расходов со стороны финансового органа. При распределении дотаций поселениям районами применяются новые методические рекомендации Министерства финансов НСО, которые позволяют избежать большинства допускавшихся ранее нарушений и недостатков.
5. Вместе с тем, в проверенных поселениях сохраняется ряд типичных нарушений и недостатков в организации бюджетного процесса, исполнении отдельных видов доходов и расходов местных бюджетов, на которые палата ежегодно указывает в своих заключениях и методических материалах:
не были приняты отдельные муниципальные правовые акты, регулирующие бюджетный процесс, а также организацию и нормирование закупок товаров, работ, услуг для муниципальных нужд;
содержание реестров расходных обязательств, реестра закупок, осуществленных без заключения контрактов, сводных бюджетных росписей, кассовых планов и бюджетных смет не соответствует законодательству;
установлены случаи неполноты состава или недостоверности содержания бюджетной отчетности, прежде всего, связанные с неотражением объектов недвижимого имущества (в т.ч. после государственной регистрации прав на него);
руководители финансовых органов не соответствуют установленным квалификационным требованиям, не осуществляется внутренний муниципальный финансовый контроль и внутренний финансовый аудит;
ставки местных налогов устанавливаются на уровне существенно меньше возможного, муниципальное имущество передается в пользование без проведения торгов, не принимаются меры по взысканию задолженности;
поселения администрируют доходы от штрафов, налагаемых созданными районами административными комиссиями, при этом штрафы за нарушение областных правовых актов зачисляются в местные бюджеты;
в 4-х поселениях превышены нормативы формирования расходов на содержание органов местного самоуправления, установленные Постановлением Правительства НСО от 31.01.2017 № 20-п;
в 5-ти поселениях закупки «дробились» на несколько контрактов с общим предметом и поставщиком (исполнителем), что позволило обойти требование об использовании конкурентных способов закупок;
допускались случаи несвоевременного направления информации об исполнении контрактов для размещения в реестре контактов, несвоевременной либо преждевременной оплаты контрактов;
при предоставлении из бюджетов поселений субсидий юридическим лицам не соблюдались требования бюджетного законодательства, а также законодательства о защите конкуренции;
из бюджета Венгеровского района не возмещаются расходы бюджетов поселений на содержание помещений библиотек, предоставленных в пользование районному учреждению (централизованной библиотечной системе).
6. В Венгеровском районе передача полномочий по организации тепло- и водоснабжения, снабжения населения топливом на уровень района не осуществлена. Между администрациями района и поселений заключены соглашения, предусматривающие обратную передачу районных полномочий и межбюджетных трансфертов на их осуществление сельским поселениям. Основная часть средств, предоставленных поселениям по-прежнему используется на возмещение затрат коммунальных организаций, которые должны осуществляться за счет выручки от реализации коммунальных услуг. При этом централизация полномочий на уровне районов была направлена на повышения эффективности управления и снижение бюджетных расходов.
По итогам проведенного мероприятия палата предложила Министерству жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области и департаменту по тарифам Новосибирской области принять дополнительные меры для повышения эффективности управления коммунальным хозяйством и использования бюджетных средств, ежегодно выделяемых на возмещение текущих производственных затрат коммунальных организаций.
В администрации проверенных поселений Венгеровского и Кыштовского районов будут направлены представления с предложениями об устранении установленных нарушений и недостатков.
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области, администрации Венгеровского и Кыштовского районов будут направлены письма с информацией о нарушениях и недостатках, относящихся к их компетенции.
Для устранения и предотвращения типичных нарушений и недостатков в бюджетном процессе муниципальных образований Заключение о результатах проверки высокодотационных муниципальных образований Венгеровского и Кыштовского районов Новосибирской области размещено на сайте палаты